Несчастные случаи при тушении лесного пожара. История № 2 «Делу время, а потехе...»

ИСТОРИЯ № 1 http://pikabu.ru/story/neschastnyie_sluchai_pri_tushenii_les...


А это дело было в 1974 году в Тюменской авиабазе, на авиаотделении Берёзово. Сбросили нас, командированных, на пожар средней величины, метров 400-500 в поперечнике. Но, наш инструктор был человек опытный, он точно знал, что работать на пожарах не обязательно.


Организовали мы там курорт, купались в тёплой мелкой речке, загорали, пока чистые. На чистое тело комары почти не садятся, вполне терпимо без одежды. Пожар днём разгорался, ночью угасал. Один день прошёл, второй прошёл. На третий день прилетел вертолёт Ми-8, передаёт по р/станции, чтобы инструктор вышел на площадку. Инструктору подниматься неохота, говорит мне, чтобы сходил, узнал, что им нужно. Выхожу, вертолёт садится, летнаб машет мне из двери, чтобы подошёл. Подхожу, он машет, чтобы залезал. Я залез, летнаб дверь закрывает, и вертолёт взлетает. Я без понятия, что происходит. Летнаб к пилотам ушёл, затем высунулся, машет, чтобы подошёл ближе. Показывает мне, как пожар горит. Огонь полукругом, и низина на пути огня тоже полукругом. Летнаб кричит: «Отжигайте от этой болотины!» Сверху всё как на картинке, всё понятно. Вертолёт садится, я на землю, вертолёт улетел.


Прихожу на табор, объясняю дело. Инструктор скривился, но делать нечего, задание конкретное. Взяли зажигательные свечи, пошли вчетвером. Один на таборе остался. Взялись от низины отжигать. Загорается хорошо, в низине огонь гаснет. Благодать. Свечи закончились, мы бересту на палки, дальше поджигаем. Примерно за час-полтора отожгли километр. Ходом, пятнами, назад не оглядываясь. Низина закончилась в лесу, пожар горит неподалёку. Больше делать нечего, конец работе. И тут два молодца, третьего года работы, говорят, что пойдут на табор напрямую, между пожаром и отжигом. Инструктор им: «Вы чего, сдурели? Идём по отжигу». Но они сами с усами, пошагали прямо. Инструктор им: «Вы куда?! Дураки! Вернитесь, говорю!» А они молча ушагали. Я говорю: «Надо отжиг посмотреть. Вдруг перебросило». Пошёл по отжигу. Инструктор постоял, затем за мной пошёл.


Отжиг оказался нормальным, по низине везде потухло. В сторону пожара разгорелось верховым, гул стоит, как на аэродроме. Ближе к табору, где начинали отжигать, метров 20 в ернике горит без всякого препятствия. Я было взялся тушить, а инструктор в крик: «Брось на хрен! Тут два дурака неизвестно, живые или нет! Пошли на табор!»


Приходим, инструктор сразу к тому, кто на таборе оставался: «Где эти два …плёта?!» Тот в ответ: «В палатке лежат. Какие-то странные они. Прибежали бегом, глаза по пятаку. В палатку сразу и молчат». Инструктор в палатку заглянул, обратно к костру: «Ну и хрен с ними! Пусть лежат». Взялись обедать.


Примерно через полчаса в палатке зашевелились, выполз вначале один, затем второй. Попытались встать – не получается. Поползли к костру на четвереньках. Мы на них уставились – ничего себе картина маслом! А они подползли к костру, кое-как уселись на коленках, ладошки отряхнули и чай кружками черпают. Пьют молча одну кружку, вторую, за третью берутся. И вроде что-то сказать пытаются, а не получается. Кое-как отпились чаем, речь вернулась, разговорились.


Пошли, значит, они напрямую, между двух огней. Вначале до огня далеко, шли спокойно. Затем огонь приблизился, они шагу прибавили. Потом между деревьями покраснело, верховой с двух сторон загудел, жаром припекло – уши в трубку. Они энцефалитки на голову, и бегом. Да изо всех сил. Между стенами огня метров 50. Всей кожей почуяли – сгорят в момент. Помчались вприпрыжку, наперегонки. Один только вперёд вырвется – другой сразу на обгон. В ногах такая ловкость образовалась. Валёжины, сучки торчат – ни разу не споткнулись. Ерник как трава. Кочки как асфальт. Выскочили на расширение, и дальше без остановки. В лёгкую до табора добежали. Сразу в палатку, чтобы отдышаться. Вначале просто лежали не шевелясь. А затем чувствуют – ни рукой, ни ногой не пошевелить. Голову не повернуть. Слова не сказать. Только глаза моргают. Видят, слышат, а тело как парализованное. Кое-как дождались, когда руки ноги зашевелились.


Нам, конечно, тогда было смешно по молодости, а парни действительно на последних секундах от огня убежали. Как сейчас бы сказали, на полном адреналине.


Пока на таборе веселились, огонь в начале отжига разгорелся. Подул ветерок при ясном солнце, и ерник вспыхнул пламенем 3-4 метра. Правда, не в сторону табора. Но дым поднялся столбом. Быстро сгорела поляна, огонь вошёл в лес за отожжённой низиной, загудел верховой. Дым поднялся километра на четыре, образовалось белое кучевое облако. Только что молнии не засверкали. Прилетел самолёт, стал кружить над новым пожаром. Инструктор наш вызвал пару раз: «Борт — площадка». С самолёта не ответили, улетели. Наверное, не было цензурных слов для нас.


На следующий день нас вывезли на том же Ми-8. Летнаб нам ни слова не сказал. На авиаотделении инструктора позвали к летнабам, вернулся сердитым. Сказал: «Пугают. Говорят, что прыжок не оплатят. А вот … им! Заплатят, никуда не денутся».


И заплатили нам за все прыжки, в своей авиабазе. Инструктор службу знал чётко.

Несчастные случаи при тушении лесного пожара. История № 2 «Делу время, а потехе...» Пожар, Охрана труда, Авиалесоохрана, Несчастный случай, Лесник, Длиннопост
Автор поста оценил этот комментарий

Интересная история.