Оппозиционер

Часть 1. Честь имею.

***

Капитан ВВС Федоров сидел на офицерском собрании и вместе со всеми присутствующими сослуживцами ожидал прибытия командира авиадивизии. Дежурный по дивизии запретил все полеты и через вестовых собрал весь офицерский состав дивизии в гарнизонном Доме офицеров. В Москве было не спокойно. По телевизору показывали обращение членов ГКЧП к народу. Командир дивизии быстро прошел в зал и поднялся на сцену. Офицеры при появлении генерала встали и, услышав от генерала «товарищи офицеры», опустили свои седалища, в нагретые от долгого ожидания, кресла.

- Товарищи офицеры.- Обратился к присутствующим командир.- В Москве произошел государственный переворот. Президент СССР Горбачев отстранен от власти членами ГКЧП. Местонахождение его в настоящее время неизвестно. В столице идут беспорядки. Я Вас собрал, чтобы удержать от необдуманных действий, ведь до меня неоднократно доводили сведения, что многие из Вас недовольны руководством страны и не желают видеть в кресле Президента СССР Горбачева. Я могу сказать Вам одно. Мы - армия и не должны вмешиваться в устроенные беспорядки, а потому я приказываю отменить все полеты в авиадивизии и запретить выход военнослужащих за пределы воинских частей. Все увольнения рядовых и младшего командного состава отменить до установления порядка в Москве. Ключи от оружейных комнат передать дежурным по воинским частям и выдавать только по моему письменному приказу. - Генерал взял с трибуны стакан и немного из него отпил.

В зале после обращения командира поднялся шум.

Генерал, поставив стакан на трибуну, продолжил речь. – Я, как командир авиадивизии, отвечаю за Ваши жизни, а потому требую от Вас соблюдения воинского порядка и дисциплины и не потерплю участия моих офицеров в беспорядках. У меня всё. Есть вопросы?

Федоров встал с кресла и представившись обратился к генералу.

- Товарищ генерал! Вы предлагаете нам, как членам партии, отказаться от политической борьбы?

Генерал махнул на капитана рукой.

- Никто не говорит о запрете коммунистической партии. Я предлагаю Вам подождать. Коммунистическая партия, как была у власти, так и остается, а борьба, происходящая на высшем уровне, нас с вами не касается. Мы давали присягу и должны ее исполнять.

Федоров снова встал.

- А как же слова присяги?- И Федоров начал цитировать.- Я клянусь добросовестно изучать военное дело, всемерно беречь военное и народное имущество и до последнего дыхания быть преданным своему Народу, своей Советской Родине и Советскому Правительству. А если у нас Советского Правительства нет, то чьи приказы мы должны исполнять?

- Кто не желает считаться с моим приказом, я на службе не держу.- Генерал повысил голос.- Рапорт на стол и идите, куда хотите.

- То есть вы предлагаете мне нарушить присягу?

- Федорова под арест!- Отдал приказ генерал.

Сидевшие рядом с Федоровым сослуживцы встали и проводили его к выходу из зала.


***

- Витя! Ты совсем головой поехал?- Обратился к нему один из сопровождавших.- Кто генералу такое может сказать. Теперь уволят тебя к хренам собачьим, и кому после этого ты будешь нужен?

- Леша!- Федоров посмотрел на товарища по оружию.- А ты уверен в том, что если мы не вмешаемся, то все будет в порядке? Что страна не развалится? Что партию, членами которой мы являемся не разгонят или не запретят?

Сослуживец замолчал.

Федоров был препровожден на гауптвахту и, отсидев трое суток под арестом, был освобожден. Ему комендант гауптвахты вручил приказ командира дивизии с визой министра обороны СССР об увольнении капитана Федорова в запас.

- Радуйся, что так легко отделался.- Произнес комендант.- За такие слова в прежние времена могли и расстрелять.

- Посмотрим, что Вы скажете через пару лет.- Буркнул в ответ Федоров.


***

Жена не спорила по случаю увольнения Федорова, но с укором смотрела на мужа.

- Витя!- Обратилась она к нему.- Куда мы поедем из военного городка?

- К родителям!- Отрезал уже бывший капитан ВВС.- Тут нам больше делать нечего.

Сборы были не долгими и под сочувственными взглядами бывших сослуживцев и их жен, семья Федорова, неся в руках три чемодана, шла к КПП, где Федоров не глядя в глаза дежурного по КПП, когда-то его ведомого, пропустив свою жену и сына, вышел в «гражданский» мир.


***

А потом был развал СССР, когда Горбачев, Ельцин и прочая шушера радовались созданию нового государства, выпавшего из числа союзных республик. 1992 год, когда инфляция впервые показала бывшим советским людям свой капиталистический оскал. 1993 год с расстрелом Верховного Совета и принятием Конституции России. И много чего еще, что изрядно осложнила жизнь семьи бывшего офицера Советской армии.


Часть 2. Политик

***

- Витя! Федоров!- Кто-то окликнул бывшего капитана.

Федоров обернулся и увидел своего бывшего сослуживца, когда-то несшего дежурство по КПП и последним проводившим его на «гражданку».

Офицер облапил Федорова.

- Как ты?

- Нормально. Сам как?

Офицер как-то сразу посмурнел.

- Уволился.

- А чего так?

- Развал у нас в части. Зарплату не дают, а семью кормить надо. Вот и пришлось мне, так же как и тебе когда-то, уйти на «гражданку». Подался к родителям и ютимся теперь вчетвером в их «двушке». Работы нет, вот и не знаю, как жить дальше. Хоть стреляйся.

- Понимаю.

- Сам как?

- Вошел в офицерское собрание. Скоро в городе выборы, так что мы решили в них поучаствовать.

- Так ты в политику подался?- Офицер был искренне удивлен бывшим сослуживцем.- Хотя после того памятного собрания, где тебя арестовали, ожидаемо. А можно я к Вам?

- Конечно, приходи. - Федоров пожал товарищу руку.- Чем сможем, тем поможем. А ты не кисни.


***

На городских выборах Федоров со своим офицерским собранием занял одно из лидирующих мест, но в состав городской Думы не пошел, уступив свое место товарищам. Позиции Федорова в городе стали решающими в принятии любых решений. К нему на поклон шел и вновь избранный мэр, и губернатор не гнушался звонком Федорову, да и что говорить из Москвы не редко звонили и просили поддержать в некоторых вопросах. Федоров в обмен на поддержку получал финансирование, квартиры для членов офицерского собрания и в итоге создал собственную партию «Честь имею!», председателем которой единодушно был избран. Интервью на телевидении и радио следовали одно за другим и закономерным итогом деятельности офицеров под началом Федорова, стало место председателя Комитета в Областной Думе.


***

С момента избрания до перевыборов Ельцина, Федоров был видным оппозиционером. Реформы в стране шли семимильными шагами, а он бывший капитан отстаивал в законодательном органе права офицеров, но уже многое перестало получаться. И тогда он понял, что его партия теряет не только поддержку, но и свой вес в политической жизни области. Уже никто не интересовался его мнением и за глаза посмеивались над его принципиальностью и наивностью. Надо было что-то предпринимать для удержания власти в своих руках. Федоров долго обсуждал с товарищами ситуацию и решился объединить возглавляемую им партию с какой-нибудь другой, которая позволит бороться за права офицеров. Объединение произошло быстро и благодаря своей должности в областной Думе, Федоров занял пост ее сопредседателя. Отдельные вопросы шли в разрез с его совестью, но ничего он уже поделать не мог, ведь в случае протеста, партийные верхи в Москве угрожали его отозвать из законодательного собрания области, а это могло разрушить благосостояние его семьи, которое наступило с избранием его в областную Думу. Федоров, скрепя сердцем, уговаривал своих товарищей на принятие «непопулярных решений», тем самым удерживая свою семью от падения в дно, куда попало большинство таких же как он офицеров.


***

Партия на очередных выборах с треском провалилась. Никто уже не хотел считаться с ней из-за принятых ею решений и только Федоров по итогам выборов, оставил за собой свой пост. Бывший капитан по итогам выборов, устроил скандал и вывел свою партию из состава проигравшей. Он обвинил своих бывших товарищей и руководителей в Москве во всех провалах избирательной компании и с гордо поднятой головой пообещал на «голубом» экране продолжать отстаивать права офицеров и членов их семей.


