Непростая жизнь Киевского священника

Этапы большого пути киевского священника Павла Лобко, жившего в XVIII веке:
1744 год - избил мастера бондарного цеха

Непростая жизнь Киевского священника Священники, Преступление, Русское царство (XVI-XVIII вв), Мат, Длиннопост

1744 год - избил монахиню Евдокию и бросил ее в тюрьму

Непростая жизнь Киевского священника Священники, Преступление, Русское царство (XVI-XVIII вв), Мат, Длиннопост

1750 год - напал на Киевскую мещанку и разорил ее дом

Непростая жизнь Киевского священника Священники, Преступление, Русское царство (XVI-XVIII вв), Мат, Длиннопост

1754 год - открыл стрельбу из ружья на кладбище г. Киева

Непростая жизнь Киевского священника Священники, Преступление, Русское царство (XVI-XVIII вв), Мат, Длиннопост

1755 год - испортил церковную книгу и что-то украл из церкви

Непростая жизнь Киевского священника Священники, Преступление, Русское царство (XVI-XVIII вв), Мат, Длиннопост

1757 год - обвинен в изнасиловании жительницы г. Киева Параски

Непростая жизнь Киевского священника Священники, Преступление, Русское царство (XVI-XVIII вв), Мат, Длиннопост

1757 год - избил наместника и монахов Киево-Петропавловского монастыря

Непростая жизнь Киевского священника Священники, Преступление, Русское царство (XVI-XVIII вв), Мат, Длиннопост

1758 год - претензии на дом, доставшийся на наследство от дяди

Непростая жизнь Киевского священника Священники, Преступление, Русское царство (XVI-XVIII вв), Мат, Длиннопост

1758 год - избил пару жителей г. Киева и "захватил" (не украл!) три колоды

Непростая жизнь Киевского священника Священники, Преступление, Русское царство (XVI-XVIII вв), Мат, Длиннопост

1760 год - избил розгами несколько людей

Непростая жизнь Киевского священника Священники, Преступление, Русское царство (XVI-XVIII вв), Мат, Длиннопост

Наверняка, этот список прегрешений Павла Лобко неполный, лишь немногие дела дошли до нас. Однако история сохранила кое-какие подробности из жизни буйного киевского священника.

Он перебрался в Киев в 1730-х годах из города Заславля (Хмельницкая область), выходцем он был из семьи мещан. У него было четверо братьев, один из них сделал неплохую монашескую карьеру, а еще один стал ни много ни мало Вологодским епископом.

Павел Лобко очевидно обучался в Киевской академии, а затем в 1738 г. работал в митрополичьей канцелярии, планируя, как он сам писал, использовать эту службу для дальнейшего получения места священника. В 1742 г. он подал прошение на посвящение. Этому скорее всего способствовал его двоюродный брат, кафедральный уставник Серапион из Тверской епархии.

25 января 1743 г. Павел Лобко был посвящен иереем в Киево-Васильевскую подольскую церковь. Ясно, что находясь под протекцией родственников, новоявленный священник стал очень много себе позволять. Сохранился один из примеров такого заступничества.

В 1751 году священник отправился к своему кузену-епископу в Переславль-Залесский без разрешения своего владыки. По словам Павла, этому "крайне нуждающееся домовое потребности причиной были". За эту вину было решено лишить Лобко его наместнической грамоты. Узнав о такой угрозе, священник снова покинул Киев и обратился за помощью к брату.

Как результат, киевский митрополит распорядился: "[...] по просьбе за ним Лобком преосвященного Серапиона, епископа переславского, оную его иерея Павла Лобка погрешность, самовольностью им совершенная, ему простит, почему и крестовую наместническую грамоту по-прежнему ему, иерею Павлу Лобку, привлечет и крестовым наместником по-прежнему быть архиерею благоволым".

Известно, что Павел Лобко был чрезвычайно конфликтным человеком. Уже в первые годы своего священнического служения он получил лихую славу. Иски против иерея с самыми разнообразными обвинениями, чаще всего - в рукоприкладстве и прелюбодеянии, были не редкостью, и, похоже, имели под собой реальные основы.

Павел был очень назойливым и шумным соседом. Он дрался, вымогал деньги с прихожан, недостойно вел себя на свадьбах, "танцевал в девушками", крал церковное имущество. Среди своих собратьев он получил прозвище "древний блядун". Обвинения Павла Лобко в любви к женщинам сопровождали всю его жизнь в Киеве. Его подозревали в колдовстве и поклонению дьяволу.

Будучи образованным лицом с опытом бюрократической службы, Павел не только собственноручно писал большинство своих текстов (жалоб, донесений и т.п.), но и умело их компоновал, применяя риторические приемы. Это обстоятельство тоже немало свидетельствует о нем, а при этом помогает понять, как он умудрился построить карьеру.

Уже в первых конфликтах, одолевая своих противников, Лобко прибегал к методам, верность которым сохранял и затем. Суть их была достаточно простой. Имея за плечами опыт канцелярской службы и добытое, вероятнее всего, именно там политическое чутье, он пытался уйти от ответственности под любыми предлогами, напирая на свой огромный патриотизм и любовь к вышестоящей власти (в частности, в лице императрицы) при этом не брезговал и грязными приемами. Например, весной 1743 года Лобко во время одного из слушаний по делу о его очередной драке, умолял подольского протопопа о снисхождении, ссылаясь на праздник - годовщину коронации императрицы Елизаветы Петровны. Но, как уверял Лобко, тот не сразу поддался этой просьбе даже после упоминания ее "дражайшего" имени.

Стоит сказать, что не все преступления сходили ему с рук. В мае 1743 года комиссия признала его виновным в избиении маляра Карпа Базильчевского. Лобко пошел на мировую и выплатил потерпевшему ущерб.

Помимо обвинений в свой адрес, Павел Лобко очень часто выступал истцом в многочисленных спорах с коллегами и горожанами. Он писал великое множество жалоб на всех и на все, адресуя их киевскому митрополиту и лично императрице. Причем, использовал он для своих кляуз гербовую бумагу, что придавало его жалобам определенный вес. Чаще всего Павел писал жалобы на коллег за свою "поруганную честь" и "клевету" в свой адрес. Лучшая защита - это нападение.

В конце 1750-х годов позиции Лобко сильно пошатнулись. Было ли это следствием смены киевского архиерея или ослаблением позиции его братьев, неизвестно. Но очередной сексуальный скандал обернулся для Лобко отстранением его от службы на время расследования. Выкрутился ли наш герой? Конечно. Потому что Лобко тут же начал проситься капелланом в русскую армию, собирающуюся в Пруссию. Мол, "единственно по ревности къ службе ея императорского величества интерес".

2 апреля 1761 года его откомандировали в поход, и 13 июня он был назначен священником первого гренадерского полка. В армии Павел пробыл недолго – девять или десять месяцев. Неудивительно, солдат так просто не побьешь, и с женщинами не погуляешь. А после службы он тут же начал писать киевскому митрополиту с просьбой отблагодарить его "за верность къ отечеству российскому моей службы" возвращением к месту прошлой службы или хотя бы в какой-нибудь столичный Синод. И кстати, еще потребовал платы за службу в армии за целых полтора года, мол, там в армии ему денег не давали.

Киевская консистория почему-то отказала Павлу и в повышении, и в месте в Синоде, и в зарплате. Очевидно, не подействовали и челобитные на имя императрицы. Известно, что больше Павел Лобко на священническую службу не вернулся. И спокойно (или нет) умер в 1768 году.

Непростая жизнь Киевского священника Священники, Преступление, Русское царство (XVI-XVIII вв), Мат, Длиннопост