Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Об Аэрофлоте, ковиде и постановлении Правительства

Остап Бендер говорил: ««Лично у меня есть 400 сравнительно честных способов отъема денег.» Недавно наше правительство опубликовало еще один.

Итак, сама история.

В начале февраля месяца, когда про ковид новости были еще только из Китая, решил я заказать билеты на самолет, чтобы летом слетать в отпуск. И поскольку уже тогда ситуация была не очень простой я купил билеты с возможностью возврата, ну мало ли что может случиться. Я рассуждал просто: ну, будут проблемы, я верну билеты, получу назад свои деньги и все нормально. Поэтому и покупал не самые дешевые билеты.

Затем, как вы помните, в марте-апреле разразилась пандемия в стране и некоторое время самолеты вообще не летали, ни внутри страны, ни снаружи. Летом пошли послабления и перевозки возобновили. Сейчас в июле 2020 вообще никаких проблем по внутренним перелетам нет.

Но, поскольку ситуация не совсем приятная, я решил отказаться от поездок в этом году и в начале июля полез на сайт Аэрофлота сдавать билеты. Но на месте пункта возврата билетов увидел надпись, что возврат билетов приостановлен, обращайтесь к операторам и указан телефон горячей линии. Я позвонил. Девушка-оператор, от лица всего Аэрофлота милым голосом сказала, что да, отказаться я могу и зарегистрировала мой отказ от поездки, а на вопрос, когда я получу свои деньги назад, заученно сообщила: «Ну вы же понимаете, что в этой сложной обстановке мы все сейчас очень заняты, поэтому деньги будут позже, а когда именно - никто не знает.» Окей, буду ждать, сказал я и перезвонил еще через неделю. И опять в ответ от оператора услышал сказку про всеобщую занятость в Аэрофлоте. При этом, каждый раз операторы настойчиво уговаривали меня оформить ваучер. Но я человек достаточно зрелый и помню, как еще во времена Чубайса нагрели всю страну с такими же ваучерами, поэтому синонимом слова ваучер для меня является слово афера. Тогда я распечатал договор, который я заключил с Аэрофлотом, в тот момент, когда приобретал свой билет. Ребята, рекомендую, прежде чем лететь или даже покупать у них билет почитайте эти правила. Я специально цитирую часть документа, действующего в настоящее время:

«Правила воздушных перевозок пассажиров и багажа ПАО «Аэрофлот» РИ-ГД-190F от 16 июля 2020 г. № 235

<пропущено>

4.6.1. Отказ пассажира от воздушной перевозки

Пассажир имеет право отказаться от полета в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

<пропущено>

2) для перевозок, оформленных на интернет-сайте ПАО «Аэрофлот» или через контакт-центр ПАО «Аэрофлот»: самостоятельное проведение пассажиром процедуры возврата авиабилета на интернет-сайте ПАО «Аэрофлот»; обращение пассажира в контакт-центр ПАО «Аэрофлот» по телефонам в Москве +7(495)223-5555 (по Москве звонок бесплатный) или 8-800-444-5555 (по России звонок бесплатный)для аннуляции бронирования и последующего осуществления процедуры возврата денежных средств; личное обращение пассажира или его уполномоченного лица в офис собственных продаж, филиал, представительство ПАО «Аэрофлот» при предъявлении документов, удостоверяющих личность и полномочия представителя на осуществление действия от имени пассажира с одновременным осуществлением процедуры возврата денежных средств;»

Обратили внимания на последнюю фразу? Я - да. И с этим документом я пошел в представительство Аэрофлота. Вот наивный - то!?

Пришел, говорю:- «Я отказываюсь от поездки, верните мне деньги.»

Представитель компании: - «не могу, у меня нет денег.»

Я: - «Я заключил с вами договор, на ваших условиях, вот документ, в котором написано, что вы должны вернуть мне деньги прямо сейчас. Это Ваши правила?»

Представитель компании: - «Да, правила наши, но денег я Вам не верну. Вот Вам бланк, пишите претензию, наши юристы рассмотрят ее в течение месяца и потом Вам ответят.»

Взял бланк, пошел домой формулировать претензию, и решил еще раз позвонить по той самой горячей линии. Ну, думаю, еще раз уточню, как там мои денежки не возвращенные поживают, и узнаю поподробнее про этот ваучер. Пока 20 минут ждал связи с оператором, ну вы помните – они же все там очень заняты - видимо в поте лица считают деньги пассажиров, которых они не перевезли. И вот, пока ждал, все слушал (раз двадцать) рассказ механической аэрофлотовской тёти о том, как это здорово оформить ваучер. Дождался, спрашиваю, как там мои деньги, когда вернете? И тут мне сообщают: вернем, но года через 3, не ранее. И ссылаются на постановление правительства № 991. Оба! Это что-то новенькое. Три недели меня «кормили завтраками», а теперь ссылаются на правительство.

Ребята, я снова рекомендую вам познакомиться с этим документом, поэтому привожу полностью его заголовок:

"Постановление Правительства Российской Федерации от 06.07.2020 № 991 "Об утверждении Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части""

Прочли? Поняли? Это и есть тот самый 401 способ отъема денег у населения, о котором я упоминал вначале! То есть, вы покупаете билет у Аэрофлота, заключаете с ним договор об условиях перевозки (см выше я уже цитировал его), а после того как Аэрофлот получил ваши деньги, он сообщает, что он отказывается перевозить меня, ну потому что возникла вот какая-то угроза, и на основании постановления № 991 деньги мне он вернет только через 3 года! Именно такие условия возврата указаны в этом постановлении. И неважно, ты ли сам отказался от поездки, или ты попал в категорию тех пассажиров, в период марта-апреля, когда практически все рейсы были отменены. Раньше 3 лет деньги вам не вернут. Но можно оформить ваучер за неиспользованный билет ))) И по этому ваучеру в течение 3 лет совершить оплату полета, если вы вдруг снова решитесь воспользоваться услугами Аэрофлота. Ха-ха-ха.

Отвлекусь. Теперь немного математики и статистики:

"В апреле 2020 года группа "Аэрофлот" перевезла 229 тысяч пассажиров, что на 95,2% ниже результата за апрель 2019 года", — говорится в сообщении пресс службы Аэрофлота. (взято отсюда: https://1prime.ru/business/20200525/831506951.html) Нетрудно прикинуть, что не перевезли в апреле около 4 миллионов человек, и при средней стоимости билета 5тр (как у меня) Аэрофлот за отмену рейсов и отказ пассажиров от поездок получил за этот период где-то в пределах 20 миллиардов рублей(!), которые он теперь в течение 3 лет не собирается отдавать.

А ведь кроме этого: «Субсидии за потери из-за коронавируса в полном объеме доведены до трех авиакомпаний группы "Аэрофлот" — "Аэрофлота", "России" и "Авроры"» (взято отсюда: https://стопкоронавирус.рф/news/20200525-1016.html)

Здорово, да? Не вернули пассажирам деньги, и кроме этого получили еще и субсидии, собственно опять же из наших же налогов. Бендер нервно курит в сторонке.

Что же делать, спросите вы? А ничего. Все уже сделано. Вы уже сходили и проголосовали буквально за 2 недели до этого за новую Конституцию? Помните, как из каждого утюга нас уговаривали пойти и проголосовать за торжество законности, за верховенство нашей новой Конституции? Вот и получите эту самую «законность».

Теперь немного юридических знаний. Это несложно, но это важно. Я не сам такой умный, это просто выдержка из википедии про то, как устроены наши законы:

«По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. По юридической силе и предназначению законы делятся на конституционные (закрепляют основы общественного и государственного строя и определяют основные правовые начала всего действующего законодательства) и обыкновенные или текущие (принимаются на основе конституционных законов и регулируют различные стороны жизни общества). По характеру действия законы подразделяются на постоянные, временные и чрезвычайные. В Российской Федерации, как в любом федеративном государстве, действуют федеральные законы и законы субъектов. Действующие законы образуют систему законодательства. Высшая юридическая сила предполагает, что никакой иной правовой акт не должен противоречить закону, не может его ни отменить, ни изменить; но закон может отменить или изменить любой другой правовой акт.

Подзаконный правовой акт (нормативный) принимается органами государственной власти в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. Подзаконные акты должны соответствовать законам. К подзаконным актам России относятся нормативные акты (то есть указы, содержащие нормы права) Президента России, нормативные постановления палат Федерального Собрания (принимаемые по вопросам их ведения), нормативные постановления Правительства России, различные нормативные акты (приказы, инструкции, положения и т. п.) федеральных министерств и ведомств, других федеральных органов исполнительной власти, других федеральных государственных органов.

В России установлена следующая иерархическая система нормативных правовых актов (в зависимости от их юридической силы):

• Конституция Российской Федерации.

• Международные договоры и соглашения России, а также общепризнанные принципы и нормы международного права, составляют особую группу, которая является составной частью правовой системы России. Международные договоры и соглашения России имеют бо́льшую юридическую силу, чем законы и подзаконные акты Российской Федерации.

• Федеральные законы:

• Федеральные конституционные законы.

• Федеральные законы (в том числе Кодексы).

• Федеральные подзаконные правовые акты:

• Указы Президента Российской Федерации.

• Постановления Правительства России.»

Итак, что мы видим? Есть Конституция сверху, где в статье 54 написано: «Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.». Есть Гражданский Кодекс (ГК РФ) в статье 4 которого сказано: «Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.» И видим в самом конце списка постановления Правительства (фактически подзаконные акты), которые не должны противоречить более серьезным законам в иерархической структуре – ГК РФ и Конституции.

Что бы я делал в правовом государстве? – Подал бы в суд о признании незаконным и ущемляющим мои права постановление № 991. Ну, так это ж было б в правовом, а не в нашем.

Я могу еще понять, если речь идет о моменте, когда перевозки были запрещены в связи с эпидемией коронавируса, но я-то приобретал билет в феврале, когда еще не было никаких ограничений, и билет был приобретен на август месяц, когда уже все ограничения на перевозки были сняты. Самолеты уже вовсю летают. Какое отношение ко мне имеет постановление 991? Если среди читателей есть юрист, проясните ситуацию мне, дураку, который полвека прожил и верил в сказки про «торжество закона»?