О чем нам говорят Евангелие?

Продолжаю цикл статей на тему религиоведения. После общей статьи о авраамических религиях приступим к основе христианства – Евангелиям.

Евангелие в переводе – благая весть. Они описывают земную жизнь Иисуса Христа и высказанные им идеи. По факту Евангелие – отдельный раннехристианский литературный жанр, а произведений, написанных в этом жанре, великое множество.

Раннехристианские писания появлялись в разных местах в конкретных разрозненных христианских общинах и часто были не связаны между собой.

Попытки упорядочить все, написанное в христианской традиции, начались в конце II века н.э., и появлялись списки произведений, часть из которых одобряются Церковью. Таких списков было несколько, а окончательный утвержденный список был представлен на Карфагенском соборе 419 г.

О чем нам говорят Евангелие? Религия, Евангелие, Длиннопост

Архангельское евангелие кириллическое 1094

Произведения, которые наполнены «божьим духом» и являются основой для веры, называются каноническими.

Произведения, которые не являются богодухновенными, но заслуживают внесения в Библию, называются в православии неканоническими, а в католичестве – второканоническими.

Произведения, претендующие на роль священных, но не вошедшие в священное писание, называются апокрифами. При этом есть апокрифы, которые рекомендуются к изучению, а есть апокрифы, которые идут вразрез с позицией Церкви, поэтому изучение таких апокрифов не рекомендуется, а распространение – пресекается.

По факту из множества существующих в те времена Евангелие в канон вошли Евангелие от Матфея, Евангелие от Марка, Евангелие от Луки и Евангелие от Иоанна. Часть других Евангелие были рекомендованы Церковью к ознакомлению (Первоевангелие Иакова, Евангелие от Никодима, Книга о рождестве блаженнейшей Марии и детстве Спасителя, Евангелие младенчества, Книга Иосифа плотника и пр.).

Часть общеизвестных евангельских событий в Библии нет. К примеру, там вы не найдете всем известное сошествие Христа в ад. Событие взято из Евангелие от Никодима.

Но были также и запрещенные Евангелие (Евангелие Иуды, Евангелие от Марии, Евангелие Истины, Евангелие от Фомы, Евангелие от Филиппа и пр.). некоторые сочетают в себе идеи христианства или иудаизма, иногда и прочие религии и мистические и философские идеи греков и римлян, что называется гностицизм.

Среди канонических Евангелие отдельно выделяют синоптические – это Евангелие от Матфея, Евангелие от Марка и Евангелие от Луки, которые во многом похожи друг на друга, имеют много похожих событий и линий повествования. Евангелие от Иоанна стоит особняком и имеет с синоптическими мало общего.

Синоптические Евангелие много изучали, и о происхождении данных Евангелие сложилась гипотеза двух источников, согласно которой Евангелие от Матфея и Евангелие от Луки брали факты и жизнеописание Иисуса из лаконичного Евангелие от Марка, а религиозно-философскую составляющую – из ненайденного источника Q. И существует неподтвержденная гипотеза о том, что больше всего на источник Q похоже апокрифическое, не рекомендованное к прочтению Евангелие от Фомы.

Я читал канонические Евангелие, чтобы:

  • Проверить слова Толстого. В свое время я знакомился с его произведениями, где говорилось, что современное учение Церкви противоречит учению Христа. Что Иисус учит нестяжательству и непротивлению злу насилием, а Церковь накапливает золото и благословляет солдат, идущих на бой. Оказалось, что идеи непротивления злу насилием изложены в Нагорной проповеди (Мф. 5:39-41, Лк. 6:29), а идеи о нестяжательстве либо в ответе богатому юноше, либо в Нагорной проповеди (Мф. 19:23-24, Мк. 10:25, Лк. 6:24, 18:25).

  • Проверить, действительно ли Иисус, когда говорил о том, что разрушит храм иерусалимский и построит его в три дня, подразумевал под этим свое распятье и трехдневное Воскресение. В Евангелие от Матфея и Марка Иисус действительно говорит о разрушении храма и не упоминает трех дней (Мф. 24:2, Мк. 13:2), но лжесвидетели после ареста утверждают, что Он говорил про восстановление в течение трех дней (Мф. 26:61, Мк. 14:58), причем у Марка говорится, что новый храм будет нерукотворенный. В Евангелие от Луки Иисус просто говорит о разрушении храма (Лк. 21:5), но отсылок к восстановлению храма нет. А в Евангелие от Иоанна 2:19-21 написано следующее: «Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего».

  • Есть гипотеза, что Евангелие от Иоанна было написано позже синоптических и содержит ответы на популярные вопросы верующих и описание тех моментов, которые недостаточно хорошо освещены в других Евангелие. В нем вопрос разрушения храма специально изложен с пояснением. Видимо, в первые десятилетия христианства не я один задавался таким вопросом :)

  • Проверить, действительно ли Иисус говорит, что он Сын Божий в прямом, а не в переносном смысле. В христианстве есть ряд концепций – догматы, которые принимаются на веру, и, если какое-то течение им не соответствует, оно считается ересью. Догмат о богочеловеческой природе Христа мне особенно непонятен, я хотел найти подтверждения. В Евангелие от Матфея Христос много раз говорит о других людях, как о сынах Божьих, в Евангелиях от Марка, Луки и Иоанна этого нет. Но в первых трех Евангелие есть эпизод Преображения Господня, в котором Иисус раскрывает своим ближайшим ученикам свою божественную сущность (Мф. 17:1–6, Мк. 9:1–8, Лк. 9:28–36). Прям как Бхадавад Гите.

  • Войти в общий христианский культурный контекст.  Это с лихвой удалось: в Евангелие много ставших крылатыми фраз и выражений («зарыть талант в землю», «богатому попасть в рай, как пройти верблюду в игольное ушко», «имеющий уши да услышит» и т.д.).

Выводы: Евангелие рекомендуется к прочтению для понимания современной культуры. Церковные догматы создавались тысячелетиями, и над ними думало множество религиозных деятелей. Когда появляются разночтения, происходят серьезные расколы (такие, как разделение на православную и католическую Церковь). Так что найти противоречия между основными догматами и Евангелие практически нереально. До прочтения Евангелие Иисус представлялся мне бродячим философом-анархистом. Возможно, в реальной истории все так и было, но, если читать Евангелие дословно, все именно так, как говорит Церковь. А по поводу того, что Церковь сама не соблюдает все заповеди Христа, то это действительно так, но, как мне сказал один знающий священник, Церковь – это всего лишь набор людей с небесным наставником в виде Иисуса. А люди грешны