Об учебниках и этнократии некоторых республик Росии
В Госсовете Татарстана готовится отрицательный отзыв на законопроект депутата Госдумы РФ Ирины Яровой о «единых базовых учебниках». Татарстанская этнократия расценила документ как «угрозу национальному образованию».
По словам главы парламентского комитета Разиля Валеева, законопроект ограничивает самостоятельность субъектов РФ в формировании школьных программ и может «нести угрозу национальному образованию в регионах».
Законопроект будет рассматриваться осенью. Речь идет о поправках к ФЗ «Об образовании в РФ», который внесли в Госдуму главы думских комитетов Ирина Яровая (по безопасности и противодействию коррупции) и Вячеслав Никонов (по образованию). Документ предполагает, что школы лишатся права самостоятельно разрабатывать учебные программы — они обязаны будут ориентироваться «на базовое содержание программ федеральных государственных образовательных стандартов для школ». При этом для четырех учебных дисциплин — истории, русского языка, литературы и математики — депутаты требуют ввести единые «базовые учебники». Для углубленного изучения предмета предлагается использовать дополнительные «учебные пособия», вариативность которых также серьезно ограничивается. Необходимость таких изменений Ирина Яровая объясняет сохранением «единого образовательного пространства».
В Министерстве образования и науки Татарстана полагают, что принятие этого законопроекта «может повлечь негативные последствия» — в частности, «минимизацию самостоятельности» регионов в развитии национального образования. «В условиях „единства содержания“ учет особенностей более чем 190 народов России представляется маловероятным», — заявил замминистра Ильдар Мухаметов. Он указал, что в настоящий момент в России изучаются 59 родных языков, однако в законопроекте не записано «право субъектов РФ разрабатывать базовое содержание образования по родным языкам, литературе, механизм их включения в стандарты». Он полагает, что «этнорегиональные особенности» должны также учитываться в программах по истории, географии, обществознанию, музыке и т. д.— то есть эти программы не должны быть «базовыми» для всех регионов.
В правительстве Татарстана также опасаются, что с введением «обязательности сроков обучения» для основных предметов время для изучения родного языка и родной литературы останется «весьма незначительное». В республике татарский язык преподают как родной язык независимо от национальности ребенка. Если закон Ирины Яровой будет принят, говорит Мухаметов, «возможно, мы не сможем выполнять наше региональное законодательство о языках». Кроме того, «обязательность использования определенных учебников» нарушит закрепленную в Конституцию России свободу преподавания и свободу выбора и использования педагогически обоснованных форм.
Ожидается, что свой отзыв Госсовет Татарстана направит после одобрения всеми депутатами. Кроме того, власти Татарстана намерены инициировать «отдельное обсуждение» законопроекта, пригласив депутатов Госдумы в Казань. «Надо бить в колокол, иначе проект пройдет на ура и никто не будет смотреть на наши возражения», — заявила вице-спикер Госсовета Римма Ратникова.
Следует напомнить, что татарстанское лобби в Госдуме уже заблокировало обсуждение поправок к закону «О языках народов РФ», согласно которым русский язык получил бы статус родного и возможность его соответствующего изучения в школах. В настоящее время школьники в Татарстане не могут изучать русский по учебному плану для обычных школ и учат его только по плану для национальных, то есть в сокращенном объеме. При этом татарский язык является обязательным для всех школьников и преподается, по свидетельству родителей, в больших объемах, чему русский. Обязаны учить татарский язык и все дети в детских садах.
В 2013 году руководство Татарстана в лице экс-президента-госсоветника Минтимера Шаймиева продавило внесение поправок в единый учебник истории России. Из него исчезло понятие «татаро-монгольское иго», а также «неоднозначные моменты истории», связанные с завоеванием Руси татаро-монголами, Золотой Ордой и взятием Казани.
Пруф: http://rt.rbc.ru/tatarstan/09/07/2015/559e10059a79477ac6af6985
По словам главы парламентского комитета Разиля Валеева, законопроект ограничивает самостоятельность субъектов РФ в формировании школьных программ и может «нести угрозу национальному образованию в регионах».
Законопроект будет рассматриваться осенью. Речь идет о поправках к ФЗ «Об образовании в РФ», который внесли в Госдуму главы думских комитетов Ирина Яровая (по безопасности и противодействию коррупции) и Вячеслав Никонов (по образованию). Документ предполагает, что школы лишатся права самостоятельно разрабатывать учебные программы — они обязаны будут ориентироваться «на базовое содержание программ федеральных государственных образовательных стандартов для школ». При этом для четырех учебных дисциплин — истории, русского языка, литературы и математики — депутаты требуют ввести единые «базовые учебники». Для углубленного изучения предмета предлагается использовать дополнительные «учебные пособия», вариативность которых также серьезно ограничивается. Необходимость таких изменений Ирина Яровая объясняет сохранением «единого образовательного пространства».
В Министерстве образования и науки Татарстана полагают, что принятие этого законопроекта «может повлечь негативные последствия» — в частности, «минимизацию самостоятельности» регионов в развитии национального образования. «В условиях „единства содержания“ учет особенностей более чем 190 народов России представляется маловероятным», — заявил замминистра Ильдар Мухаметов. Он указал, что в настоящий момент в России изучаются 59 родных языков, однако в законопроекте не записано «право субъектов РФ разрабатывать базовое содержание образования по родным языкам, литературе, механизм их включения в стандарты». Он полагает, что «этнорегиональные особенности» должны также учитываться в программах по истории, географии, обществознанию, музыке и т. д.— то есть эти программы не должны быть «базовыми» для всех регионов.
В правительстве Татарстана также опасаются, что с введением «обязательности сроков обучения» для основных предметов время для изучения родного языка и родной литературы останется «весьма незначительное». В республике татарский язык преподают как родной язык независимо от национальности ребенка. Если закон Ирины Яровой будет принят, говорит Мухаметов, «возможно, мы не сможем выполнять наше региональное законодательство о языках». Кроме того, «обязательность использования определенных учебников» нарушит закрепленную в Конституцию России свободу преподавания и свободу выбора и использования педагогически обоснованных форм.
Ожидается, что свой отзыв Госсовет Татарстана направит после одобрения всеми депутатами. Кроме того, власти Татарстана намерены инициировать «отдельное обсуждение» законопроекта, пригласив депутатов Госдумы в Казань. «Надо бить в колокол, иначе проект пройдет на ура и никто не будет смотреть на наши возражения», — заявила вице-спикер Госсовета Римма Ратникова.
Следует напомнить, что татарстанское лобби в Госдуме уже заблокировало обсуждение поправок к закону «О языках народов РФ», согласно которым русский язык получил бы статус родного и возможность его соответствующего изучения в школах. В настоящее время школьники в Татарстане не могут изучать русский по учебному плану для обычных школ и учат его только по плану для национальных, то есть в сокращенном объеме. При этом татарский язык является обязательным для всех школьников и преподается, по свидетельству родителей, в больших объемах, чему русский. Обязаны учить татарский язык и все дети в детских садах.
В 2013 году руководство Татарстана в лице экс-президента-госсоветника Минтимера Шаймиева продавило внесение поправок в единый учебник истории России. Из него исчезло понятие «татаро-монгольское иго», а также «неоднозначные моменты истории», связанные с завоеванием Руси татаро-монголами, Золотой Ордой и взятием Казани.
Пруф: http://rt.rbc.ru/tatarstan/09/07/2015/559e10059a79477ac6af6985