Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Обвинение жертвы

Обвинение жертвы Жертва, Обвинение, Политика, Виктимблейминг, Англицизмы, Длиннопост

"Ужас перед непредсказуемой множественностью вселенной, или обвинение жертвы (виктимблейминг) и религия"

«Сами виноваты! Надо быть осторожнее! Будь предусмотрительней! Надо было думать заранее!..»

В современном мире, несмотря на весь наш прогресс, мы, к сожалению, всё ещё полагаемся на множество устаревших, отживших свой век представлений о жизни, которые не только тормозят дальнейшее общечеловеческое развитие, но и пагубно влияют на качество нашей жизни и жизни окружающих.

Виктимблейминг, то есть обвинение жертвы – это феномен, который досконально рассматривается сейчас в психологии, но известен он с давних пор: в философии, религии и этике учёные мужи всех народностей рассматривали подобные феномены под разными углами.

Более знакомое нам понимание феномена виктимблейминга имеет много общего с религиозным мышлением: часто упоминаемая мною гипотеза справедливого мира является основой виктимблейминга. «Воздаяние» за прегрешения и награда за праведность – детская дихотомия мира, которая имеет место быть в определённое время развития индивида (и общества), однако, является признаком стагнации в более зрелом возрасте.

Жертва может быть причастна к тому, что с ней произошло. Каждый из нас должен нести ответственность за свои поступки. Предусмотрительность – несомненное благо. Феномен виктимблейминга, однако, рассматривает как раз таки случаи, где причастность жертвы не наблюдается с точки зрения эмпирических данных и общепринятой логики.

Привычка винить жертву тем или иным образом – явление не исключительное для религии, однако, культурное влияние иудео-христианских конфессий явно связано с распространённостью подобного типа мышления. Конечно же, мы наблюдаем наличие гипотезы справедливого мира также и в концепциях кармы и касты.

Стоит отметить, что в основе понятия кармы, также как и в народных присказках вроде «что посеешь, то и пожнешь» имеет место быть попытка в определенной степени логически объяснить причинно-следственные связи. При отсутствии инструментов научного анализа данных примитивное, но понятное всякому моральное истолкование событий, могущих казаться необъяснимыми в других случаях, является одновременно утешением для старых и предостережением для молодых.

«Не ходи в лес один, а то (вставьте имя мифологического персонажа) скушает» – эффективное изобретение на ранней стадии становления педагогического метода. «Этот человек согрешил, и бог покарал его» в переводе: «человек поступил опрометчиво/совершил ошибку, и последствия не заставили себя ждать».

Учиться наблюдать за причинно-следственными связями и анализировать шаблоны окружающего мира – обязательный этап в развитии каждого индивида и каждого общества. Однако гипотеза справедливого мира (как и религиозное мышление в целом) отжила свой век, и уровень вреда от подобного мышления во много раз превышает её небольшую воспитательную и нравоучительную пользу.

Более того, обвинение жертвы является постоянным спутником веры в справедливый мир: фактор удачи почему-то плохо воспринимался некоторыми религиозными институтами (так же как и факт намеренного гнёта) в прошлом (и настоящем).

Когда индивид провозглашается виноватым в том, что его постигла неудача, происходит интересная смена точки сбора: внезапно помощь этому индивиду не кажется уже такой необходимостью, и желание обойти его и спрятать глаза не кажется противоестественным. Вспомните, наверняка в вашем окружении кто-то утверждает, что все бездомные – наркоманы и алкаши, и помогать им не просто не стоит, но и нельзя, так как это приведёт к их дальнейшему моральному упадку.

Таким образом происходит снятие с себя или с группы людей коллективной ответственности, и создаётся благодатная почва для процветания культа индивидуализма: каждый сам виноват в своих бедах, помогать ближнему нужно только при условии его «соответствия» моральному кодексу; лицемерие и высокомерие в таких условиях превалируют, и никакой объективный взгляд на сложившиеся обстоятельства невозможен.
Многие из нас могут полагать, что мы «выше» подобных суждений и даже утверждать, что мы пользуемся эмпирическими данными как в выставлении оценок поведению людей, так и при оценивании их невзгод.

Однако можем ли мы быть уверены, что достаточно знаем об обстоятельствах всех и каждого? Почему мы в принципе хотим заниматься разбором и анализом чужих обстоятельств? Почему мы можем желать однозначно судить о тех или иных инцидентах? Честные ответы на эти вопросы могут многое нам рассказать о степени нашего личного развития (и/или травмированности), а также показать нам, что в оценке событий редко лежит истина, что оценивая и обвиняя ближнего, мы редко сумеем ему в должной мере помочь.

Обвинение жертвы – это не уникальное явление патриархального гнёта. Это инфантильный ответ на страх перед неизвестным, который народы прошлого облекли в притчи и сказания, и из которого выросли многие религии. Ужас перед непредсказуемой множественностью вселенной есть в сердце каждого из нас. Но мы должны помнить, что, виня жертву невзгод сегодня в её причастности к собственному горю, мы открываем врата для осуждения наших собственных бед завтра. В соответствии с принципами взаимопомощи, которые наблюдались у всех древних народов (парадоксально, бок о бок с моралистикой), а также с прагматичным подходом к жизни, мы, современные люди, можем избавиться от груза излишнего (фарисейского) морализма, отучиться от осуждения жертвы и выбросить на помойку гипотезу справедливого мира, постулирующую, что за все деяния нам воздастся.

Организация Трудящихся Казахстана/ Красная Юрта