Часть 3. Лидер

***

Миллениум заставил Федорова вновь искать деньги. Сама партия не могла себя содержать, а значит надо, показав свою силу, с кем-то вновь объединяться. Уже, будучи изрядно просвещен в политической кухне, Федоров пошел на переговоры с «пенсионерами», ведь большинство членов его партии были «военными пенсионерами», а значит партия не меняя свой курс, просто вливалась своими членами в огромную армию российских пенсионеров с их проблемами и заботами. Объединение прошло успешно и Федоров вновь сохранил за собой свое место председателя Комитета в областной думе. Роль его в партийной иерархии стала практически номинальной, но Федоров, будучи опытным политиком, подавал свой голос, когда надо было именно ему. Он обличал власти и «протестовал», но «власть» понимала, что это не тот Федоров, образца лихих 90-х, который мог вывести народ на улицы города, а потому к нему надо прислушиваться. Теперь ему разрешали «выступать», давая возможность получать, от представляемой им партии, политические дивиденды. Это дало возможность жене и выросшему сыну начать свой бизнес, да и что говорить, прикрывало их от пристального внимания «контродёров» из налоговых, всяческих эпидстанций и «пожарных». Даже милиция, узнав, что хозяином бизнеса является близкий родственник Федорова, спускало нарушения на тормозах. Местные бандиты с родственниками вопросы решать не хотели и потому Федоров, надев свой парадный мундир, с трудом натягиваемый на изрядно располневшее тело офицера запаса, встречался с «авторитетами» у себя в приемной, принимая их под видом своих избирателей. Вопросы «решались» и родственники из-за должности бывшего капитана чувствовали себя спокойно и уверенно, как говорят в народе «у Христа за пазухой». Бизнес жены и сына пусть медленно, но рос и от того Федоров, указывающий в своей декларации только долю в трехкомнатной квартире и старый «Москвич», казался избирателем «кристально» чистым человеком, ведь отношения к бизнесу он не имел, а дела сына и жены его интересуют только как отца и мужа.


***

- Приветствую Петр Николаевич!- Сказал Федоров, подхватив за руку руководителя региональной ячейки партии «За справедливость!», шедшего на сессию законодательного собрания области.- Как ты смотришь на то, что я и мои партийцы, поддержат твою инициативу в областной Думе.

- Хорошо отношусь.- Петр Николаевич приостановился.- Что попросишь взамен?

- Мы думаем, что позиции наших партий близки, а значит стоит продвигать Ваши идеи.

- Виктор Федорович!- Глава «справедливых» был уверен, что этот «старожил» не просто так остановил его в коридоре. Зная его «авторитет» по некоторым делам и поведение по отдельным вопросам, в которых ставил ему «палки в колеса», он решил выслушать «коллегу».- Я готов с Вами встретиться и поговорить, а сейчас, извините, тороплюсь.- Но главный среди «справедливых» не спешил вырывать руку из захвата «пенсионера».

- Давайте сегодня вместе пообедаем.- Предложил Федоров и отпустил предплечье Петра Николаевича.

- Хорошо.- Согласился Петр Николаевич и быстро пошел в зал заседаний.


***

На обеде оба лидера «оппозиции» сытно покушали и ничего, касающегося встречи перед заседанием, не обсуждали. Они съели предложенное официанткой первое, укрепили его вторым, и закусили салатом. Виктор Федорович смотрел на собеседника и не решался сразу озвучить свои условия поддержки инициатив «справедливых». Ему нужна не только поддержка этой, не так давно созданной, партии, но и оставить за собой место в областном парламенте, а значит надо повести разговор так, чтобы Петр Николаевич сам ему предложил место в своих рядах.

- Петр Николаевич!- Заговорил Федоров.- Вы видите, что все Ваши инициативы блокируются партией власти и от того сила наших предложений слабнет. У меня есть другое предложение. Давайте сформируем альтернативное правительство области и будем параллельно продвигать в народ наши идеи. Естественно, что все это мы будем делать через вашу партийную газету. Вы получаете больше возможностей донести до народа ваши идеи, а я со своей стороны буду инициатором ее чтений и поддержки среди пенсионеров. Как Вам моя идея?

