Несчастные случаи на лесных пожарах. Истории № 3, 4
История №3 «Смертельный фарс»
(Элементы жести!)
История № 1 http://pikabu.ru/story/neschastnyie_sluchai_pri_tushenii_les...
История № 2 http://pikabu.ru/story/neschastnyie_sluchai_pri_tushenii_les...
Этот случай хоть и не на пожаре, но имеет непосредственное отношение к авиалесоохране.
Где-то в середине 1980-х годов, точного года не помню, с авиаотделения Газ-Завод полетел на патрулирование Ан-2. В самолёте летнаб Павел Малышев, инструктор парашютно-пожарной команды Юрий Буторин, командир Якушевский, фамилию второго пилота не называли.
Парашютистов не взяли, в Читинской базе часто патрулировали без парашютистов. Отлетали часа два и сели в соседнем аэропорту Шелопугино на обед. В столовой аэропорта во время обеда выпили бутылку водки, это видели работники аэропорта, в том числе и начальница аэропорта. После обеда отправились дальше на патрулирование. Командир Якушевский запросил разрешение на запуск двигателя – получил. Запросил разрешение выруливать на полосу – получил. Запросил разрешение на взлёт – тоже получил. Взлетели. И тут Якушевский сразу после взлёта круто разворачивается на высоте 10 метров и летит к местной речке, где на берегу толпа раздетых отдыхающих. Снижается почти до земли и пролетает над людьми. Как говорили потом очевидцы, колёса самолёта летели на высоте ниже человеческого роста. Никого не зацепило, всё благоразумно попадали на землю. Дальше произошло что-то вообще непонятное. Самолёт сразу от земли перешёл на вертикальный подъём, полез вверх на взлётном режиме двигателя, с явной потерей скорости. Поднялся метров на 200 и полностью остановился. Двигатель резко затих, очевидцы потом говорили, что заглох. Хотя, конечно, он работал на малых оборотах. Самолёт стал падать вниз хвостом, затем повернулся на падение плашмя, затем нос опустился на пикирование. Взревел двигатель на взлётном режиме, но тут как раз кончилась высота. Самолёт врезался в землю в 100 метрах от речки под углом 40 градусов. Двигатель вместе с винтом полностью ушли в землю, передняя кромка нижних крыльев тоже врезалась в землю. Самолёт остался торчать вверх хвостом.
Очевидцев произошедшего было хоть отбавляй. Подбежали к самолёту, но внутрь никто не полез. Ясно было, что живых там нет.
Через несколько часов из Читы прилетела комиссия (из лётного авиаотряда). Занялись расследованием катастрофы. Слетали в Газ-Завод, привезли парашютистов с авиаотделения. Дали задание вытащить тела. Парашютисты выпили водки и полезли в самолёт. Вытащили вначале летнаба Малышева, внешне целого. Затем инструктора Буторина, без головы (голова отдельно). Пилотов вытаскивали по частям, в вёдрах.
Парашютистов увезли обратно в Газ-Завод. Комиссия оформила результаты расследования, погрузили тела и то, что от них осталось, в свой самолёт, и улетели в Читу. Все погибшие жили в Чите, работали в Газ-Заводе на полёвке.
Виновной в катастрофе признали начальницу аэропорта. Как начальница и как диспетчер по совместительству, она была обязана запретить вылет нетрезвому экипажу. Осудили на два года колонии.
История №4 «Своих не бросаем»
Примерно в 1980 году были в командировке на Могочинском авиаотделении своей Читинской авиабазы. Группа 4 парашютиста, я инструктором, трое рядовых работали второй год. Молодёжь, короче. 30 апреля, на отделении толпа командированных, никто прыгать не хочет. Завтра 1 мая, праздничный прыжок за двойную оплату. А я согласился, потому что погода утром была нормальная, а что будет завтра – неизвестно. Погрузились, полетели, высадились где-то по средине между Могочей и Амуром. Пожар большой, 3-4 км в длину. Горит удачно, против ветра, с одной стороны. По ветру почему-то не горел. Пошли на пожар сразу, парашюты и баулы оставили около лесной дороги на месте высадки. Огонь на кромке слабый, горит местами. Ещё не разгорелся после ночи. Тушим ветками без оглядки – огня на пожаре не меряно, дотушивать и караулить некогда. Двое парашютистов двоюродные братья, один из них не по делу разговорчивый. Всё ему не нравится. Прыгнули, как дураки, 30 апреля. Читинские завтра прыгнут за 42 рубля и на пожар не пойдут. А тут за 20 рублей ещё и вкалываем как негры. И х..и толку, сзади всё дымится, загорится всё равно. Слова на него вообще не действовали. Хоть и не в ВДВ служил, но тоже пришёл с воспитанием – кто в лоб не ударит, не начальник. Братан его говорил мало, но поддакивал. Забивали огонь они нормально, приходилось терпеть это нытьё. Но достали меня изрядно. А дело продвигалось хорошо. К обеду забили около километра. Встретился большой перерыв в огне, даже дыма не видно. Осталось метров 50 кромки, и отправил я двоих нытиков на табор, варить обед. Чтобы шли по кромке и где возобновилось – затушили. А мы вдвоём дотушим остатки и вслед за ними пойдём с двойной проверкой. Сказал ещё, чтобы унесли на табор пустое РЛО, на пожаре воды так и не встретилось. Братья схватили свои лопаты, взяли РЛО и ушагали. Мы дотушили оставшийся огонь, посидели немного, и тоже пошли по кромке.
Огня по всей потушенной кромке не оказалось. Пришли на табор, а там пусто. Нету обоих братьев. Особо не обеспокоились. Пожар большой, дорога прямая с юга на север на десятки километров – где тут блудить? Придут. Сварили обед, поели. Нету наших парашютистов. Прилетел самолёт вторым облётом. Я сказал летнабу, что двое заблудились, три часа назад должны были прийти, и нету. Попросил покружиться над табором, показать им направление. Самолёт стал кругами набирать высоту, потом крутой спиралью снизился почти до земли, выровнялся, улетел на восток. Летнаб сказал, чтобы вечером в 20 часов вышли на связь по Карату, сказали, нашлись заблудившиеся или нет.
Я сказал третьему парашютисту, чтобы повесил на дерево лопату и иногда бил по ней другой лопатой. Может, молодцы услышат и выйдут из леса. Натянул антенну, настроил Карат. Сказал парашютисту, чтобы в 20 часов связался с отделением. Сам пошёл на поиски. Взял на всякий случай компас.
Следы двух братанов нашёл быстро. Они, оказывается, прошли по кромке всего 50 метров, а затем повернули к табору напрямую, через пожарище. Но вместо того, чтобы идти прямо, они стали полукругом заворачивать влево и вышли на кромку под прямым углом. Посчитав, видимо, что идут правильно, пожар закончился и табор близко, они ушли с пожара на север, вместо правильного направления на юго-восток. Без пожарища следы замечались метров 150, затем потерялись. Больше следов найти не смог. Стал ходить наугад, кричать. Глухо. С табора стука лопат тоже не слыхать. Ходил зигзагами, постепенно продвигался на север. Наткнулся на скалы в лесу, невысокие, метров 10-15. Забрался, осмотрелся, покричал. Ничего. Пожара не видно. Погода начала портиться, ветер подул, облака сплошные. Спустился, внизу около скал никаких следов. Через час на связь выходить. Пошёл по компасу на восток, к дороге. Ветер поднялся жуткий. Деревья стали падать. В одной энцефалитке холодно стало. Вышел на дорогу – никаких следов. Быстро пошёл на табор. Стук лопат услышал только за 200 метров. Место какое-то глухое. Пришёл на табор, потерявшихся нет.
Связался с отделением, слышат нормально. Сказал, что потерявшихся нет, испортилась погода, сильный ветер и холодно.
Утром в 8 часов с отделения, узнав, что никто не нашёлся, сказали, чтобы были на таборе. Прилетит сотрудник КГБ со своими вопросами. Я сразу сказал, чтобы привезли пограничников с собакой, тогда найдут людей. Мне ответили, что передадут в КГБ.
Около 10 часов прилетел вертолёт Ми-2. Сотрудник КГБ оказался молодым парнем. Сразу стал спрашивать, могли они уйти в Китай за границу? Кто они такие, может, против советской власти? На мой вопрос, почему нет пограничников с собакой, сказал, что прошли сутки, и собака уже бесполезна, не возьмёт след. Спрашивал про скалы в окрестностях – может упали и разбились. Спрашивал про падающие деревья – может придавило. Ответил ему, что знал, и что может быть, а что не может.
Летнабу сказал, что нашёл следы на кромке, парашютисты ушли на север от пожара, но без ориентировки поворачивают налево. Наверное, ходят кругами, место плоское, небо пасмурное. Из одежды только энцефалитки, а ночь была холодная. Спичек у них нет, один не курит, а второй не носит спички из принципа – на таборе костёр, на пожаре сколь угодно огня, есть от чего прикурить. Хорошо, если вышли на пожар, тогда не замёрзнут.
Летнаб сказал, что они сегодня работают только на поисках.
Вертолёт взлетел и стал кружить в окрестностях. Постепенно удалился на северо-запад, перестал быть слышным.
Часа через два вертолёт появился, летнаб сказал, что никого не нашли, уходят на заправку.
После обеда вертолёт появился, переговорили по радио, улетел на северо-запад продолжать поиски. Появился к вечеру, сказал, что никого не нашли, закончилась дневная саннорма у пилота.
Утром по Карату с отделения сказали, что вертолёт будет работать, пока людей не найдут.
Вертолёт работал целый день до вечера, с перерывом на заправку и обед. Надежда угасла. К вечеру вертолёт появился над табором, и летнаб радостно прокричал, что парашютистов нашли. Оба сидят в вертолёте, едят хлеб и тушёнку, пьют чай. Живые и здоровые. Заканчивается лётное время, уходят сразу в Могочу, садиться не будут.
Утром по Карату никаких указаний не сказали. После 10 часов прилетел вертолёт, сел, заглушил двигатели. Вышли не торопясь летнаб, пилот и бортмеханик. Присели у костра, зачерпнули чаю. Летнаб спросил у меня, что будем делать с пожаром? Я удивился – да делайте что хотите. Нас тут всего двое. Конца пожара так и не видели. Километр кромки потушили, не горит. Летнаб сказал, что пожар весь не горит, нужно давать ликвидацию. Есть действующие пожары, а этот даже не дымит. Сейчас его ликвидируем, а если где загорится, будем высаживать как на вновь обнаруженный. Я опять в удивлении – надо так надо, ликвидируйте. Летнаб обрадовался, сказал, что договорились, можете собираться. Сказал ещё, что 1 мая читинские прыгали в сильный ветер и двое подвернули ноги, растяжение связок. Вывозили на восьмерке. На отделении 1 мая было тоскливо – двое с травмами, двое заблудились. Если бы не удалось найти ваших, летнабам бы не поздоровилось.
Мы погрузились в вертолёт, летнаб почему-то сел к нам в грузовую кабину, бортмеханик рядом с пилотом. Взлетели.
Летнабу явно хотелось поговорить. Я спросил его, почему они летают на Ми-2 с бортмехаником. Летнаб в ответ – а тебе какое дело? Они вывозят любую группу за один раз, и кого е…т, что на борту бортмеханик? Да без него ваших, может, и не нашли бы. Лишняя пара глаз была совсем не лишней. Я спрашиваю, а как нашли? И летнаб разговорился.
Вначале они искали парашютистов около пожара, потом стали летать зигзагами в сторону северо-запада. Были радостные, считали, что найдут людей быстро. Но не получилось. Люди как провалились. На следующий день стали искать всё дальше и дальше от пожара. Настроение падало. Никаких признаков людей в лесу. К исходу второго дня уже полная безнадёга – не смогли найти людей. Заканчивалось лётное время. Случайно заметили какое-то красное пятнышко на большой лесной поляне. Полетели посмотреть поближе. Почти в упор разглядели, что это красное РЛО. И только потом увидели, что на земле лежат люди в энцефалитках защитного цвета. Не двигаются. Сердце у летнаба ёкнуло – не успели. Сели метров в 50. Вышли из вертолёта с бортмехаником, и тут увидели, что один лежащий поднял голову. Побежали к людям бегом.
Оказывается, парашютисты просто заснули. Легли на солнышке, согрелись и заснули. Вертолёта не слышали. Одного из них пришлось будить, кое-как проснулся. К вертолёту оба пошли на своих ногах. Понесли с собой две лопаты и РЛО. Ходили с ними двое суток и не бросили. Нашли парашютистов в 30 км от пожара, на северо-западе. Сколько они напетляли по лесу — неизвестно. Ни разу не видели ни самолёта, ни вертолёта, даже не слышали.
В вертолёте найденным сразу дали термос с горячим чаем, хлеб и банку тушёнки. Заранее всё приготовили и возили с собой. Взлетели, смотрели, как едят парашютисты и радовались от счастья. Сделали настоящее дело. Нашли людей как иголку в стоге сена, спасли от голода и холода, вообще спасли от смерти.
Мы слушали летнаба сквозь гул вертолёта и тоже радовались. Настоящему делу, настоящей работе. Не бросили людей в опасности, не стали экономить лётное время.
Об этом случае почему-то не было никакого приказа по авиабазе. Ни наказаний, ни поощрений. Даже летнаба, нашедшего людей, никак не отметили. Кстати, это в авиабазе приняли решение летать, пока не найдут.