Ода таксомотору: из истории такси в Карелии

В связи с вынужденной приостановкой работы общественного транспорта по причине эпидемии именно такси помогают «безлошадному» жителю города в случае необходимости быстро добраться из точки «А» в точку «Б». Этой публикацией мы выражаем благодарность городским службам такси и таксистам и предлагаем экскурс в историю такси Карелии, основанный на подлинных архивных документах и фотографиях.

* * *

В 1950 г. на основании постановления Совета Министров Карело-Финской ССР от 21 декабря 1949 г. в Петрозаводске открылась таксомоторная контора. Ранее в городе уже существовали легковые такси. Кроме имевшихся автомобилей конторе было передано еще 12 вновь поступивших автомашин «Победа». Таксомоторному парку было предоставлено благоустроенное помещение кирпичного гаража на Неглинской улице.

Ода таксомотору: из истории такси в Карелии Такси, Карелия, История, СССР, Таксист, Маршрутка, Длиннопост

Это было первое крупное автотранспортное предприятие в Петрозаводске, предоставлявшее услуги такси. Контора была и первым специализированным предприятием. До этого такси работали в составе грузовых и пассажирских автопарков и автобаз города.

Решением исполкома Петрозаводского городского совета 30 марта 1955г. были утверждены места стоянок таксомоторов: вокзал (новый), вокзал (старый), шоссе 1 мая, гастроном (ул. Гористая), театр Русской драмы, Зарецкий рынок, кинотеатр «Сампо», Перевалка (на углу ул. Островского и Чапаева), поликлиника №1, на углу ул. Вытегорская и пр. Урицкого, ДСК, пристань, Кукковка (на углу улиц Вытегорская и Ульянова), на углу ул. Чернышевского и Луначарского, гостиница «Северная», Закаменский переулок – центральная диспетчерская.

Ода таксомотору: из истории такси в Карелии Такси, Карелия, История, СССР, Таксист, Маршрутка, Длиннопост

Пассажиры оценили такси как удобный и дешевый вид транспорта. Такси перевозили пассажиров по городу, а также в пригород - Ладву, Пряжу, Ведлозеро, Спасскую Губу и даже в Поросозеро, находящееся более чем в 200 км от Петрозаводска. Таксомоторы действовали и в других городах Карелии, работая в составе местных автотранспортных предприятий.

В 1965 г. Петрозаводский таксомоторный парк получил 20 радиостанций, которые были установлены на пассажирских такси, водители быстро их освоили. Количество принятых и выполненных заказов по обслуживанию пассажиров удвоилось.

К 1967 г. таксомоторный парк имел 85 автомобилей. Новые машины были закреплены за ударниками труда Константином Абрамовым, Дмитрием Гиенко, Василием Рубцовым, Владимиром Минюком, Александром Никитиным и другими.

В 1968 г. в городе Петрозаводске появилось и первое маршрутное такси. Это были легковые машины "Волга", курсировавшие по маршруту "Медицинское училище - завод "Тяжбуммаш". В 1970-1980-х гг. перевозки маршрутными такси осуществлялись микроавтобусами «РАФ », стоимость проезда на которых составляла 10-15 коп., позже 20 коп. (кроме маршрутного такси на кладбище "Бесовец"), а также автобусами ПАЗ-672. На 1 декабря 1977 г. в распоряжении Петрозаводского автотранспортного предприятия было 5 маршрутных таксомоторов РАФ -2203.

Ода таксомотору: из истории такси в Карелии Такси, Карелия, История, СССР, Таксист, Маршрутка, Длиннопост

В газете «Ленинская правда» 29 сентября 1981 года были опубликованы «Правила пользования такси»: «Легковые такси предоставляются гражданам на стоянках в порядке очереди.

Правом занять такси вне очереди пользуются пассажиры с грудными детьми, беременные женщины и инвалиды.

Выезд за пределы Петрозаводска без специального разрешения допускается в радиусе 50 км от городской черты, для радиофицированных таксомоторов – в радиусе 30 км, а также в г. Кондопога, с. Спасская Губа, с Шокша.

В автомашинах ГАЗ-24 «Волга» разрешается проезд одновременно не более 4 пассажиров, 2 детей дошкольного возраста и провоз в багажнике груза весом до 60 кг.

Таксометр включается с момента посадки пассажира в такси или с момента получения водителем заказа от диспетчера.

При поездке в такси нескольких пассажиров плата взимается из расчета общей суммы показания таксометра, деленной на количество пассажиров, пропорционально длине поездки каждого из них.

Простой такси по требованию пассажира разрешается в общей сложности не свыше 30 мин. В этом случае водитель производит с пассажирами полный расчет за совершенные поездки, а за время ожидания получает аванс, включает счетчик и предупреждает пассажиров, что по истечении времени ожидания такси будет считаться свободным.

Такси не предоставляется для перевозки инфекционных больных и лиц в нетрезвом состоянии.

Ода таксомотору: из истории такси в Карелии Такси, Карелия, История, СССР, Таксист, Маршрутка, Длиннопост
Ода таксомотору: из истории такси в Карелии Такси, Карелия, История, СССР, Таксист, Маршрутка, Длиннопост

Водитель такси должен: быть вежливым, выдержанным с пассажирами, при следовании без пассажиров заезжать на ближайшие стоянки при наличии на них ожидающих такси, при нахождении на стоянке, независимо от времени окончания рабочей смены, отвезти пассажира в любом направлении, получив заказ на вызов таксомотора, следовать к месту назначения кратчайшим путем, не беря попутных пассажиров, ожидать пассажиров в пункте, указанным заказчиком, не отходя от такси, во время погрузки и выгрузки багажа таксометр должен быть включенным, при следовании без пассажиров по первому требованию остановить такси в соответствии с правилами уличного движения.

Водитель не имеет права: находясь на стоянке, отказывать пассажиру в обслуживании под предлогом короткой или слишком дальней поездки, неисправности и т.д., перевозить пассажиров с не включенным таксометром, производить дополнительную посадку пассажиров в пути следования таксомотора и на стоянке такси, до посадки в такси спрашивать пассажиров о пункте назначения, курить во время обслуживания, перевозить взрывчатые, отравляющие, легковоспламеняющиеся вещества, громоздкий багаж, собак без намордников».

Ода таксомотору: из истории такси в Карелии Такси, Карелия, История, СССР, Таксист, Маршрутка, Длиннопост

В 1985 г. в Петрозаводском пассажирском автотранспортном предприятии было 17 маршрутных и 207 легковых таксомоторов.

В 1990-х годах государственное автотранспортное предприятие прекратило свое существование, но служба такси и профессия таксиста не исчезли из нашего быта и продолжают существовать и в наши дни.

В работе современных служб такси используются новейшие технологии (заказ автомашины по интернету). Такси осуществляют как пассажирские, так и грузовые перевозки. Служб, предоставляющих услуги такси, существует и появляется много. У каждого из нас, пожалуй, есть своя любимая, хоть мы иногда и скучаем по старым добрым "шашечкам".

©vk.com/club181505278

Ода таксомотору: из истории такси в Карелии Такси, Карелия, История, СССР, Таксист, Маршрутка, Длиннопост

Московские Шашки

87 постов57 подписчиков

Добавить пост