О справедливости и законе.
Совсем недавно, еще только в прошлом 2015 году (шутки про прошлогодний салат приветствуются) я прочитал диалог древнегреческого философа Платона "Государство", в котором рассматривается со всех сторон вопрос справедливости. Поскольку диалог этот нельзя назвать увлекательным чтением, то я позволю себе вкратце привести его содержание по этой ссылке - http://social-gumanizm.narod.ru/platon.htm
Я не буду оспаривать мнения, которые высказали древнегреческие философы - они уже проверены временем. Но надо заметить, что, в отличие от науки, которая постепенно двигается вперед, философия каждый раз топчется на месте. Основная причина для этого заключается в том, что и сейчас, и две с половиной тысячи лет назад, и столько же вперед, и все равно мы остаемся людьми с двумя руками, ногами и головой. Иными словами, каждый человек имеет некоторое представление о том, как функционирует его разум, но никто не знает, как это происходит у других людей. Подытоживая весь абзац, скажу, что в философии любой может высказать свое мнение, а другие могут согласиться или не согласиться с ним - это личное дело каждого.
Так что же такое справедливость? В отличие от греков, дававших определения справедливости и пытавшихся доказать их, я хочу взглянуть на это под другим углом - рассмотреть справедливые и несправедливые поступки, а затем определить, что в них есть общего. Например, возьмем недавние события, которые явно кажутся несправедливыми. Это, например, история с Васильевой, которая украла 3 миллиарда рублей и ничего за это не получила, о детях высокопоставленных чиновников и прочих сильных мира сего, которые могут ездить на красный свет, упарываясь наркотой и сбивая беременных женщин, и которым опять-таки ничего за это нет. Мы говорим и думаем про себя в таких случаях - "Вот же говнюки, да их бы следовало посадить до конца жизни! Повесить! Нет, четвертовать! Нет, лучше сделать... а, не знаю даже, как их лучше наказать". Иными словами, выходит справедливо причинить одному человеку столько же вреда, сколько он своими действиями причинил остальным.
Но ведь справедливость относится не только к плохим поступкам. Мы также говорим, что произошла несправедливость, когда кто-то не получает заслуженную награду, например, работник, которому не выплатили договоренную зарплату и у которого сорвался из-за этого праздник, например, опять же Новый Год. Да, в законах есть такое, что работник может судиться из-за этого и в итоге получить положенное, но время ушло, Новый Год безвозвратно испорчен.
Вот и получается, что самой точной характеристикой, наверное, будет пословица "Око за око, зуб за зуб". И здесь мы плавно переходим к закону. Ведь законы - это то, что общество договорилось считать справедливым. Первый закон был принят тогда, когда племя первобытных людей, увидев, как один сожрал все самые лучшие куски мамонта, побило его камнями. Да, впоследствии все это трансформировалось в Госдуму, европейский парламент и американский Сенат; да, спросите любого, и он скажет, что законы дурацкие и следовало бы переписать их, но изначально идея закона была именно такой. Таким образом, получается, что закон есть что-то вроде отражения справедливости, кривого и косого. У древних греков на это имелся Аид, в котором царствует одноименный бог, и были другие боги, точно знавшие всю судьбу человека, которые могли с микронной точностью определить для него все заслуженные послесмертные страдания.
Но если законы несправедливы, то почему бы нам не сделать их справедливыми? Логичный вопрос, черт возьми, я сам думаю так же! Но тут мы возвращаемся к тому, с чего начали - к тому, что каждый человек думает по-своему. Возьмем ту же самую Васильеву - я считаю, например, что ее надо посадить, а деньги в бюджет, вы, будучи рожденным в СССР, считаете, что лучше их взять и поделить, соседский бомж Вася Пупкин считает, что это все фигня, а водка дорожает. И как нам из этого вывести такой закон, который будет реально работать? И будет ли он работать через несколько лет, когда все перевернется с ног на голову? Вот так и получается, что законы несправедливы и будут несправедливы, а самой справедливости невозможно достичь, хотя и надо к ней стремиться.