Они стреляют дальше, чем умеют другие народы (тувинские воины)

Они стреляют дальше, чем умеют другие народы (тувинские воины) Великая Отечественная война, Республика Тыва, Древние воины, Армия, Длиннопост

Субэдэй-бахадур был соратником Чингисхана, тувинец-урянхаец он вместе с воинами участвовал в нашествиях и набегах первой половины XIII века.


Урянхайцы, жившие в экстремальных природных условиях, охотились на медведей, маралов, волков, кабанов и снежных барсов, от природы они были сильными бойцами.


Субэдэй славился нечеловеческой мощью, упорством, бесстрашием и свирепостью.
Получив в битвах десятки ранений, он прожил длинную для воина жизнь и умер в своей юрте возрасте 73 лет.


Тувинцы считались в степи лучшими лучниками. С 4-5 лет юных батыров учили езде верхом, стрельбе из лука и выживанию в экстремальных условиях.


Чингисхан и Субэдэй-бахадур предпочитали ходить в набеги зимой. Замерзшие реки, озера, болота позволяли беспрепятственно двигаться, противнику было сложней организовать оборону, или уйти в леса. Запасы (хлеб, фураж, меха, мед) уже были обработаны и складированы в одном месте.


Монах Юлиан Венгерский, позже прозванный «Колумбом Востока» писал в своем послании «О монгольской войне»:
«Сообщу вам о войне по правде следующее. Говорят, что стреляют они дальше, чем умеют другие народы. При первом столкновении на войне стрелы у них, как говорят, не летят, а как бы ливнем льются. Мечами и копьями они, по слухам, бьются менее искусно. Строй свой они строят таким образом, что во главе десяти человек стоит один татарин, а над сотней человек один сотник. Это сделано с таким хитрым расчетом, чтобы приходящие разведчики никак не могли укрыться среди них, а если на войне случится как-либо выбыть кому-нибудь из них, чтобы можно было заменить его без промедления, и люди, собранные из разных языков и народов, не могли совершить никакой измены.


Во всех завоеванных царствах они без промедления убивают князей и вельмож, которые внушают опасения, что когда-нибудь могут оказать какое-либо сопротивление. Годных для битвы воинов и поселян они, вооруживши, посылают против воли в бой впереди себя. Других же поселян, менее способных к бою, оставляют для обработки земли, а жен, дочерей и родственниц тех людей, кого погнали в бой и кого убили, делят между оставленными для обработки земли, назначая каждому по двенадцати, или больше, и обязывают тех людей впредь именоваться татарами.


Воинам же, которых гонят в бой, если даже они хорошо сражаются и побеждают, благодарность невелика; если погибают в бою, о них нет никакой заботы, но если в бою отступают, то безжалостно умерщвляются татарами. Потому, сражаясь, они предпочитают умереть в бою, чем под мечами татар, и сражаются храбрее, чтобы дольше не жить а умереть скорее».


«Татары утверждают также, будто у них такое множество бойцов, что его можно разделить на 40 частей, причем не найдется мощи на земле, какая была бы в силах противостать одной их части. Далее говорят, что в войске у них с собою 240 тысяч рабов не их закона и 135 тысяч отборнейших [воинов] их закона в строю. Далее говорят, что женщины их воинственны, как и они сами: пускают стрелы, ездят на конях и верхом, как мужчины; они будто бы даже отважнее мужчин в боевой схватке, так как иной раз, когда мужчины обращаются вспять, женщины ни за что не бегут, а идут на крайнюю опасность».


После Синьхайской революции в Китае (октябрь 1911 – февраль 1912 года) тувинские князья неоднократно обращались к Николаю II с просьбой принять Туву под протекторат Российской империи. 14 апреля 1914 года Тува добровольно вступила под российский протекторат.


Совместными усилиями тувинцы и русские построили столицу Урянхайского края – город Белоцарск (Белый царь). В 1915 году в городе открылась первая школа и больница, через год в 72 домах жили 500 чиновников, купцов, ремесленников.


В феврале 1918 года власть в городе перешла к большевикам, Белоцарск стал называться Урянхайском, в июле городом овладели колчаковцы. В августе 1919 года во время боя между белогвардейцами (Белоцарский бой) и красными партизанами Урянхайск выгорел дотла.

В сентябре 1920 года делегаты X съезда русских жителей края проголосовали и переименовали столицу Урянхайск в Кызыл (красный).


В августе 1921 года на «Всетувинском хурале», делегаты приняли декларацию о создании государства Тану-Тува:
«Народная Республика Тану-Тува является свободным, ни от кого не зависящим в своих внутренних делах государством свободного народа, в международных же отношениях Республика Тану-Тува действует под покровительством Российской Социалистической Федеративной Советской Республики».


В 1930 году в Туве появился алфавит, открылась первая национальная школа, стали создаваться производственные, транспортные, торговые и сельскохозяйственные предприятия.


22 июня 1941 года за 11 часов до выступления Черчилля по английскому радио, делегаты X съезда «Великого хурала» заявили в официальной декларации:
«Тувинский народ во главе со своей революционной партией и правительством, не щадя жизни, готов всеми силами и средствами участвовать в борьбе советского народа против фашистского агрессора до окончательной победы над ним».


Тува объявила войну III Рейху и его союзникам.

По легенде, Гитлера развеселил тот факт, что некая республика, в которой жило 80 000 жителей, объявила войну «великой Германии».


С 1941 по 1944 год «Тувинская народная республика» поставила в СССР 50 000 скакунов, 750 000 голов скота, 52 000 лыж для «лыжных бригад», 10 000 тулупов, 19 000 варежек, 16 000 валенок. Помимо этого Тува отправляла «Главному управлению тыла Красной Армии»: мясо шерсть муку, масло, мёд, ягоды, средства народной медицины и т.д.


Тувинцы направили в Союз 5 железнодорожных составов с гуманитарной помощью стоимостью 35 700 000руб.


Республика передала Москве национальный золотой запас на сумму 30 000 000руб., и ежегодный объем добываемого на местных приисках золота (11 000 000руб.).


За первые 1,5 года войны поставки продукции Монголии и Тувы оказались всего лишь на 35% меньше объема поставок из США, Канады, Великобритании и Австралии.


В 1942 году правительство Советского Союза одобрило призыв тувинских добровольцев на фронт. Первых новобранцев в мае 1943 года зачислили в 25-й «Отдельный танковый полк», его бойцы освобождали от немецко-фашистских войск территорию Украины, Молдавии, Румынии, Венгрии и Чехословакии.


Осенью 1943 года вторая группа добровольцев прибыла в 8-ю кавалерийскую дивизию, в ее составе тувинцы участвовали в рейде по немецким тылам на Западной Украине.


Тувинские всадники оказывали на немцев деморализующее воздействие. Чудом попавший в плен в Волынской области немецкий офицер Ремке, со слезами рассказал на допросе, что его бойцы восприняли тувинцев как полчища Аттилы, описанные в эпических произведениях древности.


Особисты докладывали в штаб фронта, что красноармейцы призванные из «Тыва Арат Республики» повседневно носят исконные одежды, и самовольно вооружившись луками, ночью скрытно выдвигаются к первой линии немецких траншей.

Притаившись в засаде, тувинские бойцы устраивали за противником самую настоящую охоту. Неся очередные ночные потери, немцы открывали шквальный огонь наугад, или выпускали против невидимой «черной смерти» специально натасканных немецких овчарок.


Эти собаки-убийцы со стальными нервами и хладнокровным взглядом легко обнаруживали засады, бросались к «невидимкам», но пробежав полпути до цели, с визгом и скулежом бросались обратно. Фашисты не догадывались, что по традиции сапоги и ватники тувинцев были обрамлены шкурами медведя, снежного барса, волка или рыси. Вот почему почуяв запах диких зверей со вздыбленной шерстью и воем собаки неслись обратно к своим позициям.


Перед закатом на немцев наводило страх тувинское горловое пение, но больше всего фашистов страшило то, что тувинцы не брали их в плен. Согласно национальным воинским обычаям враг должен был остаться лежать на поле боя.


Случалось, что тувинцы за считанные дни ставили на ноги тяжелораненых бойцов. Военврачи, впадали в ступор, узнав, что народные целители помогали умирающим, используя: заговоры, амулеты, травы, когти и зубы животных.


11 октября 1944 года на правах автономной области Тува вошла в состав РСФСР.


Два тувинца заслужили звание Героя Советского Союза:

Чургуй-оол Намгаевич Хомушку:
В марте 1944 года, экипаж танка Т-34 под командованием младшего лейтенанта Хомушку под Уманью в ходе боя захватил: 24 самолета-истребителя, 80 грузовиков, сто летчиков, техников и солдат противника.
24 марта 1945 года младшему лейтенанту Хомушку Чургуй-оол Намгаевичу присвоили звание Героя Советского Союза.


Тулуш Балданович Кечил-оол:

В бою за город Ровно 02.02.44 г. эскадрон тувинцев, не взирая на сильный артиллерийско-миномётный, ружейно-пулемётный и автоматный огонь противника, в конном строю с криком «УРА» ворвался на ж. д. станцию и обратил в паническое бегство немцев.

Гвардии капитан Тулуш Кечил-оол с батальоном первый ворвался в Ровно, где уничтожил много боевой техники и живой силы немцев.

5 мая 1990 года указом Президиума СССР гвардии капитану Кечил-оолу Тулушу Балдановичу посмертно присвоили звание Героя СССР.


20 тувинцев стали кавалерами ордена Славы, еще 6 тысяч получили другие правительственные награды.