10

О традициях чести и достоинства викингов (часть 1)

Всем привет. Моя прошлая статейка о рунах и рунической магии даже кому-то понравилась, так что я решил опубликовать еще пару статей о древней Скандинавии на основе того материала, который собрал за добрый десяток лет увлечения этим делом.

Длиннопост, научпоп, немного юмора и куча бородатых мужиков, устраивающих поножовщину, словом, добро пожаловать в прекрасный мир раннего средневековья)

Итак, в сегодняшней статье я бы хотел начать знакомить вас с образом жизни и мышления древних жителей скандинавии. Что это были вообще за люди. Чем они руководствовались в своей повседневной бытности. Какими были их идеалы и чем каждый порядочный викинг стремился стать в своих глазах и глазах окружающих его людей (и богов конечно же). И чтобы не быть голословным, сегодня будем опираться на настоящий фольклорный материал. То есть будем рассматривать тему на примере реальной Саги, дошедшей до наших дней. В общем сегодня вас ждет увлекательная история с моралью и резней (у викингов иначе никак).

Решил в этот раз опубликовать именно этот материал, потому что стремления и идеалы - это хоть и не самая, но одна из наиболее важных вещей, которая нередко определяет поведение как одного человека, так и общества в целом. И разобраться с этим стоит сразу, потому что то, как смотрели на мир, на себя и друг на друга люди прошлого несколько отличается от нас с вами. И слушая рассказы о тех временах очень легко неправильно интерпретировать те или иные вещи, просто потому что они существовали в другой системе ценностей. А соответственно и толковать их стоит именно так, как толковали их современники тех событий, а не мы с нашей колокольни. Это и будем пытаться сегодня делать, рассматривая вполне бытовую историю из жизни обычного исландского парня, угодившего в неприятную ситуацию. И конечно же, говоря о идеалах и стремлениях, речь здесь пойдет о понятии "чести". Честь викинга, как и понятие о чести во многих других древних культурах являлась очень важной составляющей мировоззрения. Мужчины и женщины стремились соответствовать понятию о чести и это приводило как к великим историческим событиям, так и к банальным бытовым преступлениям.

Итак, сегодня я перескажу вам Сагу «О Торстейне пораженном посохом» или, если перевести ее название дословно - «Þorsteins þáttr stangarhǫggs» - Þorsteins (собственно Торстейн или ТорстеЙНА) þáttr (дословно переводится как «прядь» - имеется в виду прядь из полотна судеб, которое плетут Норны (если не знаете о чем это - позже догоним) в общем так в Исландии называли короткие рассказы о всякой их местной бытовухе) stangar (посох) hǫggs (битый или ударенный) - получается "Торстейна короткая история посохом битого!" Вот так вот поэтично это на самом деле звучит.

Считается что эта Сага записана в середине 13 века, но ее самая ранняя версия датируется только 15ым веком. Это нормально для древних Саг, привыкайте, как я уже писал - большинство из них были записаны сильно позже, чем были придуманы и рассказаны. И ученые сходятся во мнении, что речь в ней идет о событиях, произошедших примерно в 10 веке в местечке под названием Хоф (Исландия).

О традициях чести и достоинства викингов (часть 1) Научпоп, Сага, Викинги, Древняя Скандинавия, Длиннопост

Это примерно здесь, можете пошарахаться в гуглмапсе, там красиво)

То есть история произошла в период, который нас с вами больше всего и интересует с 8го по 10ый века, характеризующиеся рассветом культуры викингов. В европейской науке этот период истории Европы нередко так и называют «эпоха викингов», потому что за эти 200-300 лет эти ребята доконали там натурально всех. Что бы важного не происходило в европе в те времена - где то рядом были эти бородатые ребята с топорами. Так что их влияние на историю и культуру европы в то время было крайне велико.

