Операция «Трикора».Ч.2

Начало -Операция «Трикора».Ч.1

Ловушка



Операция была назначена на 15 января 1962 года. Предполагалось высадить около сотни «добровольцев» (в действительности — бойцов сил специального назначения) в бухте Каймана, отделяющей полуостров Бомбарай от остальной Новой Гвинеи. Задачей «добровольцев» было организовать среди местного населения партизанские группы для дальнейших акций против колониальных властей.


Для высадки были выделены четыре торпедных катера: «Харимау» («Harimau), «Маджан Тутул» (Matjan Tutul), «Маджан Кумбанг» (Matjan Kumbang) и «Синга» (Singa). Общую координацию действий осуществлял начальник оперативного управления штаба индонезийского флота капитан 2-го ранга (будущий адмирал) Лаксамана Судомо. Морской частью операции руководил заместитель начальника штаба флота капитан 2-го ранга Йос Сударсо, а подготовкой и обеспечением высадки занимался армейский полковник Мурджид.


Капитан 2-го ранга Йос Сударсо

Jalesveva Jayamahe. Jakarta: Information Department, Indonesian Navy, 1960

Операция «Трикора».Ч.2 Индонезия, ВМФ, Война, История, Длиннопост

12 января рота сил специального назначения на тяжёлом транспортном самолёте С-130 «Геркулес» была доставлена с Явы на остров Амбон. 13 января солдат погрузили на штабной корабль «Мультатули» и 14 января доставили на остров Уджир — самый северный в архипелаге Ару, лежащий в 80 милях южнее западной оконечности Папуа.


Несколько ранее сюда же прибыли выделенные для высадки катера, 9 января отправленные с военно-морской базы Танджунг-Приок в Джакарте. До точки назначения добрались только три из них: на «Синга» по одной версии кончилось топливо, по другой — возникли неполадки с двигателями, по третьей — с рулевым управлением.


Катера дозаправились топливом с «Мультатули», после чего 15 января в 9 часов утра капитан 2-го ранга Судомо провёл последний инструктаж для командиров кораблей. Высадку предполагалось осуществить ровно в полночь.


Около 17 часов три катера 20-узловым ходом вышли с острова Уджир, держа курс строго на север. Первым шёл «Харимау» под командованием капитана 3-го ранга Самуэля Мода. На нём находились полковник Мурджид и капитан 2-го ранга Судомо. Следом двигался «Маджан Тутул» капитана 1-го ранга Виратно, на котором находился командующий морской частью операции Йос Сударсо. Замыкал строй «Маджан Кумбанг» капитан-лейтенанта Сугарджито (ему единственному разрешалось включать радар).


Из-за отсутствия четвёртого катера кораблики оказались перегружены. По плану на каждом должно было находиться 25-30 человек (два отделения спецназа), а также снаряжение и высадочные средства (надувные лодки). Но из-за отсутствия четвёртого катера на каждом пришлось разместить 40 солдат.


По данным А. Розина, на катере «Маджан Тутул» находилось 45 моряков (включая штаб высадки) и 35 солдат с одним 50-мм миномётом, тремя пулемётами «Брен», четырьмя автоматами и 28 винтовками. У них имелось три радиопередатчика и продовольствия на 20 дней.


Катера «Маджан Кумбанг» и «Харимау» перед битвой в Арафурском море

Операция «Трикора».Ч.2 Индонезия, ВМФ, Война, История, Длиннопост

Несмотря на секретность операции, голландская морская разведка получила информацию о её подготовке. Как потом с грустью констатировал полковник Мурджид, «все в Джакарте знали, что через неделю на Западном Ириане что-то произойдёт». Выход четырёх катеров из Таджунг-Приока также был замечен голландской разведкой, а все переговоры по радио фиксировались станцией радиоразведки на острове Биак.


Был введён в действие план «Патрия». Гарнизон в Каймане усиливался частями морской пехоты, количество разведывательных полётов вдоль южного побережья Западного Папуа увеличилось.


Если ранее кораблям и самолётам запрещалось стрелять первыми, то теперь была выпущена особая инструкция: «Если быстроходный катер обнаружен в пределах вашей зоны ответственности, он должен быть немедленно уничтожен». Все прочие суда малых размеров полагалось задерживать для проверки пассажиров.


