Ололо!

Есть такое устойчивое понимание, что видим мы мозгом. Им же слышим, ощущаем, понимаем, воображаем и так далее.

Дальше этого школьного знания человеческое разумение обычно не заглядывает. Некогда, да и вроде как не за чем.

Но если подумать (мозгом подумать, да) — оно же не совсем так обстоит. Совсем не так. Вот давайте сейчас попробуем.

Мозг этот пресловутый, как центральный узел нервной системы. Что там внутри? Несколько типов нервных клеток и поддерживающее-питающее их вещество. Вроде, всё.

Дендриты там с аксонами всю дорогу друг с другом связываются, объединяются в группы, составляют из себя функциональные сети и по-разному коннектятся — в процессе научения и так, в силу общей архитектуры. Вот, вроде, и всё, что показывает нам в мозге объективная ноука.

Ни цвета, ни звука, ни переживания объема там нет. Как нет и понимания, представления, знания полезного или бесполезного, желаемого и отвратительного. Только электричество и химия. Обмен ионами в пресинаптических щелях — или, наоборот, отсутствие такого обмена.

Кроме волн электрической активности и, местами, статичного мерцания всё той же электрохимии, ничего другого "мозг" не создаёт. Все же это знают, ну?

Итоговое синтетическое переживание — вот этот объемный мир вокруг, во всем его сумасшедшем разнообразии звуков, красок и запахов — критично зависит он нормального функционирования головного мицелия, это да. Но "возникает", "находится" и "проживается" этот самый мир точно не внутри головы. Точно так же, как телевизор или смартфон не содержат в себе ни сюжетов, ни рассказов, ни движущихся трехмерных картин. Там тоже электричество по определенным алгоритмам вспыхивает. И всё.

То, что по какой-то нелепой ошибке принято считать своей жизнью, разворачивается и происходит в объеме, которого вообще нет. Нет в объективной действительности, за которую любое субъективное приключение и принято принимать. Где, например, "происходил" сегодняшний сон? Пока он длился, он был вот, здесь, и не было ничего кроме. А регистр там у мозга переключился, и хоба! нет больше сна, никогда не было, и сам вопрос "где" относительно него — вообще не имеет смысла.

Где сейчас персонажи последнего сновидения?

Нигде, никогда. Хотя и могут быть заново прожиты или хотя бы извлечены из памяти и даже описаны.

Так вот, возвращаясь к этому вот смертному сновидению. К так называемому "миру, как он есть сейчас".

Если немного посмотреть вдаль, а потом вернуться вниманием к собственным ощущениям, надеждам и чаяниям — можно, при некоторой минимальной наблюдательности, обнаружить одну забавную штуку.

Действительность типа пейзажей и всяких удаленных объектов — на самом деле не "там, снаружи, вдалеке". Так же, как мои собственные мысли и представления не "здесь, внутри меня".

Всё это одинаковые в своей физиологической основе эффекты, невозможные без обмена сигналами в полутора килограммах нервной ткани, но в качестве переживаемых впечатлений — происходящие и "находящиеся" там же, где до этого происходил и разворачивался ночной сон.

То есть нигде.

ЗНАТЬ динамически меняющееся дневное приключение — и считать себя находящимся внутри него, это очень разные вещи. И по самоощущению, и по степени приближения к реальному положению дел, так сказать.

Проверьте сами.

Так сказать, ом.