Он придумал стратегическую авиацию до того как это стало мейнстримом
Александр Прокофьев-Северский родился 24 мая 1894 года в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия) в семье потомственных дворян. Его отец, Николай Георгиевич, был одним из первых русских авиаторов, владевшим самолётом Blériot XI, что с ранних лет определило интерес Александра к авиации.
К моменту поступления в Морской кадетский корпус в возрасте 14 лет Александр уже имел опыт пилотирования. По выпуску из корпуса в звании мичмана зачислен в 1-й Балтийский флотский экипаж.
По приказу адмирала Эссена молодой офицер Прокофьев-Северский был направлен на Курсы авиации и воздухоплаванья имении В. В. Захарова при Петербургском политехническом институте для получения необходимой теоретической подготовки. После окончания курсов был откомандирован в Севастопольскую военную авиационную школу.
2 июля 1915 года сдал экзамен на морского лётчика. Направлен на службу на базу гидросамолётов «Конкорд», стоявшую на острове Эзель. Но прослужил там буквально несколько дней: 6 июля 1915 года при возвращении из боевого вылета подорвался на собственной бомбе и был тяжело ранен. Ему ампутировали правую ногу. Тем не менее он решил вернуться в строй и упорно учился ходить сначала на костылях, а затем с протезом.
В начале 1916 года он приступил к работе на петербургском заводе Российского товарищества воздухоплавания, наблюдая за строительством и испытаниями гидросамолётов для Балтийского флота. Параллельно он начал разрабатывать собственные конструкторские идеи, такие как замена на гидропланах поплавков на лыжи, что позволило действовать авиации и в зимний период.
Чтобы доказать, что может летать, однажды во время показательных полётов без разрешения заменил недостающего лётчика. Узнав об этом случае, Николай II захотел сам увидеть прославившегося офицера и лично разрешил Прокофьеву-Северскому летать.
Вскоре проявил себя в боевых вылетах, был ранен в воздушном бою 1 августа 1916 года. 3 февраля 1917 года Прокофьеву-Северскому «за отличие» был присвоен чин лейтенанта по флоту. В боевом вылете 1 октября 1917 года из-за остановки мотора совершил вынужденную посадку в немецком тылу, сжёг самолёт и, пройдя свыше 30 вёрст, вышел в расположение своих войск. 12 октября 1917 года «за отличие в делах против неприятеля» произведён в чин старшего лейтенанта.
За свою службу в Российской империи Александр Прокофьев-Северский был награждён:
Орден Святого Георгия 4-й степени (1917)
Георгиевское оружие (28.11.1916)
Орден Святого Владимира 4-й степени
Орден Святого Станислава 2-й степени и 3-й степени с мечами и бантом (18.01.1916)
Ордена Святой Анны 2-й степени и 4-й степени с надписью «За храбрость»
Революция 1917 года и последовавшие события кардинально изменили жизнь Северского. В начале 1918 года, под предлогом болезни, он покинул Россию через Владивосток и отправился в США, где в марте 1918 года начал работать агентом по делам военно-морского флота при российском посольстве в Вашингтоне. После закрытия посольства он остался в Америке, начав новый этап своей карьеры.
В США Северский быстро адаптировался и сосредоточился на авиастроении. В 1922 году он основал компанию Seversky Aero Corp., которая получила патенты на гироскопические прицелы, улучшенные авиационные приёмы управления, топливные системы, но разорилась во время Великой депрессии. Не сдаваясь, в 1931 году он создал Seversky Aircraft Corp., где стал президентом, главным конструктором и лётчиком-испытателем. Вместе с талантливым инженером Александром Картвели он разработал такие самолёты, как SEV-3, P-35 и 2PA, истребитель P-35 — стал первым американским цельнометаллическим монопланом с убирающимся шасси.
На базе P-35 позже был разработан Рипаблик P-47 «Тандерболт». К концу войны P-47 был самым массовым истребителем США, одновременно поставлялся в другие страны, в том числе в СССР по ленд-лизу.
Благодаря своему умению выступать на публике, Северский стал знаменитостью и постоянно находился в центре внимания прессы.
Всеобщую известность Северскому принесла книга Victory Through Air Power («Воздушная мощь — путь к победе»), опубликованная в 1942 году и быстро ставшая бестселлером. Его идеи о стратегической авиации легли в основу развития ВВС США. Он выступал за выделение авиации в отдельный вид вооружённых сил, что в конечном итоге привело к созданию независимых Военно-воздушных сил США в 1947 году.
По этой книге Северского компания Уолта Диснея сняла пропагандистский фильм, в котором, в промежутках между рисованными анимированными сценами, выступал сам Александр Северский. Этот фильм Рузвельт и Черчилль просматривали совместно.
В 1945 году, по завершении Второй мировой войны Александр Северский за
«За выдающийся вклад в развитие военно-воздушной доктрины Соединённых Штатов и пропаганду стратегической авиации как решающего фактора в победе над странами Оси.»
был награждён высшей небоевой наградой США для гражданских лиц, имеющих исключительные заслуги в деле национальной обороны — The Legion of Merit (Орден «Легион заслуг»).
С 1960 годов занимался проблемами изобретений в области экологии, создав фирму «Seversky Elektronatom Corp.». В последние годы жизни увлекся проблемами защиты окружающей среды, разработал электростатический фильтр для очистки промышленных отходов, а также изобрел экологически чистый летательный аппарат «Ионокрафт» (1964)[
Он умер в 1974 году в Нью-Йорке.
Он не вернулся в Россию. Но его имя — это часть её истории.