О татарах-мишарях и их генетике

Мишари (мишәр татарлары) - субэтнос татар Среднего Поволжья и Приуралья. Используют мишарский диалект татарского языка. Вместе с касимовскими татарами и мордвой проживали в Касимовском ханстве с центром в Мещерской низменности, где с 1450-х правил Касим.

Карта генетических расстояний от мишарей по 8-ми гаплогруппам Y-хромосомы (Балановский, 2015). Зеленые области - наиболее родственные популяции.

О татарах-мишарях и их генетике Мишари, Татары, Генетика, Народ, Поволжье, Татарстан, Ногайцы, Популяционная генетика, Длиннопост

Вот что пишет автор карты, Олег Балановский:
Неожиданность генетического ландшафта мишарей позволяет выдвинуть рабочую гипотезу, требующую тщательной проверки. Можно допустить, что «левобережно-волжская» часть ландшафта, практически повторяющая предыдущую карту генетического ландшафта казанских татар — связана с потоком генов к мишарям от более многочисленного генофонда казанских татар. В этом случае «правобережно-волжскую» часть можно считать «собственным» генетическим ландшафтом мишарей, который, возможно, несет следы древнего балтского генофонда.

С какими народами Кавказа близки Мишари и какова история контактов?

Отвечает Роза Схаляхо:
Этническая история мишарей связана с историей средневекового этноса буртасы. Они еще с 5 в. н.э. имели довольно тесные этнические контакты с народами северо-кавказских и северо-причерноморских степей.
Эти контакты отразились в генофонде мишарей, в котором встречаются характерные для Северного Кавказа «переднеазиатские» гаплогруппы — J2 (8%) и G2a (менее 3%). По маркерам Y-хромосомы мишари оказались наиболее близки к популяциям карачаевцев и балкарцев. Однако из популяций Кавказа мишари генетически наиболее близки к северокавказским ногайцам, что отражает взаимодействие буртасов-мишарей с кочевниками Заволжских и Приуральских степей, где еще в позднем средневековье проживали ногайцы. Эти контакты сформировали этнографическую группу мишарей — тумены.

На карте генетических расстояний в книге О.П. Балановского эти популяции отмечены точками и перекрываются желтоватыми тонами в районах Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии, а точками в районе Краснодара отмечены популяции адыгейцев.

Напоследок, график генетических кластеров по частотам 20 гаплогрупп в 33 популяциях из статьи по изучению 5 субэтносов сибирских татар. ТТМИШ - мишари группируются здесь с искеро-тобольскими татарами, башкирами, ногайцами, караногаями, казанскими татарами и чувашами.

О татарах-мишарях и их генетике Мишари, Татары, Генетика, Народ, Поволжье, Татарстан, Ногайцы, Популяционная генетика, Длиннопост

P.s. баяномометр нашей мой пост

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий
И татары с мишарами ненавидят друг друга как турки и курды.
никто уже не помнит почему, но ненавидят)
раскрыть ветку (19)
4
Автор поста оценил этот комментарий
Да с какого это перепою? Как вотку жрать - завсегда вместе.
раскрыть ветку (13)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Есть разговоры, что они типа не настоящие татары, настоящие - казанские. Другие орут наоборот - мишаре такие же татары, нефиг тут свое название придумывать.
Все как обычно.
раскрыть ветку (11)
Автор поста оценил этот комментарий
"нефиг своё название придумывать" - это интересно, конечно.
может кашубы и считают себя поляками, но они кашубы.
можно насчитать десяток субэтносов татар и что им запрещать самоидентификацию ?
Заставлять зваться мордвой мокшу и эрзю ?
раскрыть ветку (10)
Автор поста оценил этот комментарий
Да у татар субэтносы по региону называются. Казанлы - казанские, мишәр - мещерские, себерле - сибирские. Сам суффикс - "лы/ле" это суффикс принадлежности к чему-то. Например: бәхет-счастье, бәхетле-счастливый.

Все эти "свои названия" уже давно не используются по причине взаимосмешения. Так иногда у "антеллягенции" вспышки особости бывают.

Это как вместо русских говорить - сибиряки, уральцы, поморы, казаки, мезенцы и т. д.

раскрыть ветку (9)
Автор поста оценил этот комментарий

До революции мишар от казанцев частенько отделяли. Да и отличия есть, начиная от языка, кончая культурой. Слышал, что мишари коней разводили и конину употребляли, а вот казанцы нет. К слову, конина в Исламе является макрухом.

раскрыть ветку (8)
Автор поста оценил этот комментарий
Макрухом ? Казахи активно едят конину
раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий
Про казахов нельзя сказать, что они сильно религиозны были. К слову, Ислам им активно проповедовали(обучали) "татары" и "узбеки".
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
Да, даже остатки шаманизма и тенгринианства. Слово обозначающее бога "кудай" , как замена "Алла"
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Кудай это персизм. В татарском кстати тоже есть это слово - ходай.

Автор поста оценил этот комментарий
Все тюрки едят, кроме чувашей)) Арабы вот не едят. По канону ее есть вроде и нежелательно, но основной продукт же - как его отменишь? И узбеки едят(только меньше), и киргизы, и башкиры.
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Всё же быт казахов более кочевой, узбеков - более оседлый

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Да, но тем не менее "кази палов" есть.

http://gotovim.uz/kulinarnye-recepty/vse-o-plove/1312-plov-s...

Автор поста оценил этот комментарий
До революции деление было сословным, мишаре долгое время были служилым сословием ("Башкиро-мещерякское казачье войско"), казанцы в большинстве были крестьянами (хотя было понятие "казанский служилый татарин", встречается в прошениях жителей казанских слобод). Отсюда и деление.

Да и отличия есть, начиная от языка, кончая культурой

Вот сколько про это слышу, на просьбу показать их ничего конкретного не услышал ни от мишарей, ни от казанцев))) Есть принципиальные отличия? Или только этнографы и филологи в них разбираются?


PS Любой мало-мальски крупный народ имеет региональные отличия. Русские, например, на севере "О-кают", в Москве "А-кают", на юге "Гэ-кают". Казачьи песни отличаются от остальных. На севере и в центре носили сарафан, на юге  юбку-поневу. На юге строили однокамерные хаты, на севере большие двухэтажные комплексы, объединяющие и горницу и сени, и сенник, и хлев. И что теперь русские - разные народы что ли? Нет же.  Так же и с татарами, и с остальными.

1
Автор поста оценил этот комментарий
Ну я такое слышу от татар и мишар) а водка - это нейтральная полоса для них может)
честно не видела ни одной драки, но за глаза они чуть не убивать готовы.
2
Автор поста оценил этот комментарий
Альтернативный путь. Но ненависти там нет, все очень мягко.
раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий
Ага, нет)
Татары ещё чувашей не любят)
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
И башкир не любят. С чувашами борьба за Булгарское наследство.
Но это касается национально озабоченных граждан. Остальным похуй.
Автор поста оценил этот комментарий
Надеюсь)
наговаривают видимо. А мне меж двух огней не хочется быть)
И никого обидеть не хотела. Я между ними разницы не вижу. Чуть отличие в языке может и то не разберу)
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Да это разборки в стиле "Москва - Питер" И различия в языке уже только в виде булка/батон, парадное/подъезд. Отсюда все подколы.
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку