Общественный транспорт в Швейцарии (небольшой ликбез + личный опыт)

А давайте сегодня поговорим про общественный транспорт в Швейцарии! Тема вполне себе интересная, особенно после недавней волны постов о немецких железных дорогах.

Общественный транспорт в Швейцарии (небольшой ликбез + личный опыт) Жизнь за границей, Личный опыт, Общественный транспорт, Стоимость, Швейцария, Длиннопост

Коротко о себе: 40 лет, с августа 2019 года проживаю в Швейцарии, кантон Берн, работаю врачом-радиологом. До этого 8 лет прожил и работал по профессии в Германии. Женат, 2 детей.


Несколько моментов для понимания


1) Общественный транспорт в Швейцарии образует единую сеть, в которую включены не только автобусы или поезда, но всё вместе (поезд/електричка, автобус, троллейбус, трамвай, метро, речное такси / маршрутный корабль, фуникулёр и канатная дорога / прочие подъёмники). Причём часто виды траспорта синхронизированны между собой, т.е. приезжаешь на поезде, идёшь на автобусную остановку, куда после короткого ожидания приходит автобус и т.п. Думаю смысл понятен.


2) Из предыдущего следует, что не обязательно покупать билет на каждый вид транспорта при пересадках. Есть возможность купить билет с точки А до точки Б, где все виды транспорта уже учтены. То же самое касается и проездных (об этом ниже).


3) В Швейцарии общественный транспорт частный, т.е. есть куча разных транспортных компаний (в каждом кантоне и даже регионе свои) и билеты, конечно, пожно покупать у них напрямую (сайт или касса), но также есть швейцарские федеральные железные дороги - SBB (Schweizerische Bundesbahnen) - где на сайте также продаются билеты всех транспортных компаний (причём при покупке тебе не показывают кто выполняет перевозку, т.к. пассажиру от этого ни жарко ни холодно). И да, на сайте железных дорог Швейцарии продают и автобусные билеты, и билеты на фуникулёры, и билеты на корабль, т.к. - см. п. 1.


4) Цена билета определяется либо количеством пересекаемых зон (даётся временной отрезок, в течение которого билет действителен), либо билет на конкретный поезд на конкретную дату.


5) Дети до 5 лет включительно - проезд бесплатный. Дети 6-16 лет - оплачивают 50% билета.


6) Инвалиды и пенсионеры также платят за проезд (у них есть возможность покупки льготных проездных, примерно на 30% дешевле, чем для обычного взрослого). Что интересно, если оформить спец.карту, то сопровождающий едет бесплатно.

Точность

Общественный транспорт ходит очень точно по расписанию. Конечно никто не застрахован от эксцессов, но если нет чрезвычайной ситуации, то в 90% случаев можно быть уверенным, что уедешь и приедешь вовремя.


Удобство пересадок

Каждый более-менее крупный вокзал / станция представляет из себя мини-хаб, куда приходит несколько видов транспорта (чаще всего поезд / автобус) и, как я уже писал выше, расписание по большей части синхронизировано между собой.


Загруженность

Тут без сюрпризов: чем больше город, тем выше загруженность + повышенная загрузка в часы пик т.е. во время утреннего и вечернего разъезда.


Покрытие

За исключением отдалённых горных деревень практически до любого пункта можно добраться общественным траспортом (поездом / автобусом, на подъёмнике и т.д.).


Стоимость

Ну что скажешь: космос для неподготовленного путешественника / туриста. Если не знаешь как и где сэкономить, то кошельку придётся туго. Например поездка по Берну на автобусе / трамвае / троллейбусе стоит 4.60 фр. (285 руб.).


