О немецкой бюрократии

Сразу оговорюсь, что кому-то мои наблюдения покажутся очевидными, но в сравнении с тем, что я ранее наблюдал в российских гос.органах, для меня это открытие.

Также следует заметить, что часть услуг я получал в Бранденбурге, а часть - в Баден-Вюртемберге, поэтому, думаю, плюс-минус принцип работает везде. Поехали!


Основное правило, которое я выделил, заключается в том, что если вы не требуете денег от государства и платите за услугу, то вам не нужно заполнять заявления, а формуляр заполняется либо автоматически, либо этим занимается чиновник, к которому вы пришли. Более того, в большинстве случаев у вас не спросят ничего, кроме паспорта. Это справедливо для:

- Регистрация (Anmeldung, бесплатно)

- Получение паспорта (Personalausweis, от 22.8 евро)

- Получение загранпаспорта (60+ евро)

- Отказ от церковного налога (25 евро)

- Регистрация в налоговой (происходит автоматически, бесплатно)

- Регистрация в пенсионном фонде (бесплатно)


Если же вы хотите получить какие либо деньги от государства, то готовьте ручку или карандаш и заполняйте формуляры. Причем чем больше денег предполагается получить от государства, тем сложнее и длиннее будет формуляр. Например:

- Социальное пособие (ALG2). Огромный формуляр + список документов, которые надо собрать

- Смена налогового класса. Одностраничный формуляр

- Подача налоговой декларации на возврат переплаченных налогов (Steuererklärung). Также огромный формуляр, но с 2018 года не нужно прикладывать никаких доказательств. Только если попросят.


Абсолютно точно этот принцип не работает в ведомстве по делам иностранцев. То есть получение вида на жительство - это и пакет документов, и анкета, и деньги.


В общем и целом, повседневное общение с местной бюрократией не доставляет неудобств, сотрудники предельно вежливы и корректны, хотя и косяки случаются. За те полгода, что мы здесь находимся, случались следующие затыки:

- Страховая не "пристегнула" жену к моей страховке, а потом 2 раза подряд потеряла отправленные по почте формуляры. Пара звонков ответственному сотруднику, все пофиксили.

- Налоговая не получила данные из Ратхауса о смене регистрации. Налоговая сама этому удивилась и пошла разбираться с Ратхаусом.

- Присвоенный налоговый номер жены был отправлен не по тому адресу, из-за чего платились повышенные налоги по невыгодному налоговому классу. Пофиксится подачей налоговой декларации за год.


В остальном, большая часть госуслуг осуществляется в Ратхаусе и/или так называемом Бюргерамте (аналог российского МФЦ), но есть одно отличие. МФЦ выступает лишь посредником, передавая полученные документы дальше, а Бюргерамт/Ратхаус же делает все напрямую, имея доступ к единой базе данных. Впрочем, это не всегда положительно сказывается на общей медлительности немецких ведомств, что вполне согласуется с местным ритмом жизни.


Итог такой: общение с госорганами здесь в разы приятнее. Исключая похода в ведомство по делам иностранцев, более мне нигде не встречались длинные очереди или грубость. А потому это не воспринимается как стресс.


Спасибо за внимание.

Жизнь пикабушников за границей

5.1K пост35.6K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

— Уважайте себя и членов сообщества — в глубоком смысле этого слова


— Поддерживайте мир во всем мире: мы искренне надеемся, что раз уж пикабушники живут по всему миру, здесь мы сможем избежать политики


— Чувствуйте себя как дома, даже когда вы вне дома :)

Запрещены: публикация политических постов, оскорбления пользователей, осуждение обстоятельств переезда авторов, развязывание конфликтов на почве политики, провокации в сторону авторов ("Что, сбежал с Родины? Испугался?", "Свалил и хорошо, туда тебе и дорога", "Да это всё пропаганда галимая" и так далее): за нарушение — предупреждение и сокрытие комментария, при непонимании — бан.


// на данный момент постить в сообщество могут пикабушники с рейтингом 25+. Иной премодерации нет и не ожидается.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
3
Автор поста оценил этот комментарий

Мигрировали с мужем в этом году, ситуация от вашей отличалась кардинально - косяки были на каждом шагу :с Буквально, каждое действие +1 косяк. Косяки = наши деньги\время\нервы. После этого российские Московские МФЦ вспоминаются даже с теплотой...

Исключительно личные наблюдения и ощущения.

раскрыть ветку (6)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Это точно. Мфц работают 7 дней в неделю с 8 до 20, а в Германии 2 приёмных дня в неделю один до обеда, другой после.
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Ну не знаю, у нас Бюргерамт 5 дней в неделю работает

Автор поста оценил этот комментарий
Мы мигрировали год назад с лишним. Был только один косяк со страховой, как у автора. В остальном все было идеально. Хоть мы и по-немецки говорили на тот момент как 3хлетние дети. В очереди самое большее 15 минут посидели 1 раз. Видимо раз на раз не приходится.
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

На самом деле у большинства наших знакомых тоже фидбэк о подобных учреждениях исключительно положительный. Это нам так не везло )

1
Автор поста оценил этот комментарий

А как у вас с немецким? Владеете? По блауэ карте приехали или переселенцами?

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Блю карт, язык В1 примерно,но с нами всегда был переводчик. Что не спасало от всевозможных косяков самих госслужащих и страховых. А они ведь даже не всегда говорят до конца что нужно и при каких условиях.

Вообще история нашего переезда - череда встреч с некомпетентными... кхм...людьми, началась еще в московском посольстве ) Так что мы уже привычные,но осадочек остался :)

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку