О Родине, истории и патриотизме.

Я родился в городе Ельце Липецкой области. Номер роддома вспомнить сейчас уже не могу, но безусловно в каком-то конкретном роддоме. Более того, это случилось на вполне определённом этаже во вполне определённой палате, я даже с уверенностью могу сказать откуда я такой красивый вылез и что этому предшествовало - благо, в школе все рассказали, а что не рассказали - узнал от друзей и родителей. Так началась моя жизнь в этом мире. Так образовалась сложная система из атомов периодической системы, которая в конце концов развилась до существа, создающего эти строки. Заглавие начинается с фразы "о Родине", предлагаю разобраться с тем, что такое эта родина. Об этом снова мне рассказывали в школе. Вопрос моему пытливому читателю: если вот уже 2 факта об окружающем мире я почерпнул из школы, может быть это и не такая уж бесполезная фабрика, кующая детей по шаблону, как принято представлять её некоторыми мыслителями современности? Но оставим это замечание вне нашего повествования, домашним заданием, например. Вернёмся к Родине. Где-то недалеко от начальной школы, а может быть и прямо в ней на уроках по смыслу близких к русскому языку (может быть это было на "Чтении", "Правописании" или уроке с другим названием, к сожалению, моя память и эту деталь не в состоянии восстановить) нам показали 2 способа написания слова родина: "родина" и "Родина". Тут же нам пояснили в чем отличие. Может быть там было что-то глубокое в их объяснении, но мой школьный ум воспринял только то, что "Родина" - это Россия, а "родина" - это Елец. Вот так. Страна - побольше, намного побольше, поэтому она с большой буквы, а город - поменьше, поэтому он с маленькой буквы. По-моему, простое и понятное объяснение. На таком простом и понятном рассуждении хотелось бы оставить рассмотрение родины и, чтобы не запутать читателя, согласно объявленному в заголовке регламенту перейти к истории. Тем не менее чтобы Вам было легче разобраться с предметом нашего обсуждения, посмотрим на историю в её связи с Родиной и родиной. Но сначала оговорюсь, если читатель уже закончил школу или хотя бы проявляет интерес к наукам, то ему будет легко понять это замечание, а если ни одно условие не выполнено, то для его осознания придётся немного поднапрячься. Итак, ещё пара слов о Родине. Родина не равно Россия. Равенство верно для меня. Для Билла из Техаса Родина = Соединённые Штаты (Государства? Переводчики, как правильно?) Америки, для Стива из Борнмута Родина = Англия. Тем не менее Родина для каждого объективно существует. Чтобы избежать лишних споров я предлагаю принять за определение именно то, школярское. Немного подробнее рассмотрим эти наши родины. Думаю, что на примерах это сделать будет легче. Надеюсь, не задену никого из читателей, если приведу близкие лично мне примеры, про них, так сложилось, мне известно больше. Давайте повнимательнее взглянем на Елец, на мою родину. Что это? Это территория - земля, ограниченная вычерченными линиями. Эти линии Вы можете увидеть на карте, а можете мысленно или палочкой (если мысленно трудно) прочертить прямо на чернозёме, которым богат мой край. Местами он закован в асфальт, местами сменяется другими породами или вовсе водоёмами. Прошу простить мою безграмотность и поправить меня, если я совершил ошибку употребив термин "порода", вероятно, он здесь не к месту, однако, уверен, что мой сообразительный читатель понял, что я имею ввиду. Так вот, обозначив границы, мы можем увидеть её - мою родину. Она - это земля, вода, деревья, обитающие в их коре насекомые, парящие в небе птицы, снующие по улицам и пересечённой местности ежи, белки, ящерицы, греющиеся в квартирах кошки, собаки, попугаи. Я могу увлечься и продолжать этот список дальше и дальше, но предпочту остановиться, потому что читатель наверняка уже понял, о чем я говорю, и сможет без труда и сам продолжить это перечисление. А ещё родина - это люди, самые разные: родившиеся здесь и приехавшие, герои и негодяи, но в большинстве своём привычные всем нам люди с непростой и интересной судьбой. Я упомянул судьбу и тут же засомневался. Наверное, всем понятно, что такое эта самая судьба, но я уже был готов заменить её интересующим нас понятием истории. Судьба сложнее истории. О некоторых событиях мы можем услышать, что дескать судьба такая, но так говорят не только о том, что уже случилось и доподлинно известно, но и о том, что только потенциально может произойти. Так что же история? Из того, что