Но есть пара нюансов, которые упрощают, а точнее укрощают жабу и позволяют вполне себе путешествовать с нормальным цветом лица без выпученных глаз:


Турист

а) Прежде всего рекомендую заранее планировать и соответственно приобретать билеты. Разница бывает очень даже ощутимая. Допустим билет на поезд Берн - Цюрих (120 км) стоит, если брать сейчас прям на сегодня 51 франк (порядка 3 100 руб.). Но если брать заранее, допустим на 15 сентября, то стоить будет уж 25,60 фр. (около 1600 руб.). Надо, правда, учитывать, что это будет билет на конкретный поезд, т.е. если опоздал по своей вине, то билет больше не действителен.


б) Рекомендую не пренебрегать дневными картам, которые лучше покупать заранее (дешевле). Покупается на каждого, стоит от 97 франков (примерно 6000 руб) в рабочий день и от 106 фр. (6500 руб.) в выходные, за эти деньги можно передвигаться по всей Швейцарии без ограничений в течение 1 дня, т.е. фактически дневной проездой. Максимальная стоимость карты 119 фр. (7400 руб). Это очень удобно, если едешь туда-обратно на большое расстояние или знаешь, что помимо поезда будешь пользоваться другими видами транспорта (либо по карте, либо по значительно сниженным ценам - некоторые подъёмники и туристические кораблики). Дневная карта на ребёнка 6-16 лет стоит 19 фр. (1200 руб.).


в) Есть т.н. Swiss Travel Pass - аналог дневной карты, но не на 1 день, а от 3 дней. Стоит на 3 дня для 2. класса 232 фр. (14 400 руб.).


г) Часто, если селишься в отеле, дают либо проездные по региону на всё время проживания, т.е. за проезд дополнительно платить не надо, либо скидочные карты на проезд, что тоже удешевляет стоимость передвижения.


д) Не забывать про суточные карты по городу (их нет на сайте SBB, стоимость надо смотреть уже на месте. По Берну стоит, например, 9.20 фр. или 570 руб.).


Проживающие в Швейцарии

Вот тут понимаешь, что основной источник дохода - туристы, т.к. имея ВНЖ в Швейцарии получаешь доступ к различным скидкам / проездным.


а) Halbtax: даёт скидку 50% на все виды общественного траспорта, а также на дневные карты. Стоит 180 фр. (11 100 руб.) в первый год, далее 165 фр./год (10 200 руб./год.).


б) GA - General-Abo: проездной на все виды транспорта. Стоит от 3 860 фр./год (238 000 руб/год) за проезд во 2. классе.


в) Для детей 6-16 лет есть Junior-Karte: детская карта, стоит 30 фр. / год (1900 руб. / год) и действует как проездной на все виды транспорта, если ребёнок едет с родителями (или одним из них). Есть ещё вариант для детей, кто едет в сопровождении других взрослых. Стоит столько же.


г) Проездные по определённому маршруту (если ездишь на работу, например): индивидуально в зависимости от маршрута.


д) Также есть школьные с студенческие проездные (от 1670 фр. в год - 103 000 руб.).


Как ездим мы

Мы купили мне и жене Halbtax (165 + 165 = 330 фр. или около 20 400 руб. в год за двоих) и платим 50% стоимости билета. У детей - детские карты (30 + 30 = 60 фр. или 3700 руб. в год за двоих), и они больше ничего не платят. Благодаря этому мы ездили всей семьёй, допустим, в Женеву (51 фр. в один конец) не за 306 франков - около 19 000 руб. (на всю семью с 2 детьми 6 и 10 лет, туда-обратно, без всех скидок), но за 30,80 фр. или 1900 руб. (на всю семью, туда-обратно, заранее купленные билеты со всеми скидками).


Почему мы часто выбираем общественный транспорт

1) Надёжность

2) Быстрота (если едем в крупный город, да и в целом бывают пробки в выходные, в таком случае общественный траспорт быстрее)

3) Относительная дешевизна (если учитывать все скидки).

4) Удобство (не надо искать место для парковки, которых часто нехватает, особенно в крупных городах).



На этом всё. Как обычно, если есть вопросы / дополнения / пожелания - милости прошу :-)