11 января 1962 года командующий голландскими войсками на Новой Гвинее сообщил командующему военно-морскими силами в регионе контр-адмиралу Й.Й. Платеринку, что в ночь с 13 на 14 января следует ожидать высадки 150 индонезийских солдат на юго-западном побережье.


Он отдал приказ: «Не допустить создания индонезийского плацдарма, чтобы избежать дополнительного давления во время любых переговоров».


Командующий ошибся на двое суток.



Бой в Арафурском море


В 19:30 колонна катеров повернула вправо на курс 60°, направляясь к мысу Влакке-Хук. Незадолго до 21 часа радар концевого катера обнаружил впереди на дистанции в 90 каб три корабля: два по пеленгу 70°, и ещё один прямо по курсу. Цели не двигались — было решено, что корабли стоят на месте.

Индонезийцам крупно не повезло, они натолкнулись на основные силы голландского Ост-Индского флота: фрегаты «Эвертсен» и «Кортенар» (бывшие английские эсминцы типа «S»). Индонезийские описания утверждают, что с ними также находился эсминец «Утрехт» (послевоенной постройки типа «Фрисланд»), однако голландцы этого не подтверждают. Все три корабля были направлены из Нидерландов в 1960-1961 годах для усиления обороны Западного Папуа и базировались на порт Холландия (ныне — Джаяпура) и остров Биак у северо-западного побережья Новой Гвинеи.


Однако индонезийские катера были обнаружены не с моря, а с воздуха — ещё в 20:25 их засёк радар голландского патрульного самолёта Локхид P-2 «Нептун», поднявшегося с острова Биак. До мыса Влакке-Хук катерам оставалось ещё 30 миль. Пилот лейтенант Х. Мукар Дану (индонезийского происхождения) сообщил о противнике, затем в 20:45 самолёт снизился и отметил место его расположения, выпустив осветительные ракеты и попытавшись открыть огонь из пулемёта. Однако ракеты не вспыхнули, а пулемёт заклинило — на счастье голландцам, потому что иначе получилось бы, что первыми огонь открыли они.

Американский патрульный самолёт Локхид P-2 «Нептун»

Операция «Трикора».Ч.2 Индонезия, ВМФ, Война, История, Длиннопост

Тем временем индонезийские катера продолжали сближение, пока корабли противника не стали хорошо видны в бинокль. Убедившись, что это голландские фрегаты, капитан 2-го ранга Судомо в 21:50 отдал приказ разворачиваться вправо на курс 239° и уходить обратно на остров Уджир.


Судя по всему, Судомо второпях забыл уточнить, как делать поворот: последовательно или «все вдруг». В результате строй рассыпался, шедшие за мателотом катера вырвались вперёд — официально считается, что это случилось из-за проблем с рулевым управлением. В итоге шедший вторым «Маджан Тутул» оказался на левом фланге, ближе всего к противнику, что выглядело, как готовность выйти в торпедную атаку.


В 22:02 «Нептун» лейтенанта Мукар Дану ещё раз выпустил осветительные ракеты на парашютах. Индонезийцы приняли это за атаку с воздуха и в ответ «Маджан Кумбанг» открыл по самолёту пулемётный огонь, дополнительно обозначив себя.


В 22:07 фрегат «Кортенар» сделал предупредительный выстрел по курсу «Маджан Тутула». В ответ Йос Сударсо приказал открыть огонь из 40-мм автоматов по ближайшему к нему вражескому кораблю — это был фрегат «Эвертсен» Приказ был откровенно бессмысленным, ведь на таком расстоянии 40-мм снаряды вряд ли могли чем-то повредить противнику.


В ответ командир «Эвертсена» капитан-лейтенант И.А. Бойсеком приказал открыть прицельный огонь, пользуясь данными радиолокатора. В 22:10 с дистанции в 50 каб фрегат добился первого попадания: 120-мм снаряд угодил в корму «Маджан Тутула», причинив незначительные повреждения. На катере возник небольшой пожар, который удалось быстро потушить.


В следующие 20 минут, несмотря сократившуюся до 15 каб дистанцию, стрельба «Эвертсена» по уходящим катерам была безрезультатной. Лишь в 22:30 в шедший последним «Маджан Тутул» попал второй снаряд. Он взорвался в центральной части катера, вызвав большой пожар. Через пять минут за ним последовал ещё один, угодивший в рубку. Видимо, в этот момент погибли находившиеся здесь капитан 2-го ранга Сударсо и командир катера Виратно. «Маджан Тутул» потерял ход, начал уходить под воду кормой и через 15 минут затонул.


