О том, как я работал компьютерным мастером или разводы в сервисах. 

По мотивам того, как люди платят за воздух решил поделиться и своей историей о том, как подобные «сервисы» выглядят изнутри. Тем более, что у меня появился целый 1 подписчик.

Дело было примерно год назад и мне, как студенту-айтишнику захотелось найти подработку. На всем известном сайте с вакансиями на меня вышла некая компания, которая после короткого разговора по телефону пригласила на собеседование. Выглядело всё довольно стандартно – компьютерный выездной мастер, который сможет удовлетворить все хотелки стандартного пользователя от чистки ноутбука от пыли, до установки антивируса. Собеседование происходило достаточно стандартно – небольшая анкета, а потом диалог с, собственно, HR-ом или кто он у них там. По итогам этого всего обошлось без стандартных «мы вам перезвоним», а сразу перешли к краткому гайду по работе и оформлению бумаг. Получив в руки прайс, я был слегка удивлён тому, что просто переустановить windows стоит 2000р. Но первые звоночки о характере моей будущей работы пошли тогда, когда оказалось, что если человеку нужно переустановить windows, помимо установки нужно сделать ещё кучу вещей, вроде дефрагментации диска, установки драйверов и так далее, и таким образом сумма приближалась к 10.000р. Согласно их прайсу всё, что я мог сделать у клиента бесплатно – чихнуть. За всё остальное стоило требовать деньги, причем, нужно было сначала проводить все работы всячески комментируя свои действия, а только потом показать клиенту прайс и озвучить итоговую стоимость. В принципе, это уже тогда очень смахивало на развод, но на тот момент я жил в Москве менее года и был не в курсе стоимости подобных услуг здесь, так что верил в лучшее и надеялся на то, что тут у всех так и мне с радостью будут платить по 10.000 за час-другой работы. Конечно, мне с этого шел лишь некий процент.


День первый. Утром поступает звонок от оператора, который сообщает о том, что у клиентки не работает монитор и советует либо, если проблема в подключении/компьютере разбираться на месте, и тогда стоимость заказа у меня должна выйти в районе 4-5к, либо же, если проблема в мониторе – везти его в офис, брать предоплату 4к, а итог выйдет в 8-9к. Звучало довольно заманчиво. Получил смс с адресом – выехал. Оказалось, что это ещё и городок в Московской области. Захожу к клиенту и вижу полностью рабочий компьютер и монитор. Спрашиваю, в чем проблема, если все работает. Как оказалось, монитор отрубался при попытке запустить Mass Effect: Andromeda, которая на тот момент только вышла. Вообще, в прайс не входит такое понятие, как настройка игр, но девушка очень уж хотела поиграть, да и самому не хотелось уезжать просто так. Спустя час попыток и помощи гугла – я таки заставил всё работать и настал момент оплаты. А вот тут сюрприз ждал и меня и её. Единственная позиция в прайсе, которую хоть как-то можно было притянуть под эту ситуацию, это некоторая «консультация» стоимостью 2500р. Было очень больно брать со студентки такие деньги (с учетом того, что сам такой же и отлично понимаю её), но, что поделать. По выходу отзвонился и получил нагоняй от оператора, потому что, по его словам, можно было посидеть ещё часок, поделать совершенно бесполезных вещей и запросить в итоге около 10к. Не стал конфликтовать и просто взял следующий заказ.

Дальше начался форменный цирк, потому что, когда я пришел к следующей клиентке и представился – она сделала удивленное лицо и сказала, что никого не вызывала. Я показываю человеку заявку с её адресом и проблемой (необходимо было переустановить windows), на что она утверждает, что ей уже все переустановил сосед сверху. Это была очень полезная для меня информация, но я уже потерял час времени и приехал на заявку. Стал звонить оператору, который пытался убедить меня взять с неё 4000р за ложный вызов. Естественно, я понимал, что платить мне никто не будет. Далее это плавно перетекло в выяснения отношений между несостоявшимся клиентом и оператором, который пытался взять с неё денег, а она всё отрицала. Так и не выяснив кто из них прав, кто виноват, я просто потерял примерно два часа времени. Хотя, несмотря на то, что компания в которой я работал занималась разводом – я сомневаюсь, что заявки они брали с потолка. Так что клиенты тоже далеко не все белые и пушистые.


Третьим и последним клиентом в этот день оказалась женщина с двумя детьми, которой необходимо было настроить роутер. Он, конечно, заставил меня помучаться, ибо это был какой-то очень навороченный ASUS к которому даже в админку не так просто было попасть, а потом ещё и провайдер подлил масла в огонь. Но, справившись со всем и перейдя к подведению итогов, оказалось, что клиентка шокирована итоговой суммой в 4500р, ибо оператор на телефоне обещал ей стоимость услуги в 1000р. Из разговора с ней выяснилось, что цены, которые людям озвучивают изначально и цены у меня в прайсе отличаются в разы. Сойдясь на сумме в 3000р я, выйдя с заказа, снова выслушал от оператора о том, что плохо работаю. Задав справедливый вопрос о том, какого черта они обещают клиентам одни цены, а по факту оказываются совершенно другие – выслушал множество глупейших отмазок «это они что-то напутали и вообще это не я клиентам цены называю, я не знаю» и подобного рода. Уже в этот момент, я решил, что я шел ремонтировать компьютеры, а не разводить людей – поэтому с ними мне не по пути. Но, решил не торопиться и не делать выводов по одному рабочему дню, однако, чтобы не вступать в лишние конфликты с людьми (а находясь у них дома это вообще дело рискованное) – решил пойти против правил компании и предупреждать о ценах до выполнения работ. И, сделал ужасную вещь, за которую мне грозились увольнением и мифическими штрафами – оставил клиентке свой личный телефон, чтобы в случае возникновения проблем можно было решать их по адекватным ценам в обход компании.


День второй. Утро начинается с вызова на чистку ноутбука от пыли. В принципе, все стандартно. Еду. Встречает довольно типичный мужчина лет сорока, в майке-алкоголичке. Открываю прайс и сразу показываю стоимость услуги – минимум 4500. От которой он почему-то приходит в ярость и говорит о том, что ему обещали почистить за 1000р. Где-то я это уже слышал. Сначала сошлись на том, что он платит мне эту 1000 на руки, а оператору говорит, что отказался от заказа. Но, начав разбирать ноутбук я просто ужаснулся. По словам клиента, с полгода назад он уже носил его куда-то на чистку… и теперь все, что можно там держится на изоленте, все болты сорваны, шлейфы разодраны и непонятно как собраны обратно и, честно говоря, для меня вообще остаётся загадкой то, как ЭТО может работать. Я конечно очень давно занимаюсь техникой и компьютерами, но я всё же не настолько профессионал, чтобы шлейф по проводку обратно собрать и кусками уже использованной изоленты слепить всё обратно. А 1000р не стоит риска сломать ЭТО именуемое ноутбуком.


Поехал в офис, отвёз этой конторе их бумаги и сказал, что не намерен далее разводить людей и работать на них. Конечно, меня ещё пытались выставить плохим работником в духе того, что «ты не хочешь работать с клиентами, а это тоже очень важная часть твоей профессии». Но работать с клиентами и разводить их – всё же разные вещи.


По традиции пишу о том, что это мой первый пост, прошу не кидаться грязными тапками и всякое такое. Ну и если кому-то в Москве нужна будет компьютерная помощь – обращайтесь. Помогу по вполне адекватным ценам. И не связывайтесь с подобными «сервисами» и, тем более, оградите от них своих пожилых родственников, которые могут попасться на это всё.