О кресте и спасении души

Что значит «И возьми крест свой» (Мф. 16, 24)? Значит – добровольно прими из рук Провидения всякую цельбонусную горечь, тебе предлагаемую. Произойдут ли великие катастрофы – будь послушен воле Божией, как Ной. Требуется ли от тебя жертва – принеси её с тою же верой в Бога, с какою Авраам хотел принести в жертву своего сына. Пропадет ли имение, умрут ли неожиданно твои дети, найдет ли лютая болезнь – все переноси с терпением, как Иов, не удаляя своего сердца от Бога. Оставят ли тебя друзья, будут ли окружать тебя одни враги – переноси все без ропота, с упованием на скорую помощь Божию, как поступали апостолы. Поведут ли тебя на казнь за Христа – будь благодарен Богу за такую честь, подобно тысячам христианских мучеников и мучениц. От тебя не требую делать то, что до тебя никто никогда не делал; но требуется последовать многочисленным примерам других, исполнивших волю Христову: апостолов, святителей, исповедников и мучеников. Следует также знать, что, требуя нашего распятия на кресте, Господь требует только распятие ветхого человека, то есть человека, состоящего из злых навыков и служения греху. Ибо распятием сим умерщвляется в нас этот ветхий, скотоподобный человек и оживает новый, богоподобный, бессмертный. Как и апостол говорит: ветхий наш человек распят с Ним, - и тут же объясняет, почему распят: чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху (Рим. 6, 6). Крест тяжек для ветхого, плотского человека, тяжек для плоти со страстями и похотями (Гал. 5, 24), но не тяжек для человека духовного. Крест для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия (1 Кор. 1, 18). Посему мы хвалимся Крестом Христовым; и хвалимся крестом своим ради Христа.


(с) Святитель Николай (Велимирович)