- А мне сегодня мама сказала, что когда я стану большой, то я смогу сама покупать себе всякие платья, - внучка поудобнее устроилась на скамейке и посмотрела на деда, - а ты когда-нибудь был маленьким или сразу родился старым, а?
Дед усмехнулся и потрепал девочку по голове.
- Конечно был. А ты не боишься стать слишком большой?
- Как это - слишком? Люди бывают или маленькие или большие. Слишком больших не бывает!
- Очень даже бывают, - дед на минуту задумался и посмотрел куда-то вдаль, медленно погружаясь в свои воспоминания.
- А как это? Расскажи! - девочка схватила деда за руку и нетерпеливо дернула ее на себя.
- Ну, ну! Оторвешь еще! - снисходительно улыбнулся старик, - вот скажи, ты к нам с бабушкой из города долго едешь с родителями?
- Ого! Да целых сто тыщ миллионов лет! - затрещала внучка,- пока доедешь, уже и поспишь, и с куклой поиграешь, и чего только не сделаешь, а все едешь и едешь!
- Вооот... И я так думал, когда был таким же, как ты. Мне казалось, что мир не просто огромный, а что он бесконечный. А Москва... Я думал, что она находится где-то за тридевять земель. А в другие страны вообще никогда не попасть, потому что до них очень далеко. А потом я взрослел и Москва становилась ближе и заграница казалась не такой далекой. И даже побывать там пришлось. Пешком шли, а все равно уже не так далеко казалось. И чем взрослее я становился, тем все больше сокращались расстояния. Вот и тебе через несколько лет уже не будет казаться, что ты едешь сюда... Сколько ты там сказала?
- Сто тыщ миллионов лет, - быстро подсказала внучка.
- Да... А вот день рождения ты свой любишь?
- Конечно! Я так жду его каждый раз, а оно так медленно приходит. А хочется, чтоб он каждую неделю был! Подарки там разные, торт... Так классно! - девочка мечтательно подкатила глаза, как будто представив на секунду, что перед ней стоит праздничный торт с горящими свечами.
- И я также его ждал когда-то. И мне казалось, что время тянется так медленно... А потом вдруг оно начало течь все быстрее и быстрее. Месяц пролетал за месяцем, год за годом так быстро, что я не успевал их даже считать. Куда уж там... Не оставалось даже места для радости от своих праздников. И вот только недавно я понял, почему все так происходит. Хочешь скажу?
- Ага, - внучка завороженно смотрела на деда.
- Потому что это не мир меняется, не расстояния уменьшаются и не время начинает течь медленнее. Это мы становимся все больше и больше и, в конце концов, вырастаем из него, как ты вырастаешь из своих платьев. Вот тогда мы становимся слишком большими для этого мира, понимаешь?
- Что-то я ни разу не видела слишком больших людей, - подозрительно прищурила один глаз внучка.
- А ты их и не увидишь. Вот что ты делаешь, когда твои платья становятся малы?
- Идем с мамой за новыми.
- Вот и человек, когда становится слишком большим для этого мира, тогда он идет искать другой, больший мир. Такой, который ему снова покажется маленьким. Такой, где он сможет снова ощутить себя ребенком. Вот такие дела.
Девочка некоторое время молчала.
- Деда, а ты когда станешь очень большим?
- А я им уже стал, - старик грустно улыбнулся, и встал со скамейки, - Ну все, внученька, мне идти пора. А ты... А ты не торопись становиться большой. Еще успеешь. Поверь мне, в этом прекрасном мире не так уж и плохо быть маленькой.
Старик ласково погладил девочку по голове и медленно пошел по дорожке.
***
- Настенька, ты тут?! Я тебя уже везде обыскалась. А ты тут сидишь! Я ж тебе говорила - не выходи без спроса со двора!
- Мам, я же не одна тут была!
- А с кем?
- С дедушкой. Он мне рассказывал...
- С каким еще дедушкой?
- Ну, с нашим.
Мать заметно побледнела и, схватив дочку за руку, быстрым шагом направилась во двор.
- Настя, зачем ты меня обманываешь? Наш дедушка... Он... Уехал очень далеко...
- Да никуда он не уехал, - хмыкнула Настя, - просто он стал очень большим. А еще, знаешь что... Давай пока не будем покупать новое платье? Мне и это пока еще нравится.
- Вот и человек, когда становится слишком большим для этого мира, тогда он идет искать другой, больший мир. Такой, который ему снова покажется маленьким.
Ну да. Для одного мира он стал слишком большим и ищет еще больший мир что бы быть в нем маленьким относительно этого самого большего мира, но он и там будет очень большим уже относительно этого нового мира и он станет ему маленьким.