Николай Васильевич Сутягин

Николай Васильевич Сутягин Корейская война, Ас, Военные, Вторая мировая война, Герой Советского Союза, Длиннопост

Николай Васильевич родился 5 мая 1923г. в селе Смагино Горьковской области в крестьянской семье.


Окончив начальную школу, родители отправили мальчика к родственникам в Горький, где он продолжил учебу, устроился на работу и стал летать в местном аэроклубе.


В 1941г. комсомольца Сутягина по комсомольской путевке направили в только что созданную «ЧВАШП» - Черниговскую военную авиационную школу пилотов.


Стремительное приближение фронта, налеты немецкой авиации срывали подготовку курсантов. Согласно приказу Государственного Комитета Обороны в июле 1941г. школа эвакуировалась в город Зерноград Северокавказского военного округа.


После окончания в 1942г. летной школы Сутягин получил направление на Дальний Восток.


Во время советско-японской войны 1945г. младший лейтенант Сутягин штурмовал японские позиции, осуществлял воздушную разведку.

В 1946г. он окончил курсы повышения квалификации, и получил назначение в 17-й истребительный авиационный полк.


В марте 1951г. эскадрильям приказали разобрать реактивные истребители и упаковать их в железные контейнеры. Вскоре летный и технический состав отбыл в служебную командировку.


В Китае советские летчики поняли, что в «командировке» им предстоит драться с американцами за воздушное господство в корейском небе.

Прибыв на аэродром Аньдун расположенный на корейско-китайской границе, наши пилоты переоделись в синюю летную форму китайских добровольцев, и стали вылетать на боевые задания на своих «МиГах» с нанесенными на них опознавательными знаками ВВС Северной Кореи.


Командование США обещало американским летчикам щедрую премию за первый сбитый советский самолет, а советским летчикам премию в 100 000$ за предательство и угон «МиГ-15» на американский аэродром.

Командование предписывало советским летчикам в полете разговаривать по-корейски, используя специализированные русско-корейские разговорники.


После того как засмотревшись в разговорник советский пилот повредил самолет, безумный приказ отменили, вскоре радиоэфир наполнился «великим и могучим» с вкрапленным в него злым, а порою и веселым матерком.


14 июня 1951г. Николай Сутягин совершил первый боевой вылет на «МиГ-15», а уже 19 июня завалил американский «F-86 «Сейбр».


В принципе советский и американский самолет по тактико-техническим характеристикам были равны, правда, американец уступал в вооружении трем пушкам «МиГа», чьи снаряды как бумагу рвали нутро вражеских самолетов.


До конца 1951г. Сутягин уничтожил 17 самолетов противника, 47% потерь до сих пор не подтверждаются американскими и английскими военными специалистами.


10 октября 1951г. Николаю Васильевичу Сутягину было присвоено звание Героя Советского Союза.


В январе 1952г. он сбил еще три американских самолета, после чего перестал летать и стал выступать с лекциями перед молодыми летчиками, которые только готовились к своим первым воздушным баталиям.


За время Корейской войны Николай Васильевич произвел 149 боевых вылетов, участвовал в 66 воздушных боях, уничтожив 21 вражеский самолет.


Опозорившиеся в Корее американцы определили фантасмагорическое соотношение авиапотерь: 20 советских самолетов на 1 американский/английский самолет (114 самолетов коалиционных сил, к 2300 потерянным машинам ВВС СССР, КНР и КНДР).


Не так давно Министерство обороны РФ рассекретило данные периода Корейской войны, согласно которым советские летчики провели 1872 воздушных боя, сбив 1106 самолетов противника, наши потери составили 335 самолетов, таким образом, соотношение составило 3 к 1 в пользу советских асов.


После окончания в 1964г. Военной академии Генерального штаба Николай Васильевич возглавил ХВВАУЛ – «Харьковское высшее авиационное училище летчиков», в 1970г. в ранге военного советника участвовал во Вьетнамской войне.


В 1978г. генерал-майора авиации Сутягин ушел в отставку и до своей смерти работал начальником штаба гражданской обороны «НИИ гидротехники и мелиорации».