В течение следующего часа капитан-лейтенант Бойсеком преследовал два оставшихся катера, ведя по ним размеренную стрельбу. «Снаряды падали в воду вокруг нас и поднимали огромные столбы воды», — вспоминал полковник Мурджид. Капитан 2-го ранга Судомо отправил в штаб флота в Джакарте радиограмму о случившемся, запросив срочной помощи авиацией.


Командир «Эвертсена» также связался по радио с губернатором Голландской Новой Гвинеи доктором Питером Иоганнесом Платиллом, но тот приказал прекратить преследование. В 23:45 «Эвертсен» повернул обратно и занялся спасением экипажа потопленного катера. Ему удалось поднять на борт 52 человек команды и солдат с «Маджана Тутула».


Часть людей осталась в воде: так, механик Пак Суджано в течение недели находился в море, пока его не подобрали рыбаки у полуострова Минахаса на Северном Сулавеси. Двое моряков, спасавшиеся вместе с ним (Прада Лукас и Прату Хермана), умерли в море от голода и жажды.

Спасённые с «Маджан Тутула» индонезийские моряки на палубе «Эвертсена»

Операция «Трикора».Ч.2 Индонезия, ВМФ, Война, История, Длиннопост

По индонезийским данным, погибшими числятся 26 солдат и моряков, по голландским — 39, но первая цифра больше похожа на правду. Из числа спасённых голландцами уже днём 16 января четверо раненых были направлены по воздуху в госпиталь в Биаке. Девять человек сержантского состава утром 17 января были доставлены в Холландию, а 39 рядовых солдат и матросов оставлены в Соронге. В дальнейшем 11 марта 1962 года все 52 человека были переданы индонезийским представителям.



Итоги боя в Арафурском море


Два оставшихся катера ушли обратно на архипелаг Ару, причём голландцы уверяют, что один из них тоже был повреждён, а другой выскочил на камни. Индонезийцы этого не подтверждают, хотя «Маджан Кумбанг», чтобы уйти от противника, действительно направился через рифы, где глубина составляла менее 3 м.


Командующий голландскими силами в Новой Гвинее запросил у Гааги разрешения на ответную атаку островов Ару, но получил от командующего флотом отказ: «После консультации с правительством я пришёл к выводу, что предлагаемая Вами контратака в настоящий момент не оправдана, поскольку фактически высадки не произошло».


Правительство Нидерландов известило об инциденте генерального секретаря ООН, но не стало делать официального протеста, чтобы не срывать готовящиеся переговоры с Индонезией.


Поражение в морском бою стало болезненным ударом для индонезийских военных: по некоторым свидетельствам, генерал Насутион даже не решился лично передать плохие новости президенту Сукарно и отправил для этого руководителя сухопутной части операции полковника Мурджида. 19 января в отставку подал начальник штаба индонезийских ВВС Сурджарджи Сурджадарма, обвинённый в неоказании воздушной поддержки.


Впрочем, уже на следующий день он был назначен военным советником президента. Координатор операции капитан 2-го ранга Судомо не пострадал. Более того, его назначили командиром корабельной группировки, которая должна была принять участие в операции «Джаявиджая» — масштабной высадке на Западный Ириан, запланированной на август 1962 года.



Реплика торпедного катера «Маджан Тутул» в музее индонезийских вооружённых сил «Шатрия Мандала» в Южной Джакарте. В действительности на купленных в Западной Германии катерах торпедных аппаратов не стояло

Операция «Трикора».Ч.2 Индонезия, ВМФ, Война, История, Длиннопост

Ныне день морского боя 15 января отмечается в Индонезии как ежегодный общенациональный день памяти — «День океанского долга» («Хари Дхарма Самудара»). Именем Йос Сударсо сразу же был назван переданный Советским Союзом сторожевой корабль проекта 50, а после его списания в 1986 году — бывший голландский фрегат «Ван Гален».


В 1974 году Йос Сударсо был официально внесён в реестр героев Индонезийской революции, а катер «Харимау» установлен в качестве памятника в музее «Пурна Бхакти Пертиви», посвящённом генералу Сухарто и построенном им самим в парке Таман-Мини в Восточной Джакарте.


https://warspot.ru/20002-operatsiya-trikora