Однажды я видел маленькую драму

Несколько лет назад я работал в компании, которая занималась клинингом и специализировалась на крупных производственных площадках. Когда-то она была крупным игроком на рынке, но заимев пару крупных заказчиков, дирекция расслабилась и дела потихоньку пошли на спад. Новые заказы согласовывались нехотя, поскольку никто кроме коммерческого отдела не был заинтересован в лишней работе. А исполнялись они с каждым разом все хуже. С экономией на каждой копейке в ущерб качеству.

Однако время от времени к нам, по старой памяти, заглядывали различные поставщики и пытались презентовать свою химию, материалы и инвентарь. Каждый раз мы собирались всей компанией в главном зале, слушали презентацию и потом ничего у них не покупали.

В тот день к нам должны были приехать из компании, которая поставляла поломоечную технику. За полчаса до начала мы с коллегой вышли на крылечко покурить. Я был раздражен, поскольку начальство требовало присутствия всех без исключения сотрудников, а у меня была масса способов провести это время с гораздо большей пользой. Моя коллега Надя наоборот – пребывала в радужном расположении духа, поскольку относилась к презентации поставщиков, как к бесплатному шоу и возможностью немного передохнуть от рутины.

У крыльца остановились потрепанная Газель и из неё вышли два человека. Внешне они были совершенно разными. Один был невысоким, полненьким и лысым. С аккуратной черной бородкой. Дугой был тощим высоким, гладковыбритым блондином. Объединяло их какое-то общее выражение мрачной безнадежности на лицах.

Они оценивающе посмотрели на ступеньки крыльца бизнес-центра.
- Узнай пожалуйста – что там с лифтом. – Сказал тощий. – А я пока выгружу потихоньку.
Полненький кивнул и быстрым шагом скрылся внутри здания. Тощий тем временем, открыл двери Газели, при помощи водителя спустил пандус и принялся ловко выкатывать темно-оранжевые поломоечные машины. Мы с Надей догадались, что это наши потенциальные поставщики, переглянулись и закурили по второй сигарете.

- Лифт есть. – Сообщил вернувшийся бородач. – Но по грузоподъемности не пройдем.
Тощий нахмурился.
- А лестница?
- Лестница тоже есть. - Полненький беспомощно развел руками. - Но они на тринадцатом этаже. Отменяем?

Тощий оценивающе посмотрел на две уже выгруженные поломоечные машины. В салоне Газели было ещё несколько штук. Затем он перевел взгляд на наш бизнес-центр, который возвышался перед ним словно гора.
- Нет. Поднимем по лестнице.
- Вдвоем?!
- Володю с Костей попросим. Я их как раз на такой случай позвал. Предупреди только, что мы на десять минут позже начнем.
Бородач с ужасом посмотрел на тощего. Потом на здание бизнес-центра. Потом на поломоечные машины. Но на лице тощего была такая несгибаемая решимость, что полненький закрыл рот и озадаченно засопел/

***

Пока мы с Надей поднимались в лифте у меня как-то сами собой родились предыстории этих людей. От полненького в моем воображении только что ушла жена. Перед этим она назвала его неудачником, сказала, что он впустую потратил лучшие годы её жизни и призналась, что изменяла ему последние полгода. Наверняка она в конце добавила ещё что-нибудь обидное, вроде: «Ты не мужчина, Александр».

А у тощего вот-вот родится ребенок. И беременная жена сказала, что не может больше так жить.
«Семен!» - на повышенных тонах сказала она ему сегодня утром. «Либо ты срочно находишь деньги на первоначальный взнос по ипотеке или мы разводимся, и я возвращаюсь к родителям в Уфу! Ноги моей больше не будет в этой коммуналке! И твою маму я уже больше видеть не могу!».
Такая версия объясняла вселенскую тоску на их лицах и отчаянную решимость в глазах тощего.

***

В объявленное время мы с Надей пришли в зал и заняли места поближе к приоткрытому окну. По опыту мы знали, что к середине презентации кислород в зале закончится и единственный способ не впасть в кому – занять места у источника воздуха.

Тощий и бородач сидели на стульях посреди импровизированной сцены. Они оба были в белых рубашках, брюках и туфлях. За ними располагались выстроенные в ряд массивные поломоечные машины, которые блестели выставочным глянцем (у меня мелькнула мысль, что тощий наверняка нашел время и протер их, перед тем как запускать в зал людей). Бородач листал пухлую пачку технической документации. Тощий хладнокровно изучал собравшихся.

Наши коллеги понемногу собирались в зале. У всех были разморенные послеобеденные лица. Пятница перевалила за половину. Все важные вопросы были либо решены, либо отложены до понедельника. Все мысленно уже были дома. Отсидеть презентацию было необходимой формальностью. В помещении начались традиционные перешептывания, которые бывали перед каждым таким собранием.

- Кто хоть выступает-то?
- Да очередная херота…
- Смотрел «Игру престолов»?
- Они говорят ещё и позже начнут. Если уж напросились, то будьте добры начать вовремя…
- А вы где с Серегой обедали?
- Алексей Петрович, а вы письмо мое не читали ещё?
- Ничего я не читал! И так дел по горло и ещё эту хренотень тут слушать…

В зале появился руководитель нашего отдела Виталик. Он на дух не переносил две вещи: пустую трату времени и чужую некомпетентность. Поэтому на таких презентациях он всегда сидел раздраженный, при любой возможности начинал сыпать дотошными вопросами и с большим удовольствием «топил» выступающих, если они начинали хоть немного «плавать» в материале.
Последними из сотрудников нашей компании заняли места коммерческий и финансовый директора. Они заняли центральные места в первом ряду и все перешептывания тут же сошли на нет.

Спустя пять минут после заявленного времени начала презентации, в зал зашла пятерка незнакомых молодых людей. Все они были в хороших костюмах и каждый держал в правой руке смартфон. Ни слова не говоря, они неторопливо заняли свободные места чуть в сторонке и тут же погрузились в изучение смартфонов. Стало понятно, что это менеджеры со стороны поставщика. Правда для меня осталось загадкой, почему их было так много и почему никто из них не принял участие в презентации. Один из них на секунду оторвался от экрана и небрежно кивнул тощему.
Тот кивнул в ответ, поднялся со стула и вышел в центр площадки.

Я впервые обратил внимание на его одежду и внешний вид. Если на бородаче была просто аккуратная рубашка, брюки со стрелкой и чистые туфли, то тощий выглядел за неимением лучшего слова – безукоризненно. Каким образом, он умудрился поднять по лестнице на тринадцатый этаж тяжелую технику и при этом сохранить ослепительную белизну рубашки (она, казалось, хрустела только от моего взгляда) и безупречную стрелку брюк – для меня было непостижимо.

Впрочем, пока он рассказывал краткую историю торговой марки у меня родилась гипотеза, что этот человек не только предусмотрел ситуацию с лифтами и не только позаботился о том, чтобы техника была протерта, но догадался принести брюки и рубашку с собой в специальном чехле и надел непосредственно перед презентацией.

Ещё я заметил, что у «Семена» на макушке, как у многих людей, был один непослушный вихор. Однако и эту проблему он каким-то образом умудрился решить. Неподдающуюся расческам прядь выдавали буквально два выбившихся волоска. Полагаю, кроме меня их никто не увидел. А мне они были видны, поскольку этот человек заинтриговал меня своим поведением настолько, что я разглядывал его с тройным любопытством.

Тем временем тощий перешел от истории к стандартной чепухе о том, что их компания стремится к благородной цели – обеспечить мир клининга самым лучшим и безотказным оборудованием и прочее и прочее…

Однако меня подкупало то, что он, казалось, совершенно не замечал скопившийся в воздухе скепсис. Всю эту банальную чепуху он произносил так словно это не было заезженными оборотами, которые давно истерлись и потеряли всякое значение. Время от времени он передавал слово бородатому и тот дополнял вступительное слово. «Андрей» был более красноречив, но его речь портила печать обреченности на пухлом лице.

Наконец, Тощий перешел к рассказу о самих моделях и выкатил вперед первую из них. Сделал он это так легко, будто машинка ничего не весила и словно парила по воздуху.
- А есть у вас техническая документация? – Вдруг подал голос Виталик. – Можно взглянуть?
- Разумеется. – Кивнул «Семен» и передал нашему руководителю пачку документов.
«Большая ошибка», - подумал я в этот момент. «А ведь у вас была надежда».

Тощий продолжил свой рассказ про эргономичный дизайн и обтекаемые формы корпуса.
- Можно вопрос? – Резко спросил Виталик. И не дожидаясь ответа продолжил: - Как долго такая машинка может работать на одной зарядке?
В зале стало тихо.
«Семен» невозмутимо назвал примерный диапазон часов работы.
- Нет. – Покачал головой Виталик. – Так не пойдет. Мне для расчета технологической карты не нужен «примерный диапазон». Мне нужна конкретная гарантированная величина, которой можно оперировать. Ещё раз: как долго такая машинка будет работать на одной зарядке? И кстати, как долго она будет заряжаться? Только не «примерно» пожалуйста.

Обычно под таким напором выступающие легко теряли уверенность в себе, презентация начинала комкаться и быстро сворачивалась. Но Тощий словно ждал этого момента. Сперва он назвал запрашиваемые цифры. И прежде, чем Виталик успел задать новый вопрос произнес:
- А сейчас я объясню, почему именно столько.
А затем, кратко и доходчиво, в понятных всем терминах рассказал из чего сделаны аккумуляторы, как их нужно правильно зарядить и в каком режиме должна работать машинка. После этого он сделал небольшую паузу и посмотрел на нашего руководителя.
К нашему удивлению Виталик вместо того, чтобы дальше сыпать вопросами, подливая в них всё больше сарказма просто улыбнулся и сказал:
- Спасибо.
Это был первый случай на моей памяти, когда он не смог с ходу «срезать» оппонента.

Атмосфера в зале неуловимо изменилась. В приоткрытое окно подул свежий апрельский ветер. Тощий продолжал презентацию. Его речь лилась без запинки. Он подробно рассказывал из чего состоят поломоечные машинки, при этом он сыпал техническими деталями, но каждый раз давал простые и понятные формулировки и объяснял, чем эта информация может быть полезна в нашей работе. Он не обладал ни выдающейся харизмой, ни особенным красноречием. Но его решимость и уровень подготовки с лихвой компенсировали и тои другое. Больше всего он был похож на боксера, который долго готовился к решающему поединку и вышел на ринг, четко осознавая, что он сейчас либо потеряет всё, либо выйдет победителем и третьего ему не дано.

Виталик время от времени поднимал руку и вежливо задавал уточняющие вопросы. «Семен» каждый раз давал быстрые и точные ответы. Бородатый «Андрей» мало-помалу проникся уверенностью партнера и начал удачно дополнять его, а время от времени даже добавлять шутливые комментарии.

Финансовый и коммерческий директора подались вперед и внимательно слушали выступающих. Они делали пометки в блокнотах и изредка о чем-то перешептывались между собой, кивая друг другу на разные модели машин. Понемногу все присутствующие увлеклись презентацией. Кроме людей в костюмах, которые по-прежнему не отвлекались от своих телефонов.
Даже я поймал себя на мысли, что мне было бы интересно поработать с этими ребятами. Машинки, которые мы использовали часто ломались, а представители поставщиков реагировали на каждый случай очень вяло и ремонт делали неохотно и долго. Если бы нам пришлось иметь дело с человеком вроде «Семена», то вопросы наверняка решались бы быстрее…

Я посмотрел на лица собравшихся и увидел на них отражение той же мысли. На моих глазах происходило чудо. Люди, которые на моей памяти никогда не интересовались ни одним из поставщиков понемногу загорались любопытством.

У меня было такое чувство, словно корабль, который неминуемо должен был разбиться о скалы в последний момент был спасен волевым капитаном, который единственно верным поворотом руля в нужный момент вывел его из опасного мест. И теперь вся команда стоит на палубе и никому не грозит опасность и впереди уже виднеется земля, на которой сбудутся все наши мечты и свежий морской ветер ерошит нам волосы…

«Семен» подвел презентацию к логическому концу, обвел всех присутствующих взглядом и убедился, что в нем не осталось равнодушных лиц и только после этого произнес:
- Если у вас остались какие-либо вопросы, мы с удовольствием на них ответим.
Возникла микроскопическая пауза.

И в этот самый момент, один из людей в костюмах на секунду оторвался от своего смартфона и скучным голосом сказал, обращаясь к нашим директораи:
- Так чё – договорчик по нашей форме или по вашей будем оформлять?

Сквозняк захлопнул окошко и вместе со свежим ветром из помещения выскользнула вся магия чуда. Спины директоров одеревенели. Виталик сложил руки на груди. Лица собравшихся поскучнели и все принялись потихоньку подниматься со своих мест. Бородатый «Андрей» разом обмяк, словно шарик из которого выпустили воздух. На его физиономию вернулось прежнее выражение безмерной грусти.

Тощий не дрогнул ни единым мускулом на лице. Он ещё раз обвел взглядом всех собравшихся и поблагодарил их за внимание. Мужчины в костюмах первыми покинули помещение. За ними молча удалились по своим делам наши директора. Остальные сотрудники нашей компании неторопливо покидали зал. Бородач принялся готовить поломоечные машины к выносу. И только Тощий стоял, выпрямившись и о чем-то размышлял, глядя в окно. Будто капитан на мостике тонущего судна.

Заканчивался рабочий день. Начинался пятничный вечер. Люди покидали зал, начисто забывая о существовании этого человека, который предусмотрел то, что нельзя было предусмотреть и сделал гораздо больше, чем от него требовалось.

Мне хотелось подойти, похлопать его по плечу и сказать, что всё у него будет хорошо. Но после некоторых размышлений я решил, что это было бы неправильно. Человек, который умудрился пусть на сантиметр, но приподнять каменную плиту – титан. А жалость и утешение к титанам неприменимы. Вместо этого я пожал ему руку и от всей души пожелал удачи. В конце концов это единственное, чего ему действительно не хватило.