написано выше, получается, что история - это судьба уже случившаяся. В прошлом явления живой и неживой природы проявились вполне конкретным способом, и мы даже зачастую знаем каким. Сразу хочу договориться с моим читателем: я считаю, что если сейчас я ткну палкой в песок, то через минуту факт того, что минуту назад я ткнул палкой в песок не изменится. Наверно, нужно уточнить, что измеряем время мы конкретными часами, под палкой понимаем конкретную палку, а под песком - конкретную кучку. То же самое касается и других событий, происходящих сейчас, которые в будущем мы будем вспоминать. Если среди читателей есть люди не согласные с этими рассуждениями, то скорее всего дальнейшие мои мысли вызовут у Вас отторжение. Разумным будет остановиться на этом в чтении и удовлетвориться воспоминаниями о родном городе, которые, возможно, у Вас возникли. Дальнейшее чтение, на мой взгляд, бессмысленно и Вы просто-напросто потратите своё время впустую. Тем же читателям, которые такие рассуждения принимают, предлагаю подробнее изучить предмет, к которому мы так близко подобрались - историю. Обобщу, что на текущий момент было сказано об истории: она касается прошлого и она вполне конкретна и непротиворечива. Думаю, что первый тезис никто не осудит, а второй стоит рассмотреть подробнее. Так уж вышло, что в студенческие годы в течение семестра мне рассказывали о квантовой механике. Там постулировалась двойственность природы элементарных частиц. Если уж совсем примитивно, то сущность этого явления заключается в том, что электрон или атом может быть обнаружен нами и как частица определённой массы и объёма, и как волна определённой амплитуды и частоты. Однако, поставив эксперимент так или иначе мы можем изучать как одни свойства частиц, так и другие. Возвращаясь к рассматриваемому нами объекту, к истории, сделаю следующее замечание. В рамках исторических исследований нас интересуют, обычно, люди, страны, события из макромира, где двойственность (дуализм) элементарных частиц не проявляется. То есть, если я скажу, что в некоторый момент времени конкретный человек находился в конкретном месте, а некто другой про того же человека скажет, что он в то же время находился в другом месте, то мы не можем быть одновременно правы. Если человек, о котором мы оба говорим существовал (конкретность истории), а этот человек или существовал, или нет, то одновременно быть и не быть в конкретном месте он не может (непротиворечивость истории). Итак, расставив точки над i, мы начинаем двигаться к конечному пункту рассказа. Читатель, надеюсь, готов уже разобраться с историями родины и Родины и понять, как это связано с патриотизмом. Все, кто понимает этот текст, так или иначе знаком с Россией, с моей Родиной, потому как я выбрал русский языком изложения. Так или иначе она существует в настоящий момент. Не исчезла земля, очерченная государственными границами, на момент написания этого текста, не исчезли люди, на этой земле родившиеся и проживающие. Я загадываю, а, возможно, для некоторого читателя даже вру, потому что записывая эти строки сейчас, я пытаюсь угадать незнакомого человека, который их увидит, кроме того не знаю, когда это случится. Прошу простить, увлекаюсь. Давайте вернёмся к предмету. Поговорив о городах, странах, истории, как обращённых в прошлое фактах, немного помечтав о портрете моего будущего читателя, удалось затронуть пространственные и временные материальные явления нашего мира. Можем ли мы указать на государственный флаг и сказать, что вот патриотизм? В общем-то может. Если у нас есть чем указывать и флаг находится в зоне видимости. Но будет ли это верным утверждением? Нет, не будет. На самом деле, когда мы беседовали об истории я тоже, признаюсь, немного слукавил. Представив вам её как совокупность фактов, разворачивающиеся в прошлом, я в некотором смысле эту самую историю умертвил. Надеюсь, дальнейшие рассуждения о патриотизме всё же вдохнут жизнь в рассматриваемые понятия. В поисках жизни, обращусь к своим весьма скудным знаниям истории. Больше как предмета истории, нежели истории России. История - это повествование о людях. Люди менялись: менялись их нравы, обычаи, их количество. Так как документирование началось относительно недавно, то письменного материала, который можно проверить данными археологии и других дисциплин немного. Студенты исторических факультетов и уважаемые учёные, возможно, захотят со мной категорически не согласиться, указывая на архивы и покручивая пальцем у виска. Сразу поясню, что под "немного материала" я понимаю не номинальное количество документов, а временные рамки, ими освящённые. Археологи показывают, что человек проявил себя значительно раньше, чем смог что-то о себе написать. Снова хочу обратиться к приунывшим читателям. Много слов здесь было о вещах, в которых я недостаточно глубоко разбираюсь, упомяну ещё одну. Я слышал о так называемой новой хронологии. Так вот она этот мой предыдущий тезис аргументированно бьёт, однако, сама строится на очень спорных предпосылках. Для части читателей, поддерживающих противоречащую с моей точку зрения, этот пункт моего повествования должен стать сигналом остановки и избегания траты своего драгоценного времени. А мы с самыми терпеливыми читателями вернёмся к нашим рассуждениям и сформулируем, наконец, мысль, подводящую нас к патриотизму. История в конце концов живая, а не гербарированная на страницах учебников - это наша жизнь. Не каждого отдельного человека, а всего общества. Со всем её множеством сложных взаимосвязей и не ограниченная продолжительностью человеческий жизни. Безусловно, она когда-то началась, по крайней мере по представлениям современной науки, и она когда-то закончится. Я оптимист и позволю себе сомневаться в последнем тезисе, но даже при его истинности, смерть всего общества в целом будет сильно отличаться от завершений жизни, которые мы наблюдаем в природе. Это справедливо хотя бы потому, что жизнь общества на порядки продолжительнее жизни человека. И где же тут патриотизм? Спросит у меня уставший читатель? Патриотизм - это желание общества жить, как тяга к жизни отдельного человека. Практика самоубийств показывает нам, что наличие или отсутствие этого желания у отдельных людей сосуществуют в этом мире. Получается, что и одно и другое не просто факт, имеющийся в "мёртвой" природе, а результат последовательности событий, разворачивающихся при жизни отдельного человека, а может и до её начала. Патриотизм как желание общества жить и развиваться проявился только при появлении "государственности". Государственность я ставлю в кавычки потому что хочу обобщить им все неподобные человеческие объединения. Конечно, желание непрерывности существования представителей одной семьи тоже бесспорная наблюдающееся объективность. Она также достойна внимания и обсуждения. Однако внеродовые взаимоотношения в большей мере отражают сформировавшиеся сейчас понятия человечности. Культура, традиции, обычаи - все это плоды попыток людей жить в обществе. Проявление их попыток объединения для общего блага. Что-то из этого сформировалось из ряда крупных общественных прецедентов, что-то заимствовано из практики родового существования. При этом мир постоянно меняется. Непрерывно изменяются природные условия существования, также меняются люди. Они осваивают новые инструменты труда, новые способы взаимодействия. Безотносительно к другим изменениям их становится больше. Всё это влияет на качественный и количественный состав современных обществ. Обнаруживаются новые способы организации людей, которые по прошествии времени теряют устойчивость и уступают место другим. Несколько фраз, написанные выше моей лёгкой рукой, обозначают тяжёлые и страшные вещи: войны, голод, геноцид. К сожалению, изменения не всегда протекают плавно и безболезненно, а любая форма существования общности, увы несёт в себе ограничения на её применимость. Пора поставить точку в затянувшихся рассуждениях. Патриотизм зарождается в готовности общества бороться за свои убеждения, идеалы, сложившиеся традиции. Группа людей, оказавшихся объединёнными одной территорией или культурой, или и тем и другим вместе, вдруг ощущает желание жить и сохранять это сложившееся общество. Оно не может крепко стоять на бесплотной основе, которая привнесена извне. Это желание может только произрастать из накопленного опыта, а вместе с тем и иллюзий прошлого. Из ставшей легендарной и мифической истории прошлого, которая некогда представляла собой совокупность конкретных фактов. Одного этого желания жизни недостаточно для существования. Как раковая опухоль может лишить жизни человека, сожрав его тело, так сломавшаяся экономическая машина может убить сложившееся общественное бытие. Но эта сфера лежит вне обозначенных в заглавии понятий, потому, заявив о возможности дальнейшего движения мысли, остановим свои рассуждения. Надеюсь, что читатель на шаг приблизился к разрешению непростых вопросов о Родине, истории и патриотизме.