Про Исландию мы услышим еще не раз, поскольку там родился целый сборник коротких историй или Хеттиров (собственно "прядей"), который так и называется «Саги об Исландцах» (почти все они уже переведены, лень ждать мои посты с разборами - гуглите и читайте). Эти саги посвящены в основном местным клановым разборкам, частным возмездиям и прочей поножовщине, которую по местным рассказам (а история клана хранилась многими семьями достаточно бережно) кропотливо задокументировали уже в христианский период 13го века местные ученые монахи, дабы донести до своих современников весь ужас и дикость языческих времен и нравов. Или, если выразиться культурнее - пояснить землякам сколько крови и насилия несла в себе культура викингов и как приход к христианской вере помог положить этому конец.

Тут можно подумать, что христиане могли намеренно сгущать краски по поводу разгула насилия в языческой культуре, чтобы как-то очернить язычество и старые нравы, но научный анализ этих текстов говорит, что то что они записали - вполне сопоставимо с другими историческими источниками. Так что, похоже что они просто рассказали все как есть и добавлять им ничего не пришлось. Впрочем, сегодня вы прочтете одну из Саг и о ее правдивости сможете судить сами.

Культура викингов и правда несла в себе много насилия. И это глупо отрицать. Положило ли крещение этому конец - вопрос риторический. Но теперь вам нужно запомнить два древнескандинавских слова, которые как краеугольные камни лежали в основе души любого викинга. И эти слова: drengskarp и drengr.

drengskarp (Дрэнгскарп) - это что-то вроде идеала или эталонного образа жизни. Это стремление человека быть сильным, волевым, уверенным в себе, быть независимым в жизни и суждениях, быть разумным, амбициозным и мужественным, что должно регулярно проявляться в выраженном воинственном характере и поступках (мало казаться - надо еще и быть!), а так же в стремлении к достоинству и благородству. То ест drengskarp - это состояние быть храбрым, решительным и благородным человеком. И это именно то, к чему в той или иной степени стремилось большинство жителей древней скандинавии. Получалось или нет - вопрос отдельный, но как и "христианские благодетели" являются своего рода моральным "маяком" для нас, для скандинавов им служил drangskarp.

drengr же - это человек, ведущий описанный выше образ жизни. Человек чести, храбрый и решительный, стремящийся к выражению своего характера в поступках, соответствующих этой общепринятой морали. Это слово являлось высокой степенью похвалы. Называя кого то drengr, вы как бы выражали свое глубокое уважение перед достоинствами этого человека. И такую похвалу непросто было заслужить.

В противовес ему - слово argr - означает человека нисколько не соответствующего этим идеалам. Человека трусливого, слабого и подлого. Это оскорбление. Назвав кого-то так в те времена и без должного обоснования, вы бы с высокой вероятностью получили топором по голове.

Ну а теперь, наконец можете налить себе чаю и насладиться историей, в которой вы увидите, как эта мораль работала в быту. Это мой личный вольный пересказ Саги с ремарками и пояснениями, который я написал на основании нескольких, наиболее удачных ее переводов, которые довелось прочесть. Дословный перевод звучал бы для вас архаично и некомфортно для чтения, так что сейчас и впредь буду немного адаптировать.


САГА О ТОРСТЕЙНЕ ПОРАЖЕННОМ ПОСОХОМ

Итак, эта история повествует нам о парне, по имени Торстейн, который живет и занимается сельским хозяйством на земле, принадлежащей его престарелому отцу Торарину. На этой земле они живут и трудятся вдвоем. А по соседству находится другой земельный надел, принадлежащий мужику по имени Бьярни. Бьярни зажиточный человек. На его земле работает много людей. И это не только его родственники, но и наемные рабочие. И среди таких рабочих есть парень по имени Торзэр, о котором поговаривают, что он обладает не самым приятным характером. Местный дебошир и задира. Но для молодежи того времени, это в целом было нормально.

Заметили, как часто в именах персонажей упоминается имя бога Тора - он был очень популярен среди викингов. Наверное самым популярным, если говорить о простом народ. Но о богах как-нибудь поговорим отдельно.

