Один из немногих переживших мировую войну. Непростая история «Нюрнберга»

Согласно условиям Версальского договора, Германия могла иметь ограниченный флот, а надводные силы ограничивались броненосцами береговой обороны и лёгкими крейсерами. В период с 1929 по 1930 года в строй вступили 3 новых легких крейсера проекта «К», а в 1928 году на государственной верфи в Вильгельмсхафене был заложен лёгкий крейсер Leipzig («Лейпциг»), являющийся дальнейшим развитием крейсеров типа «К», одним из представителей которых являлся Königsberg.


После смены власти в 1933 году Германия перестала соблюдать строгие ограничения Версальского договора. Поэтому в ноябре на верфи в Киле был заложен следующий крейсер проекта «Лейпциг», получивший на стапелях название Ersatz Nymphe. Таким образом, командование Рейхсмарине пыталось создать видимость того, что ограничения соблюдаются, а новый крейсер заложен, как замена бронепалубного «Нимфе», пущенного на слом в 1932 году.

Один из немногих переживших мировую войну. Непростая история «Нюрнберга» Флот, Корабль, История, Факты, Длиннопост

Немецкий лёгкий крейсер Leipzig — крейсер типа «Е» (первое обозначение Ersatz Amazone), 1939 год


Несмотря на то, что проект крейсера Nürnberg («Нюрнберг»), названный так после спуска на воду, разрабатывался как систершип «Лейпцига», при его проектировании учли недостатки головного корабля и внесли ряд изменений. Поэтому сразу после включения в состав Кригсмарине в 1936 году «Нюрнберг» стал флагманом Разведывательных сил.


Словно скаут


Взяв за основу «Лейпциг», конструкторы увеличили длину корпуса нового корабля до 181 м (на 7 м) и ширину до 16 м (на 1,2 м), чтобы повысить остойчивость и мореходные качества. Это незначительно увеличило водоизмещение — до 7037 тонн против 6310 тонн «Лейпцига».

Один из немногих переживших мировую войну. Непростая история «Нюрнберга» Флот, Корабль, История, Факты, Длиннопост

Немецкий лёгкий крейсер Nürnberg — крейсер типа «F» (первое обозначение Ersatz Nymphe)


Продольно набранный корпус состоял из 16 водонепроницаемых отсеков, а двойное дно занимало три четверти его длины. Так как на «Лейпциге» была выявлена недостаточная прочность корпуса, на «Нюрнберге» это устранили дополнительным усилением набора.


По всей длине ватерлинии простирался 50-мм броневой пояс из гомогенной стали, утончавшийся до 20-25 мм в носовой и кормовой части. Толщина броневой палубы составляла 20 мм, а в точках примыкания к броневому поясу имела скосы толщиной 25 мм. Бронированная продольная переборка толщиной 15 мм обеспечивала противоминную защиту. Рубка защищалась 100-мм вертикальными плитами и сверху броней от 30 до 50 мм.
Один из немногих переживших мировую войну. Непростая история «Нюрнберга» Флот, Корабль, История, Факты, Длиннопост

Продольный разрез крейсера Nürnberg и вид сверху на 1939 год


Основная двухвальная установка включала восемь паровых котлов и два ТЗА системы Парсонса совокупной мощностью в 60 000 л.с., что обеспечивало максимальную скорость в 32 узла. Имелась также дизельная установка, состоящая из 4 дизельных двигателей MAN мощностью 3100 л.с. каждый. Они предназначались для экономичного хода и работали на средний вал, оборудованный винтом регулируемого шага. Дальность плавания с крейсерской скоростью в 15 узлов равнялась 3900 милям, с максимальной скоростью — 2200 милям.


Совершенству нет предела


В качестве главного калибра «Нюрнберг» нёс девять орудий SK/25 калибра 150 мм с длиной ствола 57 калибров. Они помещались в трёхорудийные башенные установки с лобовой броней 80 мм и бортовой 20 мм. Одна находилась на носу, а две на корме. При скорострельности 6-8 выстр/мин на ствол эти орудия могли посылать снаряды на расстояние 26 км. Боекомплект насчитывал 1080 снарядов, но с 1939 года был увеличен до 1500 выстрелов.

Один из немногих переживших мировую войну. Непростая история «Нюрнберга» Флот, Корабль, История, Факты, Длиннопост

Кормовые башенные установки крейсера Nürnberg Drh.Tr.C/28. По сравнению с установками предшественников Drh.Tr.C/25 эта модель имела лучшую защиту, усиленные приводы наведения и подачи, и, как следствие, более высокую скорострельность


Первоначально ПВО «Нюрнберга» состояло из четырёх спаренных установок 88-мм орудий SK C/32 с длиной ствола 76 калибров в щитовых установках. Они имели угол возвышения до 80 градусов и могли поражать воздушные цели на дистанции до 12 км.


ПВО ближнего радиуса было представлено также четырьмя спаренными полуавтоматами SK C/30 калибра 37 мм и таким же количеством 20-мм автоматов C/30, размещенных попарно на мостике и на платформе у дымовой трубы. В 1941 году вместо одного из дальномеров, расположенного на крыше рубки, была смонтирована радиолокационная станция.

Один из немногих переживших мировую войну. Непростая история «Нюрнберга» Флот, Корабль, История, Факты, Длиннопост

Запуск гидросамолёта Heinkel He 60 с борта немецкого лёгкого крейсера Nürnberg


В 1942 году стало очевидно, что противовоздушного вооружения недостаточно, и «Нюрнберг» прошёл модернизацию. Число спаренных 37-мм установок довели до шести. Также на крыше штурманской рубки и башни «B» установили две 4-ствольных установки 20-мм автоматов, а число однорудийных 20-мм установок увеличили до пяти. Также была установлена более совершенная РЛС.


В 1944 году крейсер прошёл очередную масштабную модернизацию, в ходе которой было значительно усилено зенитное вооружение. После демонтажа всех одноствольных 20-мм автоматов установили десять спаренных установок такого же калибра. Также добавили три пусковые установки неуправляемых зенитных ракет 73-RAG Fohn. Радиолокационное вооружение усилили еще одной РЛС.
Один из немногих переживших мировую войну. Непростая история «Нюрнберга» Флот, Корабль, История, Факты, Длиннопост

Изменения внешнего вида крейсера Nürnberg, в частности надстроек, в периоды модернизации


Изначально на крейсере монтировались четыре трёхтрубных торпедных аппарата калибром 533 мм. Но в 1941 году было решено, что такое количество ТА является излишним для корабля данного типа, поэтому их количество сократили до двух. При необходимости «Нюрнберг» мог брать на борт 120 мин, установка которых производилась с минных рельсов.

Последние годы в Кригсмарине



С августа 1936 по август 1937 года «Нюрнберг» совершил три похода в Испанию, где оказывал поддержку франкистам, конвоируя транспорты с войсками из Северной Африки, а также прикрывал миноносцы и тяжёлый крейсер «Адмирал граф Шпее».

Один из немногих переживших мировую войну. Непростая история «Нюрнберга» Флот, Корабль, История, Факты, Длиннопост

Лёгкий крейсер Nürnberg проходит Кильский канал, 1935 год


С началом войны корабль активно участвовал в операциях Кригсмарине, как флагман Разведывательных сил и военно-морской группировки «Ост» на Балтике. Он неоднократно сопровождал миноносцы и сам принимал участие в минных постановках на Балтике и возле берегов Великобритании.


13 декабря 1939 года во время одного из боевых выходов «Нюрнберг» был торпедирован британской субмариной Salmon. В результате попадания, которое пришлось в район носовой части, случился взрыв, вызвавший многочисленные трещины в местах сварки и крепления шпангоутов. Только благодаря относительно спокойной погоде корабль удалось довести до Вильгельмсхафена, где он простоял на ремонте до середины июня 1940 года.
Один из немногих переживших мировую войну. Непростая история «Нюрнберга» Флот, Корабль, История, Факты, Длиннопост

Повреждения носовой оконечности крейсера Nürnberg после попадания торпеды


8 сентября 1941 года «Нюрнберг» был включен в состав «Северной группы» Кригсмарине и выполнял операции сначала на Балтике, а с декабря и в Скандинавии, где заменил тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер».

Один из немногих переживших мировую войну. Непростая история «Нюрнберга» Флот, Корабль, История, Факты, Длиннопост

Вид на корабли сопровождения с палубы немецкого линкора Tirpitz. В сентябре- октябре 1941 года линкор входил в состав «Балтийского флота» Кригсмарине, задачей которого было не допустить прорыв советских кораблей в Швецию для интернирования. На заднем плане лёгкие крейсеры Nürnberg и Köln


В августе 1943 года крейсер фактически перевели в разряд учебного корабля с базированием в Вильгельмсхафене, так как его недостаточная автономность и мореходность в условиях Севера не позволяли в полной мере выполнять возложенные задачи.

Изменение ситуации на фронте вынудило флотское командование направить лёгкий крейсер в ноябре 1944 года в Норвегию. Там он патрулировал датское побережье, участвовал в минных постановках и оборонял проливную зону.


В январе 1945 года «Нюрнберг» окончательно стал на прикол по причине катастрофической нехватки топлива — вся нефть шла на нужды панцерваффе.


Под советским флагом


После войны «Нюрнберг», интернированный союзниками в порт Копенгагена, по союзному договору перешел к СССР. 19 ноября 1945 года крейсер зачислили в списки Северного Балтийского флота, и с немецкой командой на борту он направился в Либаву, где должна была состояться церемония передачи корабля. 9 января 1945 года на борт «Нюрнберга» взошел советский экипаж во главе с капитаном 1-го ранга Ворковым, а 13 февраля 1946 года он получил новое имя «Адмирал Макаров».
Один из немногих переживших мировую войну. Непростая история «Нюрнберга» Флот, Корабль, История, Факты, Длиннопост

Советский лёгкий крейсер «Адмирал Макаров» на Неве на параде в 1955 году


В составе Балтийского флота крейсер находился до февраля 1959 года. Команда «Адмирала Макарова» неоднократно отмечалась флотским командованием за образцовое выполнение учебных задач, а сам крейсер был показательным и постоянно принимал различные иностранные делегации.


19 февраля 1959 года командование ВМФ постановило вывести крейсер из состава флота, а в июле его отправили на утилизацию в Ленинград. Так окончилась карьера одного из самых первых крейсеров Кригсмарине, достаточно удачливого, чтобы пережить Вторую мировую войну.

Один из немногих переживших мировую войну. Непростая история «Нюрнберга» Флот, Корабль, История, Факты, Длиннопост

Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWs