12

О ПОТЕРЯХ

Джон Донн (1573—1631), настоятель собора святого Павла в Лондоне, современник последних Рюриковичей и первых Романовых на российском престоле, был интересным человеком и блестящим литератором. Один стих "На раздевание возлюбленной" чего стоит! Или проповедь с рассуждениями о самоубийстве Иисуса на кресте посредством излучения души.

С творчеством Донна знакомы немногие, но один пассаж известен большинству читающих благодаря Хемингуэю, который взял цитату из поэмы старинного британца эпиграфом к своему роману "По ком звонит колокол":

Нет человека, который был бы как остров, сам по себе: каждый человек есть часть материка, часть суши; и если волной снесёт в море береговой утёс, меньше станет Европа, и также, если смоет край мыса или разрушит замок твой или друга твоего; смерть каждого человека умаляет и меня, ибо я един со всем человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит колокол: он звонит по тебе.

Утёсы сносит не каждый день, но обломки скал и камни рушатся в море постоянно. Смерть родственников — отдельный разговор...
...а здесь о потере тех, кто вписаны в личный культурный код, в память и в самоощущение. О тех, по ком звонит колокол.

Естественно, у каждого этот список свой, и даже у близких списки не совпадают. Для одних равносильной рухнувшему замку стала кончина Жана-Поля Бельмондо или Алена Делона. В сердце других по необъяснимым причинам оставила занозу гибель принцессы Дианы или смерть Мари Лафоре. Для третьих Европа стала меньше из-за потери Александра Ширвиндта, Александра Маслякова или королевы Елизаветы Второй. И так далее.

Я сознательно не упоминаю Александра Пушкина, Марину Цветаеву, Веничку Ерофеева и множество других литераторов, иначе список будет невероятно длинным.

Я сознательно не упоминаю политиков, иначе комментарии наполнятся зигующими со всех сторон, а их и без того — плюнуть некуда. Поэтому взял достаточно нейтральный пример.

12 сентября 2021 года умерла одна из участниц дуэта Baccara — та, что покрашена светлее, Мария Мендиола. Говоря словами её же суперхитовой песенки: извините, но леди больше не может буги.

Ни сама девушка меня не впечатляла, ни то, что она исполняла с эстрады. Ум-ца, ум-ца. Примитивная попса...
...но непритязательные шлягеры конца 1970-х — начала 1980-х вошли в число гимнов моим первым мужским победам — и гимнов приятным женским победам надо мной.
Вот и объяснение, почему Мария Мендиола оказалась частью лично моего культурного кода. Вот и причина светлой грусти по случаю годовщины исчезновения очередной части моего материка.

Будем здоровы.