О том, чей мат сильнее, зачем нужны эвфемизмы (и нужны ли). Часть 1.

То ли я старею - не пойму, то ли материться вокруг и правда стали больше. Я был маленький - в семье грубого слова вообще не слышал. Бывало, конечно, что на улице что-нибудь прилипнет, и ты домой принесешь - не без этого. Но то ли мама доходчиво объясняла, то ли папа по головке не гладил - повторно я не употребил ни одного матерного слова. Почти до конца самой школы. А потом я стал брать частные уроки по математике. Мой учитель придерживался несколько иных, что ли, речевых схем, и мы в дополенение к котангенсам и прочей тригонометрии послушивали еще Шуру Каретного - короля русского мата периода лихих девяностых, чьи кассеты миллионными тиражами расходились по стране - и заслуженно. Математики той в моей жизни очень скоро совсем не осталось. Но она послужила тому, что я приобрел в лице своего учителя хорошего друга, а кроме того рассмотрел определенную красоту в том, чтобы к месту и с чувством употребить крепкое словцо.


Но вся соль в том, что крепость его находится в обратной пропорциональной зависимости к частоте употребления. Тот мат, каким через слово пестрит речь современных юнцов - абсолютно обессилен, его эмоциональный стержень истерся. Неправда, конечно, что раньше матом не разговаривали - говорили и те, кто по-другому просто не умел, и те, от которых в общем-то и не ожидаешь услышать. Но вот этих-то как раз стало по-моему мнению гораздо больше - и на детских площадках, и в офисе, и на уроках в средней школе - эксплетивами не перешептываются, ими громко, уверенно разговаривают. Не говоря уже о случаях, когда ими все-таки ругаются - послать на три откровенных буквы учительницу считается почти нормальным. Я и за собой в один момент обнаружил, что сыплю матерком без разбора, а замечать - особенно не замечаю. С тех пор просто так, всуе, использовать его зарекся.


У меня у самого теперь семья, сын растёт. Грубой речи рядом с детьми не место - хотя это все-таки выбор индивидуальный, - знакомство с матом должно происходить на основе владения языком - все-таки - для начала печатным. Несмотря на то, что я души не чаю в своем ребенке, и подвержен частым припадкам нежности к нему, я никогда не стану называть его ни "ах ты жопа", ни "ах ты моя жопка", ни даже "зёпка" - у нас тут во всяком случае, на югах, так делают в каждой второй семье. Это грубое слово - грубым ему и оставаться. Но я задумался, отчего же сегодня мат столь распространен - ведь у этого должны быть причины. Лично я считаю, что дело в отсутствии почти всякой цензуры - я, кстати, почти полностью против нее. Но дело, вне зависимости от нашего к ней отношения, скорее всего именно в ней.


Скажем, в Штатах ситуация с матом почти такая же, как и у нас, только они шагнули гораздо дальше. Мат слышен почти в каждом фильме, молодые люди совершенно перестали чувствовать его силу - да и нету ее у него уже. Не для них во всяком случае. У меня есть друг, американец, ему уже под шестой десяток лет. Я "факов" от него вообще никогда не слышал, а "щит" он если и произнесет когда - то разве что вполголоса. И ему кажется удивительным, с какой небрежностью почти все русские, изучающие английский их употребляют в его присутствии. Но он списывает это все (и справедливо, конечно) на то, что для человека, которому английский не родной, на котором он вдобавок едва говорить умеет (за редким исключением), все это не более, чем шутка такая - дли них, насмотревшихся фильмов, английский мат почти безобиден. Именно отсюда берет начало мнение, что английский мат слабее, чем русский - все дело в том, насколько общество терпимо относится к его публичному употреблению.


Если "фак" - слово почти обыденное, то наши матерные слова пока еще не настолько популяризированы, чтобы утратить свой панч - хотя к этому все идет. Конечно, в английском языке существуют матерные слова и посильнее, они до сих пор табуизированы, и если их услышать в фильме - то наверняка повод весомый. Если солдат вернулся с войны и застал свою жену в постели со своим другом детства, то наверняка без этого слова ни режиссеру, ни уж тем более солдату было не обойтись. Таких слов наберется и у них. Через каких-нибудь надцать лет, "фак" станет абсолютно повседневным словом, а сегодня пока еще бывают ситуации, когда и его не сказать. Когда очень хочется ругнуться, но нельзя, используются так называемые эвфемизмы - слова-заменители. Которые по сути своей тоже не что иное, как мат - ведь именно он за ними и скрывается, но которые, в общем-то, чаще употребимы в приличном обществе. Хотя по моему, опять же, скоромному мнению, лучше уж иной раз крепко выругаться, чем через каждое слово говорить "писец". Следующий пост будет как раз посвящен подробному разбору эвфемизмов английского языка.


телеграм и ВК!