Нет приятнее занятия, чем в носу поковырятие
Наковырялась тут однажды порцаечка козюлек, может, надо кому.
Есть один прикладной вопрос: существует ли страдание без того, кто мог бы его испытывать или знать о нем?
Не обязательно дожидаться именно страдания.
Возьмите любой подручный аффект, любое свое воспоминание или текущее переживание. И посмотрите внимательно на то, как выглядит граница, отделяющая вас от того, что вы сейчас воспринимаете-переживаете.
Да вот прямо сейчас, возьмите да посмотрите. Кажется, тут есть обширное поле для различных буддийских прозрений.
Ну, или нет.
Отвлеченный пример все знают. Это шутка про треск упавшего в безлюдном лесу дерева.
Если никто этого не видел и не слышал -- кто определил бы эту кучу клеток именно как дерево?
Почему не как углерод и минералы? Или не атомы с молекулами? Или не отдельный организм из биоценоза близких родственников? Не пришедшую в негодность живую машину для копирования и распространения построившей ее ДНК? Не микроскопический элемент местного участка континентального растительного покрова? Не родовое гнездо миллиона поколений термитов или жуков-древоточцев?
И почему это был бы именно треск, а не, допустим, совершенно беззвучная волна в газовой атмосфере? Не тектонические возмущения среды обитания? Не серия последовательных соударений молекул, резко интенсивная в определенном направлении?
Ну, и так далее.
Разве же на примере переживания любого внутреннего аффекта или внешнего происшествия не очевидно, что сам факт наблюдения -- даже воображаемого -- очень-очень ограничивает это безграничное ВСЁ-ЧТО-ЕСТЬ?
Собственно, это, видимо, единственный способ хоть как-то его воспринять.
Да же?