Новости в сфере закупок за эту неделю
Ассоциация производителей дорожно-строительного оборудования, колесной и самоходной техники предложила Правительству повысить ценовой приоритет заявок с отечественными товарами с 15 до 65%
Поручение разработать такой проект постановления дано Минпромторгу и Минэкономразвития.
Напомним, что действующие правила закупок по Закону № 223-ФЗ позволяют заказчикам при рассмотрении предложений участников с отечественным и иностранным товарами применять правило «15%»: в случае конкурса цена «иностранной заявки» для целей оценки признается уменьшенной на 15%, а при аукционе — в случае победы «иностранной заявки» договор заключается на сумму, уменьшенную на 15% от ценового предложения.
По мнению инициаторов, из-за высокого курса рубля по отношению к доллару и демпинга на иностранные товары в продажах дорожно-строительной техники в России сейчас доминирует техника иностранного, прежде всего китайского, производства, что «наносит непоправимый ущерб отрасли». Текущего приоритета в 15% уже недостаточно для поддержки российских товаров.
Будет ли предложенная мера действовать только на дорожно-строительную технику или распространится на все закупки госкомпаний, каков конкретно будет размер преференции, пока не известно. Окончательная позиция по вопросу будет выработана в ходе совместной работы двух ведомств.
Источник: РБК
____________________________________________________
Установление в качестве квалификационного критерия наличие опыта выполнения работ исключительно по контрактам, заключенным согласно Закону № 44-ФЗ, является нарушением законодательства о контрактной системе
К такому выводу пришел Верховный Суд РФ, давая оценку действиям заказчика – регионального отделения ФСС.
Объявляя закупку на изготовление протезов, заказчик предусмотрел критерий оценки – опыт выполнения аналогичных работ по контрактам в рамках 44-ФЗ. При этом заказчик установил максимальное предельное значение для показателя «Количество протезов» – 20 шт, к оценке принимались контракты, подтверждающие опыт изготовления не менее 4 протезов, и предельные мин. и макс. значения для показателя «Суммарная стоимость выполненных работ»
По мнению УФАС, критерии и порядок оценки сформированы необъективно, опыт, исчисляемый в количестве изготовленных протезов, общей стоимости исполненных контрактов неправомерно увеличен и приводит к ограничению количества участников закупки. Ограничиваться опытом исключительно по 44-ФЗ заказчик был не вправе
Позиция ФСС: нет нормативного запрета на установление таких критериев, нет противоречия с Правилами оценки заявок, утв. ПП № 1085; установление макс. значения показателей обеспечивает конкурентоспособность и ликвидирует большой разрыв при присуждении баллов; закупка носит социально значимый характер, поэтому учитываются только контракты по 44-ФЗ
Несмотря на поддержку заказчика судами трех инстанций, ВС РФ признал правоту УФАС:
– Правила № 1085 предусматривают, что опыт выполнения работ участниками закупки определяется исключительно фактом выполнения работ, связанных с предметом контракта, сопоставимого характера и объема. При этом ни объем, ни характер работ не зависят от того, в чьих интересах они выполняются – в частных или в публичных.
– Установление в качестве критерия опыта исполнения исключительно госконтрактов ограничивает конкуренцию.
– Нет доказательств того, что спорный критерий способствует выявлению более квалифицированного участника
Источник: Определение ВС РФ от 06.06.2022 N 309-ЭС22-462 по делу N А50-898/2021
____________________________________________________Утвержден перечень обосновывающих документов, подаваемых в Минобороны при представлении предложений о цене на продукцию, поставляемую по ГОЗ
Комплект документов (калькуляции, справки, расчеты, расшифровки), предоставляемых организацией, зависит от метода, применяемого при определении цены на продукцию. Это может быть затратный метод, метод сравнимой цены, метод индексации базовой цены или метод индексации по статьям затрат. По каждому методу — свой перечень документов.
Новые правила применяются с 30 июля 2022 г.
Документ: Приказ Министра обороны РФ от 8 июня 2022 г. № 329
____________________________________________________
Размещен проект изменений правительственных актов, касающихся закупок по Законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ
Что предусматривают изменения:
1. Расширение случаев применения дополнительных требований к участникам (при закупках работ, связанных с регулярными перевозками пассажиров и багажа, товаров (услуг) в рамках офсетных контрактов, услуг по оценке недвижимости и др.).
2. Корректировку порядка оценки заявок по критерию «цена». Предложена формула для случая, когда по итогам сопоставления ценового предложения с лучшим результат вычисления окажется отрицательным.
3. Отмену обязанности проводить закупки через агрегатор ЕАТ «Березка» для ФСО и Росгвардии.
4. Введение обязанности заказчиков включать в реестр договоров по Закону № 223‑ФЗ сведения о способе и размере обеспечения исполнения договора, о прекращении обязательств по независимой гарантии.
5. При формировании перечня товаров (работ, услуг) со сроком оплаты, отличным от общего правила (7 рабочих дней) по Закону № 223-ФЗ детализировать его по ОКПД2 не ниже группы товаров (работ, услуг).
Документ: Проект постановления Правительства Российской Федерации
____________________________________________________Решение об одобрении сделки не требуется, если общество состоит из одного участника, являющегося директором компании
К такому выводу пришел Верховный Суд РФ.
▪️ Заявка участника закупки по итогам рассмотрения вторых частей признана несоответствующей требованиям документации. Заказчик установил: при аккредитации участника в ЕИС и на электронной площадке размещено решение о согласии на совершение сделок с максимальной ценой 50 млн рублей, в то время как ценовое предложение участника составило 53 млн рублей.
▫️ Суды трех инстанций поддержали заказчика: участник не воспользовался своим правом на внесение изменений в ранее установленный им при аккредитации размер сделки, соответствующие изменения в реестр участников в ЕИС не внесены.
Участник возражал: решение об одобрении сделки не требуется, положения закона об одобрении крупной сделки не применяются к обществам, состоящим из одного участника, который одновременно является единоличным исполнительным органом. Следовательно, отклонение заявки неправомерно.
▪️ Верховный Суд отметил обоснованность позиции участника, но отменять решения нижестоящих судов не стал: контракт с победителем закупки фактически исполнен и невозможно восстановить нарушенные права компании через отмену этих актов.
Документ: Определение Верховного Суда РФ от 18 июля 2022 г. № 309-ЭС22-10587 по делу № А76-1096/2021
____________________________________________________
На сайте Аналитического центра Москвы запущен специальный сервис для помощи заказчикам
Сервис полезен для заказчиков по Законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ.
Сервис поможет:
▪️ определить необходимый заказчику метод расчета НМЦК;
▪️ ознакомиться с требованиями прохождения экспертизы цены договоров;
▪️ уточнить список необходимых для этого документов;
▪️ запросить звонок эксперта.
Заказчику требуется лишь задать свои параметры, после чего автоматизированная система подберет нужный метод и направит заказчика на страницу с его описанием для подробного ознакомления. В настоящий момент внедрено семь наиболее часто применяемых методов расчета НМЦК, в планах – дальнейшее расширение возможностей базы по мере изменений в законодательстве.
Сервис направлен на сокращение числа ошибок в подготавливаемых заказчиками материалах и снижение количества возвратов документов на стадии прохождения экспертизы начальной максимальной цены.
Сервис: https://ac-mos.ru/about/price-expert/chatbot/
____________________________________________________
В извещении о закупке должно быть указано, что контракт подлежит казначейскому сопровождению
Минфин разъяснил: если государственный (муниципальный) контракт подлежит в соответствии с законодательством РФ банковскому сопровождению и в соответствии с частью 3 Федерального закона № 390-ФЗ казначейскому сопровождению, в извещении об осуществлении закупки устанавливаются положения о казначейском сопровождении.
Документ: Письмо Минфина России от 27 июня 2022 г. № 09-02-10/61712 «О казначейском сопровождении государственного (муниципального) контракта»
____________________________________________________
Минстрой разъяснил особенности изменения условий комплексного контракта
▪️ Минстрой разъяснил, что возможность изменять условия контрактов в соответствии с постановлением Правительства № 680, в т.ч. увеличивать цену более чем на 30%, распространяется также на комплексные контракты в части строительства, реконструкции и капремонта.
▫️ Помимо этого, любые существенные условия контракта, заключенного до 1 января 2023 г., могут быть изменены, если при его исполнении возникли независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность исполнения. В их числе и обстоятельства непреодолимой силы, на основании части 65.1 статьи 112 Закона № 44-ФЗ. В таком случае условия госконтрактов изменяются на основании решения Правительства России, высшего исполнительного органа госвласти региона или местной администрации.
▪️ Напомним, что комплексным контрактом считается контракт, предметом которого является одновременное выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства (ч. 16.1 ст. 34, ч. 56 ст. 112 Закона № 44-ФЗ). Правила его заключения установлены постановлением Правительства РФ от 12 мая 2017 г. № 563.
▫️ В письме также анонсирована подготовка проекта постановления Правительства об изменении существенных условий государственных и муниципальных контрактов. Их предметом является ремонт и (или) содержание автомобильных дорог общего пользования, по которому также будет предусмотрена возможность увеличения цены контрактов, заключенных до 1 января 2023 и обязательства по которым не исполнены.
____________________________________________________
Запрет на закупку продукции иностранного происхождения распространяется на товары, поставляемые при оказании услуг
Минпромторг разъяснил, что запрет на закупку для государственных и муниципальных нужд товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств-членов Евразийского экономического союза), распространяется, в том числе на товары, поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, а также являющиеся предметом лизинга.
К примеру, в случае закупки услуг по пошиву спортивной одежды по индивидуальному заказу населения, включенной в перечень товаров, запрещенных к допуску для целей осуществления госзакупок, необходимо устанавливать соответствующий запрет.
Напомним, что перечень такой продукции установлен постановлением Правительства от 30 апреля 2020 г. № 616.
Документ: Письмо Министерства промышленности и торговли РФ от 4 июля 2022 г. № 63987/12
____________________________________________________Минфин напомнил, что заказчик по Закону № 44-ФЗ вправе, но не обязан устанавливать обеспечение исполнения гарантийных обязательств
▪️ Ведомство отметило, что заказчик самостоятельно с учетом действующего законодательства устанавливает условия исполнения контракта, в том числе в случае необходимости гарантийные обязательства, а также порядок и срок предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств.
▫️ Если требование об обеспечении гарантийных обязательств установлено, то оформление документа о приемке осуществляется после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) такого обеспечения в порядке и в сроки, которые установлены контрактом.
Документ: Письмо Минфина России от 17 июня 2022 г. № 24-06-07/57868 «О рассмотрении обращения»
____________________________________________________ФНС разъяснила порядок электронной приемки товаров, попавших в национальную систему прослеживаемости
▪️ Налоговое законодательство предусматривает, что при реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, счета-фактуры, универсальные передаточные документы выставляются в электронной форме через оператора электронного документооборота.
▫️ В случае, когда такие товары закупаются по Закону № 44-ФЗ, документы о приемке подлежат формированию в ЕИС, электронные счета-фактуры и универсальные передаточные документы направляются через оператора электронного документооборота. В этой ситуации функции такого оператора фактически выполняет Федеральное казначейство.
▪️ Ведомство указало, что в настоящее время в приказ Минфина России от 05.02.2021 № 14н вносятся изменения в целях возможности формирования при осуществлении операций с товаром, подлежащим прослеживаемости, электронных счетов-фактур и документов о приемке, включающих в себя счет-фактуру, в ЕИС в сфере закупок. До внесения изменений в приказ допускается формирование участниками оборота таких товаров электронных счетов-фактур и документов о приемке, включающих в себя счет-фактуру, с использованием ЕИС.
▫️ Проверить, включен ли товар в систему прослеживаемости, можно с помощью сервиса налоговой службы.
▪️ Новая редакция приказа Минфина России от 05.02.2021 № 14н вступает в силу 01.10.2022.
Документ: Письмо Федеральной налоговой службы от 25 мая 2022 г. № ЕА-4-15/6374
Лига Госзакупок
558 постов4.6K подписчика
Правила сообщества
Нельзя нарушать правила пикабу