5

Об отце.

"Не спеши! Думай!"

Этим девизом моя жизнь пронизана. Эту фразу я услышал от отца в детстве, когда вихрем взбирался по старой железной лестнице на крышу 3-этажного дома поправлять антенну. Ох, как я хотел ему показать, что уже большой! Что все умею! И ничего, что лестница давно отстает от стен, и шифер давно не держится на гвоздях. Зато сам! Он уже не мог чего - либо сделать, там внизу. Максимум - пытаться меня поймать, когда я буду лететь вниз. Ну, или кричать мне - "Не спеши!"

Тогда меня спасла тонкая жердочка на краю крыши, за которую я зацепился левой ногой. Распластавшись на шифере, пытаясь всем телом зацепиться за него, вдыхая с него соринки битого печного кирпича, наконец осознав всю серьезность ситуации, я впервые в жизни не спешил. Отец то этого не видел уже. Он подумал, что я остался на той стороне дома, где была лестница и ждал меня там. Моя правая нога неуклюже болталась в воздухе, сам я лежал на пузе и уже медленно сползал вниз. Жердочка была спасением, но по уже отогнувшимся гвоздям, которые ее держали, я понимал, что дело пахнет керосином.

Повис я примерно в метре от входа на чердак с крыши. Шифер был скользким, и ползти вверх не представлялось возможным. Я не спешил. И наконец трезво, как это только может сделать ребенок, оценил ситуацию. Я потихоньку съезжал вниз, и все больше переносил вес тела на жердочку. Сбоку от себя я уже видел трассу и деревья по первой границе нашего огорода. Приглядевшись, правее я заметил шляпку гвоздя, который держал шифер. Протянул к нему руку, зацепился. Потянул тело не вверх, а вбок. Вверху увидел какой-то нарост в одной из "волн" шифера. Это оказался мох вперемешку с битой кирпичной крошкой. Левой рукой я впился в него. Это была 3-я точка опоры. Вот так, не спеша, цепляясь за шляпки гвоздей и мох, я смог выбраться из ловушки.

Отец никогда не спешил. Я часто ругал его за это. Даже зная, что он верен своему принципу, и этот самый принцип мне жизнь спас. Казалось, он хотел предусмотреть все. Если выточить деталь на станке - так без любых косяков. Если рыбалка - так чтобы приехать с рыбой. Если строим дом - так основательно. С годами только осознал, что детство отца было тяжелым, и это отдало свой отпечаток на его устои. Семеро братьев, которые в школу ходили в одной обувке по-очереди. Я представить сейчас не могу - как это. А тогда не представляли - норма жизни была. Поэтому он к каждому делу подходил, как к четко поставленной цели. Чтобы не на временно, а на всегда.

Были исключения. В начале 90-х он стал беспробудно пить, и нас с матерью не ценил. На друзей променял в какой-то момент. До сих пор не понимаю, зачем он в тайне деньги собирал, когда мы еле концы с концами сводили и макароны плесневелые ели? Что хотел этим добиться? Думаю, бросить он нас хотел. И собирал на другую семью. А сколько я их с матерью разнимал! Пьяница - это же тот еще осел. Напьется и ходит в поисках жертвы. И все хвалится своими друзьями. И через слово "сука, блядь". Это о маме моей. Потом он машину купил, Волгу 21-ю. Думал, что это вложение денег. Помню, мать выла тогда от безысходности. Семья разваливается, будущее не определенное, а "глава" семьи покупает никому не нужное авто. Зато как отцовский авторитет среди алкашей то взлетел! Каждый день приходили в гараж покупку обмывать. За отцовы деньги, естественно. А я ходил вокруг и пытался быть нужным. Просил "папа, не пей!" Но у него как пелена была на глазах.

А потом отец мою бабушку (тещу) вытащил с того света. У нее сердце остановилось, и он случайно оказался рядом. Откачал ее с помощью массажа. Так она его благодарила, как родного. В тот день она его наконец-то приняла в свою семью.

Тем временем 21-я Волга сменилась на развалюху ВАЗ 2103. Я собирал бутылки и лом, копил на велосипед Десна. Подвернулся вариант с покупкой велосипеда у какого-то деда. Я его приобрел. Покатался 2 дня, а потом у меня лопнула рама. К моему удивлению, отец взялся за починку с большим энтузиазмом! Дал мне денег для покупки краски и новых крыльев, а сам принялся за починку велосипеда. Это было хорошее время, мы оба восстанавливали велосипед, выравнивали, чистили, красили, подгоняли спицы. И главное - впервые вместе. Я гордился этим временем. Я его всегда любил, и пытался найти эту любовь от него ко мне.

А потом был мой университет - моя обитель. В университете я открыл для себя другого отца. Это был тренер по гимнастике. Я ему и сейчас благодарен за ту школу мужества, которую он мне дал. Он так же дал мне веру в свои силы, и дал эту силу. Зал, тренировки, соревнования, призер! А после - Рок-н-ролл, концерты, любовь всей жизни, окончание университета, дорога в лучшую жизнь, другой город, уже свой сын. Которого так приятно обнимать и проводить с ним время. И участвовать в его жизни, не смотря ни на что.

А знаете, всегда надо уйти вовремя. После университета я уехал в другой город. И...Отец с матерью стали лучшими друзьями. Они вдруг осознали, что любили друг друга всегда! Просто был я, третья сторона, буфер. Мать была без ума от меня, души во мне не чаяла. И перестала обращать внимание на отца. Он же запивал это состояние водкой. И был равнодушен к нам, думая, что скоро конец отношениям.

А время все расставило по местам.

В один из моих приездов я спросил его: "А почему так было, пап? Почему ты меня не познакомил со своей жизнью? Не знакомил со своими родителями? Почему ты не был мне отцом в полной мере?". Он ответил: "Дураком был".

К сожалению, многое мы понимаем только со временем. Но так уж устроен человек. Я люблю своего отца хотя бы за то, что он признался себе в том, что он не был для меня идеалом.

Но точно знаю, что когда я к нему приеду, я его очень крепко обниму и поцелую. А в ответ будет "Молодец, что приехал!"