Торстейн (наш герой) и Торзэр - друзья. И после тяжелого рабочего дня в поле, иногда они развлекаются вместе, устраивая конные бои. Это развлечение было довольно распространено в культуре викингов. И заключалось оно в том, что мужчины приводят своих молодых и самых крепких жеребцов и стравливают их друг с другом, заставляя бить друг друга копытами и кусаться. Иногда, если жеребцы не проявляют достаточного интереса к сражению, их подстрекают, лупя палками. Несмотря на кажущуюся жестокость, едва ли в процессе состязания это доводило до серьезных травм животных, ведь конь - это как автомобиль в наши дни - достаточно дорогая и ценная штука. Скорее это служило для воспитания у жеребцов агрессии, которую ценили викинги.

О традициях чести и достоинства викингов (часть 1) Научпоп, Сага, Викинги, Древняя Скандинавия, Длиннопост

Кстати, кое-где это развлечение популярно и по сей день. Животных конечно жаль, но выглядит это и правда зрелищно.

Итак, в этот день, по обыкновению, товарищи устроили поединок своих жеребцов. Бой был начат и кони стали отчаянно бить друг друга копытами на потеху толпе. Люди вокруг кричали и восторгались зрелищем, а Торстейн и Торзер с напряжением следили за ходом битвы.

Оба жеребца были молоды и сильны и ни одному из них не удавалось взять верх над соперником. Так, постепенно пыл битвы стал накаляться все сильнее. Ведь никто из владельцев коней не хотел уйти с поражением. Торстейн и его друг Торзэр все отчаянней хлестали своих лошадей палками, заставляя тех яростнее кидаться друг на друга. Торзэр был особенно раздосадован, ведь по всему было похоже, что его конь начал уставать раньше соперника. Близость поражения злила Торзэра. И вот, в один момент, он слишком сильно размахнулся своей палкой и случайно ударил Торстейна по лицу.

Торстейн отшатнулся, вытирая кровь с разбитого носа. Травма была не сильной, но важно в этот момент было другое - теперь он стоял посреди толпы, где люди смотрели уже вовсе не на коней, а на него и Торзера. И все уже прекрасно понимали что произошло.

Для Торстейна это была очень сложная ситуация. Он стоял, смотрел на своего друга и думал, как ему поступить. Ведь правила поведения drengskarp, а так же исландские законы(!), говорили о том, что с его стороны должна последовать какая-то реакция на такой поступок. На любое физическое воздействие по отношению к человеку, должен быть дан незамедлительный и агрессивный ответ. И это, прошу заметить, не только правило чести но и закон!

Тут пожалуй стоит пояснить кое-что. Ну, почему "давать сдачи" соответствует правилам чести - думаю ясно и так. Если тебя оскорбили не заслужено - вернись и заслужи - и это часто работает в нашей жизни и по сей день. Это есть в большинстве культур и в целом воспринимается нами нормально. Вот и в те времена считали, что если тебя ударили или оскорбили, а ты промолчал в ответ, то ты либо трус (боишься), либо слабак (не можешь), либо ты просто дурак и не понимаешь, что на тебя "наехали". Но чтобы возводить это в закон... Это конечно звучит для нас избыточно!

Но на самом деле это имело смысл. Просто потому что, если вас кто-то обидел, а вы тут же не "решили" эту проблему - вы создаете напряженную ситуацию не только между друг другом. По местным правилам за любой проступок полагается месть. И это закреплено (в данном случае в исландском) законе, как право потерпевшей стороны на сатисфакцию. Но есть нюанс - эту месть может свершить любой желающий в ваших интересах (ваш родственник, друг, ваш слуга, словом любой кому не все равно или кому вы можете это делегировать). И мстить тоже можно кому угодно - родственникам и друзьям обидчика например. А значит в дело может вмешаться куда большее количество людей. К чему это может привести? Ну как-то в годы моей юности в моем районе цыгане избили одного парня, после этого местные мужики собрались и избили всех цыган, которых встретили по пути. На это уже собрались все цыгане. Что было бы дальше, не вмешайся в дело полиция, вы представляете. И тут дело ограничилось просто драками. А представьте, что было бы в обществе, где у каждого под рукой "холодняк" и закон разрешает им пользоваться. Была бы резня, причем массовая. И чтобы этого не допустить, в некоторых древних законах присутствует норма, предписывающая решать все споры сразу и на месте. Если нанесено оскорбление - месть должна последовать тут же. Никакой затяжной вражды, никаких "стенка на стенку". Тебя ударили - ударь в ответ. И хватит. Банально, чтобы избежать эскалации. Почему законодателю это важно? Да просто по экономическим причинам - чем больше народу пострадает от подобных "разборок" тем больше рабочих рук потеряет местное производство, а значит просядет местная экономика - а вот это местной знати совсем не нужно.

