1

О пользе неформальных отношений

Любят всякие философы спорить: то ли бытие определяет сознание, то ли наоборот. Вот небольшая история в тему.

Работал я как-то в одной конторе, которая ныне давно обанкротилась, а тогда успешно занималась продажами оборудования для автосервисов: подъёмников, сход-развалов, покрасочно-сушильных камер, шиномонтажек, балансировок, стапелей и причиндалов для кузовщины, сварочных аппаратов, маслосменок, инструмента, систем диагностики и заправки кондиционеров – всего не перечислить. И вот как-то пришлось лететь с делегацией из высшего «генералитета» в Германию на одну профильную выставку. Общаться ехали якобы менеджеры товарных направлений – типа утрясать с поставщиками стратегические вопросы, а я – в качестве переводильника, так как у меня вопросов не было от слова «совсем», я их всех решал, не сходя со стула.

Ещё до выставки Лёха Голубев, который занимался гарантийный обслуживанием всего вышеперечисленного и за несколько месяцев до этого ездил во Францию учиться у производителя кузовных стапелей, передал мне бутылку гадкой «лично для мадам Селет» (это была как раз владелица одноимённой компании по производству этих стапелей). Ну, не проблема.

В первый день шляемся мы по выставке, но на стенд компании «Селет» должны были зайти в другой день. Однако, проходя мимо, я увидал на стенде регионального менеджера – некоего Арманда Шиби, - и радостно передал ему заветный пузырь от Лёхи с нужными пояснениями. Арманд был человек адекватный, очень хорошо помнил Лёху, обучение которого курировал, и немного удивлённо сказав "You’re a crazy guy”, отпустил восвояси до запланированной встречи.

На следующий день мы припёрлись на их стенд на переговоры уже с генеральным директором. Разговор предстоял привычный и нудный. Дело в том, что компания «Селет» за несколько лет работы не давала отсрочки платежа, и генеральный считал, что это нужно исправить. Придя на стенд, он стал компостировать мозги региональному менеджеру – тому самому Армандом Шиби, долго и нудно заливая, что стапели для кузовщины – штука не дешёвая, для предоплаты нужно собирать деньги, а это трудно, что компании трудно так жить: сначала платить, а потом восполнять себе эту оплату, что с отсрочкой платежа всё было бы намного легче и проще, что мы работаем уже “n” лет и пора бы пойти на некоторые уступки. Арманд всё это слушал- слушал, потом с несколько усталым видом заявил, что такие вопросы не решает лично, но зато тут на выставке присутствует мадам Селет - как она решит, так оно и будет. Хорошо, позвали за той самой мадам Селет. Жена уже почившего основателя компании оказалась такой милой французской бабушкой, по одному виду которой можно было заключить, что характер у неё железный. Сев за наш стол, она спросила:

- Арманд, откуда эти люди?

- Они из России, - ответил тот.

- О-о-о! – протянула мадам Селет и заметно оживилась. – Так это от них тот молодой человек передал нам бутылку водки? О, большое спасибо за подарок! Мы, конечно, ещё его не «тестировали», но как-нибудь такие испытания проведём, - она лучезарно улыбнулась. - Так о чём хотят поговорить эти господа из России? – перешла она к сути вопроса.

- Да вот, они просят отсрочку платежа, - начал объяснять Арманд.

- А большую? – поинтересовалась мадам Селет.

- Да вот тридцать дней с даты поставки.

- А-а, да без проблем, - вдруг быстро согласилась мадам. – Такую мы ещё можем предоставить.

Это был неожиданный и неслыханный успех! Компанию «Селет» уже несколько лет пытались развести на отсрочку платежа, но безуспешно, а тут в условиях стенда, даже не советуясь со всякой бухгалтерией, банком, страховыми компаниями, владелица дала отсрочку платежа. Я малость офигел.

Заканчивая разговор, мадам Селет ещё раз попросила передать благодарность Лёхе за презент.

Вечером того дня, обойдя всех действующих и потенциальных поставщиков на выставке с менеджерами и генеральным, мы зашли в один ресторанчик обсудить достигнутые успехи. Генеральный, рассказывая о переговорах с «Селет», только и говорил:

- Нет, ну Шиби даже не пытался показать, что он в этой компании что-то решает. Позвал тут же мадам Селет и сказал, что пусть-де решает всё она.

А я всё никак не мог отделаться от мысли, что всё произошедшее на том стенде имеет несколько другую трактовку и объяснение.