Петр Николаевич, недолго подумав, согласился со своим собеседником. Они пожали друг другу руки и буквально через неделю в области через местные отделения партии «пенсионеров» стала распространяться газета, где оппозиционеры предлагали народу на обсуждение свои идеи. Естественно объединение двух оппозиционных партий не прошло не замеченным, как для власти, так и для других оппозиционеров. К лидерам «пенсионеров» и «справедливых» потянулись «ходоки». «Коммунисты» оценили инициативу объединения и сошлись с ними в альянс. Они предлагали свои материалы на страницы газеты и за короткое время газета партии «За справедливость!» стала популярной у населения.


***

Руководители в Москве, видя единодушие региональных политиков в области, и поняв все возможные перспективы, на новые выборы пошли единым списком, тем самым оторвав у партии власти более десяти процентов голосов и ставшие третьими по итогам выборов. Федоров, как инициатор действий, был обласкан и в итоге занял место в партии «справедливых», подвинув Петра Николаевича, который с удивлением узнал, что ему место в руководстве региональным отделением, после столь удачных выборов, не нашлось. Федоров, заняв место председателя регионального отделения, для закрепления успехов, стал назначать давно испытанные в политической борьбе кадры из когда-то созданной им партии «За честь!». Кресло Федорова в областной думе осталось за ним.


Часть 4. Опала

***

По прошествии четырех лет, после тех успешных выборов, региональное отделение «справедливых» лихорадило. Все бразды правления были в руках Федорова, но периодически на местах возникали конфликты, где лидеры местных отделений, не соглашаясь с его поведением, затевали бунты. Федоров прекрасно понимал, что назревает глобальный конфликт между руководством в его лице и местными партийными ячейками, но поддержка Москвы давало ему карт-бланш и финансирование, а значит оставляло за ним право руководить и держать региональное отделение «на плаву».


***

Партийная конференция готовилась региональным отделением долго. Федоров старался не допустить к конференции «собственных оппозиционеров», но жизнь обычно не предсказуема и вносит свои поправки в планы даже такого «старого политика», как Федоров. И вот когда все делегаты прибыли, случился скандал.


***

Один из местных партийцев встал и потребовал смены руководства регионального отделения во главе с Федоровым. Трон под Федоровым впервые за долгие годы нахождения во власти закачался. Дальше пошло все совсем плохо, ведь оппонентов на конференции было значительно больше и они нахально тащили в повестку вопрос смены руководства. Видя такую ситуацию, Федоров и его приспешники, молча покинули конференцию и несколько позднее исключив всех оппозиционеров, сократили ряд местных ячеек, после чего посовещавшись в узком кругу, самоназначили себя и утвердили Федорова, как руководителя. Многочисленные публикации в местных СМИ Федорова, так и исключенных оппозиционеров, сперва взорвали общественное мнение, а потом после полугода муссирования справедливости у самых «справедливых», народ устал и от партии отвернулся. Дальше были суды и «перепалки» в прессе, но «справедливые» потеряли в итоге всё. «Справедливых» более не слушали и над ними откровенно все потешались. Федоров, по итогам истории, потерял свое кресло председателя комитета в областной Думе и остался простым депутатом, чьи полномочия и вознаграждения гораздо скудней, чем должность председателя Комитета.


***

- Александр Васильевич?- Проговорил Федоров в трубку мобильного телефона.

- Да, Виктор Федорович.- С некоторым неудовольствием произнес лидер местных коммунистов.- Слушаю Вас.

- Я хотел бы поделиться с Вами своими мыслями. Вы не могли бы со мной встретиться.- Федоров понимал, что эта последняя инстанция, которая могла его поддержать в желании остаться во власти.

- Извините, Виктор Федорович. Совсем нет времени на разговоры. – Собеседник зарезал его надежды вернуться в «большую политику».- Когда освобожусь, обязательно Вам позвоню.

Федоров посмотрел на телефон. Так по-хамски с ним никто давно не обращался.


***

Через месяц из Москвы пришло письмо и Федоров, уже давно чувствовавший тучи над головой, перестал быть оппозиционером к власти и руководителем региональной ячейки партии «За справедливость!», заняв в разросшихся, за время его пребывания в роли председателя Комитета областной думы, бизнес структурах жены и сына пост генерального директора.

Февраль 2020 года