Но, вернемся к Торстейну. Будучи ударенным по лицу, наш герой понимает, что скорее всего это просто была случайность и Торэзр просто слишком перевозбудился, что часто бывает в азартных развлечениях, и слишком неаккуратно орудовал своей палкой. В конце концов, Торстейн знает, что Торзэр совсем не желал ему зла, он просто сосед и друг, которых у Торстейна и так немного. И если сейчас Торстейн ответит на этот выпад агрессивно - начнется драка, которая положит их дружбе конец и приведет к длительной неприязни. Торстейн совсем не хотел всего этого. Поэтому он принимает решение, вопреки закону и правилам чести, никак не отвечать на этот поступок друга.

Более того, Торстейн обратился к людям, которые следили за состязанием, и очень вежливо попросил их никому не рассказывать о том, что произошло. И особенно он попросил не говорить об этом его отцу. Потому что, как глава семьи, старый Торарин не сможет допустить, чтобы кто-то из его дома был хотя бы заподозрен в том, что не соответствует общепринятым нормам поведения. Это навлечет позор на семью, и у этого будут далеко идущие последствия. Важности репутации и социальных связей в мире прошлого я как-нибудь посвящу отдельную статью. А тут просто скажем, что в этом случае никто не захочет иметь дело с опозоренными людьми, ведь это тоже считается недостойным (вы же ни за что не сядите пить водку с теми, про кого говорят "всякое", ведь это "всякое" автоматически и к вам прилипнет). И конечно же в этом всем вполне могло быть место для шантажа. Ведь если другие семьи будут знать о твоих слабостях и проступках, они начнут угрожать тебе тем, что расскажут об этом всей округе и, наверняка, потребуют что-то взамен за свое молчание. Вот в какую непростую ситуацию одним теплым летним вечером 10го века и угодил Торстейн.

Ну и конечно же, несмотря на все просьбы Торстейна, как и во все времена, в эпоху викингов люди обожали сплетничать. И вот однажды, наш герой проснулся по обыкновению рано утром и отправился заниматься делами по хозяйству. Но в этот раз их у него было не так уж много, поэтому он быстро выполнил свою утреннюю работу и вернулся в постель, чтобы еще немного вздремнуть. В этот момент к нему подошел его отец и спросил:

- Торстейн, какого лешего ты делаешь в постели в такое время?

- Это потому что я уже сделал всю свою работу, - ответил сонный Торстейн. На это его отец лишь зло ухмыльнулся. Он направился к выходу, но прежде чем выйти презрительно бросил сыну:

- А может это потому что тебя побили и ты теперь боишься показываться на людях?

Вот тут то Торстейн и понял, что его отец уже знает о случившемся. И это само собой сильно задело старика. Теперь их отношения испорчены и все те нехорошие последствия для репутации их семью, о которых мы говорили ранее, злобно замаячили на горизонте. Торстейн так же понял и то, что теперь единственный выход, который у него остается - это получить какую-то компенсацию за случившееся от Торзэра. То есть "уладить дело" так, чтобы это не выглядело как неотмщенная обида. Возможно - получить от друга какой-то подарок - как знак того, что Торзэр все еще уважает его и сожалеет о произошедшем. Или же Торзэр должен прилюдно признать, что это произошло совершенно случайно и он ударил товарища ненамеренно и сожалеет об этом. Но, если ничего этого не произойдет и Торзэр откажется загладить вину - Торстейну придется предпринять в отношении него какие-либо носильственные действия, в качестве мести. А как мы знаем, Торстейн совсем не горел желанием это делать.

Тогда Торстейн немедленно встал с кровати, прыгнул в седло и отправился на землю Бьярни, где довольно быстро нашел Торзэра, уже вовсю работавшего в поле. Тогда Торстейн спросил у своего приятеля:

- Скажи ка мне честно, Торзэр, в тот раз ты ударил меня специально? Из-за того что твой конь почти проиграл бой? Или это произошло случайно?

На это Торзэр, который, как мы знаем, был известен не самым простым характером, ответил уклончиво:

- Ты можешь думать что это было случайно. А можешь думать - что нет. Но это все, что ты от меня получишь.

Видимо Торзер не совсем понимал серьезность ситуации, в которой оказался его товарищ. Он пытался зло пошутить над другом, разозлить его. Посмеяться над его ситуацией. Но Торстейн оказывается сильно разочарован и задет таким нахальным ответом от бывшего товарища. Это оскорбило его дружеские чувства и положило им конец. Поэтому он, более не задумываясь, выхватывает топор и бьет им Торзэра по глове. Тот падает, истекает кровью и вскоре умирает. Вопрос решен.

По факту произошло убийство. Однако, Торстейн стремиться быть благородным человеком. Поэтому он не пытается скрыть содеянное. Он садится на лошадь и едет по землям Бьярни до тех пор, пока не встречает работающую в поле женщину. И он говорит ей:

- Я убил Торзэра, работника Бьярни. И я сделал это, потому что тот оскорбил меня.

Женщина принимает эту весть. После чего Торстейн спокойно разворачивает коня и возвращается домой.

И тут у вас может возникнуть диссонанс - что вот так просто? Забил кого-то топором, еще и рассказал об этом первому встречному и теперь просто едешь домой? Тебя конечно ударили по лицу, но убивать то было зачем? Ты ведь теперь преступник! Но это не совсем так. В древней Скандинавии и Исландии убийство само по себе вовсе не являлось преступлением. В современном уголовном праве мы разделяем понятия объективной стороны дела - то есть свершившихся фактов и субъективной стороны - то есть, как эти факты и ситуацию трактовали ее участники. Так вот для викингов объективная сторона была не так важна, как субъективная. Не так важно что ты сделал, как важно - почему. Если ты убил человека и не скрываешь этого, готов ответить за это и привезти разумные и убедительные аргументы, которыми ты объясняешь свой поступок - это не будет преступлением. Именно поэтому Торстейн тут же стремиться обнародовать это убийство. И совсем другое дело, если бы он никому не сказал об этом, попытался скрыть то, что сделал. Вот это было бы воспринято окружающими совсем иначе.

Все это можно сравнить с тем, как если бы вы шли по улице и увидели горящий дом, а в нем человека, который не может выбраться. Вы думаете что делать. И вы видите рядом припаркованный автомобиль, на заднем сиденье которого лежит огнетушитель. Вы разбиваете стекло автомобиля (ведь он заперт) берете чужой огнетушитель и используете его чтобы спасти человека из горящего дома. После этого вы захотите объяснить собравшимся окружающим - какого черта вы бьете стекла чужих машин. И услышав ваши аргументы, окружающие наверняка не станут звонить в полицию. А хозяин автомобиля, выслушав вашу историю, скорее всего даже не предъявит вам никаких претензий. Ведь в картине мира современных людей - вы поступили разумно и правильно. Так было и с убийством Торзэра, о поступке которого уже знали все вокруг.

Претензий не было и у Бьярни, хозяина убитого Торзэра. Он знает Торстейна и уважает его, он считает что Торстейн настоящий drengr. Ведь Бьярни знает о том, что произошло во время схватки жеребцов. И он знает, что Торстейн не спешил с местью и не хотел никакой крови, он дал Торзэру время и возможность принести извинения и загладить вину, что говорит о его благородстве, и Бьярни знает, что по сути, Торстейн был вынужден сделать то что в итоге сделал, оказавшись перед лицом позора. Но даже оказавшись в условиях, когда ему предстояло защитить честь семьи - Торстейн не дрогнул и поступил так как должен был. Это говорит о том, что Торстейн силен духом и решителен в поступках. Поэтому Бьярни не собирается ничего предпринимать по этому поводу, и совсем не хочет конфликтовать с этим парнем, к которому относится с уважением.

Но, время идет. И Бьярни слышит, как двое его рабочих, которые сначала сплетничали об ударе Торстейна по лицу, теперь сплетничают о самом Бьярни. И они говорят, что Бьярни показывает слабость, потому что не заступается за своих рабочих. На его земле убили человека, а хозяин палец о палец не ударил, чтобы что-то с этим сделать.

И конечно же Бьярни не может этого допустить. Он не может позволить себе иметь репутацию человека, который мягко реагирует на причинение вреда его собственности и работникам. Ведь это может спровоцировать других начать неуважительно относится к его правам. И конечно же мы уже говорили о важности репутации семьи и к каким последствиям может привести ее утрата. Эти сплетни необходимо было пресечь.

Поэтому Бьярни недолго размышляет о том как поступить, после чего подходит к сплетникам и говорит:

- Я слышу речи, которые вы говорите. И вы говорите правду. Нельзя позволить Торстейну безнаказанно убивать наших работников. Идите на его землю. Найдите его. И убейте.

Работники Бьярни охотно берутся за дело. Они берут оружие и идут на соседние земли в поисках своей жертвы. Они не пытаются действовать скрытно. Они имеют право так поступать по закону (помним о праве мести, в данном случае уже за убийство Торзера) а еще они выполняют прямое распоряжение своего хозяина. Поэтому встретив Торстейна, они открыто бросают ему вызов. Но, к несчастью для сплетников, Торстейн оказывается гораздо лучшим бойцом чем эти двое. Столкнувшись с ними, Торстейн уверенно вступает в схватку и убивает их обоих. После этого он навьючивает их тела на их же лошадь и отправляет ее к Бьярни.

Тем самым Торстейн, как и в прошлый раз, демонстрирует что не стыдится содеянного убийства и открыто показывает Бьярни результат этого неудачного покушения. А еще, тем самым Торстейн возвращает лошадь, которая принадлежит Бьярни, так что он даже не извлек из этого убийства никакой весомой выгоды. Что опять таки должно рассказать окружающим о его благородстве.

Видя приближающуюся к дому лошадь, на которой навьючены два окровавленных тела, Бьярни вполне доволен. Он решил проблему со сплетниками, а Торстейн, которого он уважает, все еще жив и в очередной раз, уже своей силой доказал, что достоин этого уважения. После этого Бьярни снова старается забыть обо всем случившемся и занимается своими повседневными делами.

Но, снова проходит некоторое время и уже жена Бьярни Ранвейг начинает пилить своего мужа по поводу всей этой ситуации. И она говорит ему:

- Ты не можешь позволить этому парню просто убивать наших рабочих. Он убил уже троих и не понес за это никакого наказания! Если мы спустим это ему с рук, то люди начнут говорить о том что наша семья слаба и не способна отстоять свою честь!

И конечно же, Бьярни, который тоже стремиться к идеалам drengskarp, не может оставить это без внимания. Он мог избавиться от сплетников, но с собственной женой уже ничего не поделаешь. И это довольно часто встречаемая ситуация в Сагах. Женщины в них регулярно подстрекают мужчин к жестокости, в то время как сами мужчины нередко готовы договариваться со своими врагами. Но, что поделаешь, хоть Ранвейг и выступает подстрекательницей, но все что она говорит - правда. И род Бьярни в условиях незавершенного конфликта так же может понести серьезные репутационные издержки.

Поэтому Бьярни одевает свой шлем, берет щит, меч и идет в таком виде на землю Торарина сам, где и встречает, уже порядком уставшего от всей этой истории Торстейна.

Бьярни вызывает Торстейна на "хольмганг" - дуэль, или «суд богов», которая должна решить их спор. В ответ Торстейн говорит ему, что не желает очередной крови. Он уже даже готов принять наказание за содеянные убийства по закону, как если бы он совершил их из злодейских побуждений, то есть - быть изгнанным из Исландии на три года.

