О переносе ответственности

Прочитал исходный пост об «отцах и детях» (Я тебя люблю), десятки подробных комментариев (включая, к сожалению, кудахтанье недолюбленных ветеранов World of Tanks «а зачем нам это в горячем, меня без этого воспитали и я до сих пор с родителями живу»), и вот что хочу сказать.

Многие комментаторы пишут - «у нас не принято», «страна такая», «культура не та», «менталитет виноват». Так вот, друзья. Товарищи. Соотечественники. Все названные вами штуки от «страны» до, прости Господи, «менталитета» (на который, конечно, и сегодня производится почти тотемное камлание - из чего, правда, совсем не следует валидность этого понятия для социальных наук) - так вот, все эти штуки никакого автономного и объективного влияния на вас не имеют. Это не упавший на голову кирпич (хотя последствия, как мы видим, бывают и похуже), это не смесь шибари и ходзёдзюцу, это не вериги с колодками. И если вы верите в обратное, значит, вы просто снимаете ответственность с конкретных людей. С себя, например. Или с родителей. С теть, дядь, бабушек, кума Сигизмунда, взявшего на себя бремя воспитания, - но всегда с конкретного человека, который взял и нагадил вам в душу, а потом сказал «это не я, юзернейм, вини во всем безжизненные абстракции».

Вы говорите - «нас воспитали иначе», и это как раз верно. Но воспитывали всех нас живые люди, а не «страна советов» поперек с «лихими 90-ми»; на просторах и того, и другого найдется достаточно примеров, как в невыносимо тяжелых условиях родители смогли воспитать и сохранить в своих детях душевное тепло. Герои ли они? Конечно. Злодеи ли те, кто не смог? Не знаю, не мне судить. Сам, как отец, многим грешен, и ни в кого не хочу бросать камни.

Просто помните о своей ответственности перед своими детьми. Это через вас - может, не только через вас, но и через вас тоже, - они узнают о том, какое у них «поколение», какая у них «страна», какая вокруг них «культура» и так далее. Как писал один мощный мужик почти 100 лет назад, мы - не просто политические, мы - символические животные, animal symbolicum. И мы создаем лабиринты интерпретаций, по которым сами потом и носимся, как лабораторные мыши.

Такие дела.