"Око за око, зуб за зуб "

"Око за око, зуб за зуб " Афганистан, Шурави, Военные мемуары, Сапер, Длиннопост

Любили наши сапёры производить переустановку заложенных басмачами мин и фугасов. Порой, на свой страх и риск.


Впрочем, риск-то был незначительным и вполне оправданным, если уж не силой закона, то, собственной совестью. "Око за око, зуб за зуб". Особо раскрывать подобные случаи перезакладки мин и фугасов нет желания.


На оживлённых автомобильных трассах подобное не практиковалось, так как имелась немалая вероятность того, что подобный сюрприз принесёт ущерб своим же товарищам.


На подобную авантюру, как правило, шли там, где появление советской военной техники было редким явлением. Подрыв любой афганской техники на подобных закладках, не считался преступлением.


Стоит, наверное, отметить, что, на переустановленных минах и фугасах подрывались в основном те же самые афганцы, которые первоначально их и устанавливали.


Чисто в силу психологического любопытства: "Мы заложили мину (фугас), колонна (машины) шурави прошли, а взрыва не последовало. Почему? Нужно проверить. А вдруг да что-то сделали не так, или взрыватель не исправен. Придётся восстанавливать". А мина (фугас) уже установлена на новом месте, с соответствующими коррективами со стороны советских сапёров. Басмачи уверены, что до неё ещё ехать метров двести, и спокойно продолжают движение.


И вдруг, взрыв, превращающий машину с экипажем в кучу железа, начинённого фаршем. А если, в добавок, в багажнике машины находятся ещё энное количество мин и взрывчатки, то от горе-минёров и следа на этой земле не останется.


С противопехотными и сигнальными минами дело обстояло несколько иначе. Всевозможные противопехотные мины различного предназначения советскими войсками в Афганистане использовались в массовом порядке. Они являлись не только сдерживающим психологическим средством, но и позволяли нанести существенный урон моджахедам.


Как устанавливаются средства для уничтожения пеших душманов, мне впервые довелось видеть своими глазами во время участия в первой моей рейдовой операции в районе зернохранилища города Айбак. Это мероприятие было проведено в первый же вечер нашего нахождения в качестве охраны данного объекта.


Почему именно вечером?


А потому, что устанавливать минные ловушки среди бела дня - верх беспечности. Их при первой возможности постараются снять басмачи, что бы потом с успехом использовать против нас самих.


Или же, попросту обойдут стороной. "Предупреждён - значит - вооружён".


Такое было неоднократно. Тем более, что устанавливали эти средства с нашей стороны, явно не профессионалы. Хотя и старательные. В общем, в траве, среди деревьев с западной стороны от зернохранилищ, были установлены обычные ручные гранаты Ф-1 на растяжках.


Будет, пожалуй, не лишним сообщить, что устанавливать такие взрывные заграждения против пехоты, дело довольно опасное. Корпус гранаты привязывали шпагатом к дереву так, что бы трава, по возможности, создавала естественную маскировку. Далее, в кольцу чеки привязывали тонкий тросик или верёвку тёмного цвета, маскируя её под фон местности.


Перетянуть растяжку было весьма опасно. Разгибали усики чеки так, что бы при малейшем усилии на растяжку, чека выскочила из запала. Теперь нужно было тихонько отойти от растяжки. Работа тонкая и требующая не только аккуратности и внимания, но и определённой выдержки. Если усики плохо разожмёшь, проявив чрезмерную осторожность, она может при нагрузке на растяжку не выскочить из запала.


Есть и обратная сторона медали, ведущая к самоподрыву. В общем, хоть и говорят, что растяжка из Ф-1 - плёвое дело, доступная даже мальчугану, и здесь требуется сноровка и опыт. Кроме подобных растяжек, больше возле зернохранилищ ничего, в смысле мин, в общем, не устанавливали. В ближайшие пару ночей, были зафиксированы подрывы на растяжках.


Кто именно подорвался - затрудняюсь сказать. Может быть, люди, а возможно - животные. Причём, стоит отметить, те же самые собаки и дикие четвероногие, услышав щелчёк накола капсюля-детонатора запала гранаты, зачастую за три секунды успевали отбежать в сторону на безопасное удаление. Люди и парнокопытные - нет.


Настоящее, хоть и небольшое, противопехотное минное поле наши сапёры, приданные батальону, установили во время рейдовой операции в районе Мармоля. Это было сделано на склоне высоты с отметкой 2627 перед второй ночью нашего пребывания там.


Создана была своеобразная ловушка на тропе, ведущей к вершине горы, состоящая из пристрелянного из миномётов участка местности и установленных вокруг противопехотных мин.


Выше этого места был выставлен наблюдательный пост с ночными прицелами от винтовок СВД. Когда, при попытке группы душманов в очередной раз предпринять попытку атаковать наши позиции, они вышли на место ловушки, по команде старшего наблюдательного поста замполита восьмой горнострелковой роты лейтенанта Сергея Шестопалова, я открыл огонь из миномётов.


Разрывы миномётных мин заставили душманов метаться в поисках укрытий, что привело к последующим подрывам на противопехотных минах. То, что подрывы были, можно было с уверенностью констатировать не только наблюдателям поста, так как им пришлось выключить ночные прицелы во избежание их засветки, но и всем тем, кто находился гораздо дальше от места ловушки. Чисто по количеству взрывов.


Сколько мин я выпустил, знал точно. Остальные взрывы, превосходящие по количеству миномётных выстрелов, принадлежали сюрпризам земли. Результат подобной ловушки был многогранным.


Во-первых, душманы поняли, что их мы уже ждём и готовы дать внушительный отпор.


Во-вторых, их потери от боевых действий за две ночи, значительно превосходили те потери, которые басмачи нанесли нам.


Ну и, в-третьих, психологически местные бандиты были уже подавлены, что заставило их отойти в глубину гор.


Отмечу, что, как правило, все наши противопехотные минные поля, при наличии соответствующих средств, прикрывались дополнительно артиллерией, миномётами, крупнокалиберными пулемётами и, на худой конец, сигнальными минами.


А что тут странного?


Сигнальная мина не только средство для своевременного обнаружения подходящего противника, но и стимул к всплеску адреналина у того, кто крадётся к советской заставе или гарнизону. И незачем тут улыбаться.


Кому-нибудь доводилось сталкиваться с вылетающими прямо из-под ног ракетами сигнальной мины?


Ночью, да ещё и с эффектом неожиданности. Это только в фильмах о современной войне, при срабатывании сигнальной мины герой картины сразу же падает на землю. Возможно, что опытный, натренированный и с железными нервами спецназовец, так и среагирует.


Это подсказывает логика. Обычный человек, вполне понятно, метнётся в сторону. Вот тут-то его и подстерегает настоящая опасность - противопехотная мина. Исход вполне понятен.


Автор -Сергей Чеботарев.