О современном капитализме, его кризисах и о том, как на это должны отвечать современные марксисты. Часть 1

О современном капитализме, его кризисах и о том, как на это должны отвечать современные марксисты. Часть 1 Капитализм, Теория, Длиннопост

Предисловие.

Цель моей первой марксистской монографии, которое вы сейчас читаете, весьма многогранна. В первую очередь я попытаюсь описать современный капитализм, и ответить на вопрос: «почему капитализм стал таким?». Также я собираюсь освятить некоторые моменты обще капиталистического кризиса, и ответить на вопрос: «в связи с чем произошел такой кризис?». И последнее – рассказать, что в данной ситуации должны делать марксисты (а также им сочувствующие), и ответить на вопрос: «какая может быть альтернатива сегодняшнему хаосу?».

Данная работа не является «истинной в последней инстанции», а есть всего лишь субъективный взгляд на современный капиталистический мир.


Часть 1. Современный капитализм и современный капиталистический мир.

Глава 1. Центр, полупериферия, периферия.

Современный капитализм – транснациональный глобализированный империализм. Современный капитализм – господство транснациональных корпораций и монополий над государством и народом. Современный капитализм – разделенный на «элитные» (то есть те, которые имеют возможность эксплуатировать и грабить другие народы) и зависимые страны мир, в котором военное и экономическое доминирование «государства» (а вернее союза корпораций) достигается через конфликты на территориях стран периферии («страны третьего мира»). Современный капитализм – финальная стадия существования капиталистической формации, когда мировой класс крупной буржуазии, до этого обходившийся средствами, полученными от эксплуатации пролетариата и крестьянства, теперь стал пожирать самого себя (то есть стал банкротить, обирать, и всячески увеличивать капитал одного из представителей крупной буржуазии, отнимая его у другого).


Прежде чем описывать более подробно современный капитализм, стоит немного затронуть сам капиталистический мир, его структуру, его отличия и сходства с прошлыми стадиями капитализма, его сильные и слабые стороны.


Главным аспектом современного (да и большей части раннего) империалистического капиталистического мира является его полярность, то есть разделение на области, с определенными социальными структурами, а также с определенным экономическим и политическим положением. Каждая из этих областей, государств, имеет свой своеобразный статус, свою роль в добывании или поглощении капитала.


В нынешних реалиях существует 3 статуса капиталистического государства – государства капиталистического центра, государства капиталистической полупериферии, и государства капиталистической периферии. Дабы долго не затягивать, перейдем к описанию этих трех видов государств, их характерным чертам, и попытаемся определить, какие из современных стран принадлежат к тому или иному виду.


Страны капиталистического центра.

Первейшим свойством стран капиталистического "центра" является возможность этих стран переносить свое производство в слаборазвитые, зависимые, страны. Таким образом частично снимая эксплуатацию со своего "родного" пролетариата и крестьянства (но не полностью ликвидируя саму систему эксплуатации) и создавая сверхэксплуатацию пролетариата и крестьянства той страны, в которую были перенесены средства производства.


У представителей правого политического крыла на этот счет есть своеобразная точка зрения. Она заключается в том, что западные, "цивилизованные", страны, перенося часть своей промышленности, открывая филиалы своих корпораций, помогают "развивающимся странам" в выходе в передовые страны, помогают этим странам стать "цивилизованными". Однако, сегодняшние правые, утверждающие подобные "факты", не являются в этом отношении первыми. В период колониальных завоеваний (и позднее - в период колониального господства) странами Европы территорий Америки, Африки и Азии (этот период некоторыми называется периодом "территориального империализма"), в среде народных масс европейских стран (прежде всего в крупных колониальных странах - Англии, Франции, Испании, России) культивировался миф о "цивилизаторской" миссии "белого человека", "православного/католического/протестантского человека", который идя в среду "варваров", в среду "еретиков/язычников", несет "свет просвещения", "свет истинной веры".


Но на деле это все оборачивалось несколько иначе. Разграбления земель, увод людей в рабство (как в трудовое, так и в сексуальное), силовое насаждение веры и/или языка, геноцид того или иного этноса. Также стоит отметить, что миф о "цивилизованном европейце ("белом человеке")" породил расизм в среде буржуазии и буржуазной интеллигенции (которые затем распространили его на прочие народные массы) Европы.


Единственно, кто выигрывал от этой "цивилизаторской миссии" (кроме европейской буржуазии) были представители знати некоторых колонизируемых территорий. Им, в обмен на покорность, предоставлялись земли, титулы, военные отряды (для подавления бунтов и народных волнений).


Таким образом, миф о том, что перенос средств производства из стран капиталистического "центра" как-то повышает и развивает страны периферии (за исключением тех случаев, когда буржуазии необходимо было создать своеобразный "фантик" для рекламы капитализма, в следствии чего в те или другие капиталистические страны шли валом финансы и создавалась промышленность (подобные страны называются "странами витринного капитализма")) так и остается мифом.


Но, для стран капиталистического "центра" характерно не только наличие возможности переноса предприятий за рубеж (подобное характерно и для стран "полупериферии", однако о том, почему они не отнесены к странам "центра" мы поговорим позднее), но и экономическое и технологическое первенство (то есть, в плане экономики и технологий, страна капиталистического "центра" обгоняет и доминирует над странами "полупериферии" и "периферии"), а также весьма серьезными военным потенциалом, который служит как защитником сфер влияния той или иной страны капиталистического "центра", так и орудием для завоевания новых сфер.


Однако, даже не смотря на экономическое и технологическое первенство, военное превосходство, страны капиталистического "центра", как и прочие капиталистические страны, испытывают те же периодические экономически трудности (кризисы перепроизводства, сокращение рабочих мест, и т.д.), которые с каждым разом становятся все сильнее и сильнее, тем самым вынуждая капиталистов этих стран идти на крайние меры (вплоть до войны), дабы: а)сохранить нынешний уровень прибыли, б)увеличить его. Как можно увидеть на примере падения акций многих мировых бирж, это подтверждается.


Также, на равне с усилением борьбы пролетариата в странах капиталистического "центра" (да и не только в них), эти экономические трудности толкают буржуазию переходить от буржуазной "демократии" (замаскированной буржуазной диктатуры) и глобализации к прямой диктатуре буржуазии (к фашизму), к нацизму. Делается это что-бы: а) подавить внутреннее сопротивление рабочего класса, б) дабы "оправдать" грядущую, новую, империалистическую войну за новый передел рынков.