Ну вот такое вот было тогда наказание за немотивированное убийство. Если в период этих трех лет своего наказания ты все-таки оказываешься в Исландии, то закон тебя не защищает, то есть люди имеют право сделать с тобой что пожелают и им ничего за это не будет.

Но в ответ на слова Торстейна, Бьярни говорит что пролилось уже слишком много крови и слишком многие знают об этом споре, поэтому для того чтобы решать все по закону уже слишком поздно. Теперь их спор можно решить только в бою. И Торстейн соглашается с этим. А что ему еще остается?

Здесь можно отдельно разобраться с тем, что тако хольмганг. С местью в древней скандинавии все более менее понятно. Если тебя оскорбили, то можно и нужно мстить. Причем желательно сразу, чтобы избежать нежелательной эскалации конфликта. И более того, месть - чертовски важная вещь, поскольку характеризует вас как человека чести. И этим придется заниматься, если вы не хотите быть известны, как слабак или трус. Помните рунный камень из моей прошлой статьи?)

Но что делать, если между двумя людьми просто возник серьезный спор? Без оскорблений и задевания чьего-то достоинства, но вы например не можете разобраться где проходит граница между вашей землей и землей соседа. И этот спор накаляется, ведь ни одна из сторон не желает уступать (многие дачники сейчас наверное хмуро покивали). В этом случае древние законы нередко разрешали решить дело с помощью старого доброго насилия. Сразитесь, и тот кто победит и будет прав. Обосновывалось это легко - если ты прав, и даже готов биться за свою правду, то ты благородный человек и боги будут к тебе благосклонны, а значит ты победишь. И все это мероприятие называлось holmgang, что переводится примерно как "поездка на остров", потому что для дуэлей "спорящих" нередко отвозили именно на остров, где никто не будет им мешать бить друг друга металлическими предметами и тем самым будет обеспечена честность поединка. Но это, впрочем было вовсе не обязательно. Подраться можно было где угодно. Важно было лишь то, что никто не должен был вмешивать в это дело и бой должен был быть исключительно в равных условиях и с одинаковым оружием. Так что когда один викинг говорил другому holmgang!! это звучало как "пойдем выйдем!" или "пойдемка прогуляемся на остров". И эта традиция до сих пор жива в нашем обществе, как вы можете заметить) По крайней мере в мою бытность школьником и студентом такое случалось - поспорил с парнем из другого класса, спор накалился и пошел негатив, все нередко решалось именно с помощью "пойдем выйдем", а там, на спортивной площадке - честный поединок, в который никто не вмешивается ни с одной из сторон. А кто победил, тот и оставался при своем. Так что многие из вас в юности и сами участвовали в хольмгангах, даже не подозревая насколько это древний обычай))

И вот именно таким способом и предстояло решить спор Торстейну и Бьярни. Но о том, чем же все кончилось, читайте во второй части статьи.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий

на спортивной площадке - честный поединок, в который никто не вмешивается ни с одной из сторон - вот в моем детстве все было именно так - но сейчас смотришь видео - там вдесятером одного запинывают...

раскрыть ветку (5)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Увы... традиции хольмганга увядают)

раскрыть ветку (4)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Да, блядь, всегда спорные вопросы один на один решали - а сейчас хуйня какая-то...

раскрыть ветку (3)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Есть такое. но даже не знаю почему - может воспитывают по другому, может культура другая (другие фильмы смотрят), а может все вместе. но толпой на одного - это скорее из страха "один на один" выйти. Логика то простая - зачем рисковать, когда запинал толпой и вопрос решен. А то ведь и проиграть можно

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Но вот мне 47. В школе всегда спорные вопросы решали за школой, один на один - товарищи стояли вокруг, и следили, чтобы все было честно, никто не лез...да, и было обычно "до первой крови" - кому нос расквасили, тот и проиграл...

0
Автор поста оценил этот комментарий

Ну да, это как чебуреки - когда он один, то овца овцой, а когда их собирается персонажей 5-7, они становятся неебаться круты, и их разгонять запрещенным только...

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку