Непонимания философии пост

Всегда считал себя неглупым человеком, да и окружающие, на протяжении почти всей моей жизни, меня уверяли в том, что я умный. А тут недавно заинтересовался марксизмом, и так вышло, что добрался в этом вопросе до Канта и Гегеля.

Строго говоря, ещё лет 7 назад мне советовали изучать труды этих философов. Но мозг девятнадцатилетнего молодого человека наотрез отказался воспринимать такие тексты, и "Критика чистого разума" была закрыта на второй странице. А тут по рекомендации от интернет-марксистов решил я Гегеля почитать. Разумеется, сразу осознал, что для понимания не хватает мне каких-то базовых знаний. И раз уж автор критикует Канта, то нужно начать с него. Во второй раз открыв Канта, я опять пришел к выводу, что базовых знаний в моей голове не хватает, и на этот раз нужно начинать с Аристотеля. За полгода я прочитал "Метафизику", а потом вернулся к "Критике чистого разума".

Меня сразу в предисловии насторожила фраза автора, что примеров он приводить не будет, потому что во-первых, книга и так не маленькая, а во-вторых, труд его не для всех: кто поймет, тот молодец, а если нет - то философия не для вас. Но не суть. Единственное, что осложняло процесс чтения - упорное нежелание Канта сразу объяснять что именно он имеет ввиду. Например, он говорит об априорном знании, и только страниц через 25 объясняет что это такое. При таком стиле изложения, суть стала до меня доходить, начиная с половины книги. Но ОК, Канта (в целом) я понял (хотя читал с двумя перерывами в пару месяцев). Особенно понравилась мне критика онтологического доказательства.

И вот, настала очередь Гегеля. И ничто не предвещало беды. Пока я не дошел до наличного бытия. Там то ли Гегеля, то ли переводчиков начало так лихорадить, что я совсем запутался. Во-первых, потому что автор сразу использует категории, объяснять которые он будет страниц через 50, во-вторых, потому что он смешивает эти самые категории. Приведу пару цитат.
"Наличное бытие есть простое единство (Einssein) бытия и ничто."
"Наличное бытие есть вообще по своему становлению бытие с некоторым небытием, так что это небытие принято в простое единство с бытием."
Ну ничто и небытие - это как бы не одно и то же. А фразы эти находятся на одной странице, что ещё сильнее затрудняет восприятие. И подобными (а то и позабористее) фразами кишит вся книга.

Так вот, к чему я тут на жизнь жалуюсь. Поскольку дорогие философы не удосуживались хотя бы привести текст в приемлемый вид, не говоря о том, чтобы сразу объяснять что к чему, а, кроме того, поскольку поисковики по запросу этих категорий выдают сайты, в которых просто выдраны куски из первоисточника, у меня есть вопрос. Не взял ли кто-нибудь на себя титанический труд, и не составил ли схемы (в виде картинок) движения из одного понятия в другое? Очень бы помогло в изучении.

P.S. Возможно, что все с наскоку поняли Гегеля, и затруднения возникли только у меня. Как говорится, или лыжи не едут, или философия - это не мое.

P.P.S. это мой первый пост на данном ресурсе, поэтому не судите строго

Философия

2.4K поста5.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Сообщество создано ради общения, поэтому не рассчитывайте на помощь с поднятием рейтинга.


Огромная просьба: не выкладывайте посты, нацеленные на разжигание религиозных войн. Все аргументы сторон мы уже давно изучили;)


Дешевые провокации, откровенная дичь, а также посты не по теме сообщества будут перемещаться в общую ленту сразу после объяснения причин.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий

Как же я вас поминаю, а!

Гегеля начал курить на третьем курсе. Не по своей инициативе - исключительно по универской программе. Начал, прочитал первые пару десятков страниц, в голове единственная мысль: "ипать я конченный дебил! Даже не, не дебил. Я макака-анацефал, походу". Кроме предлогов и союзов ничерта непонятно, с тем же успехом я мог бы читать диалоги Платона на древнегреческом, держа книгу ввер тормашками.

Походил день другой в попытке хоть что-то понять в рассуждениях о бытии, снятии и сущности, порефлексировал на тему своей интеллектуальной ущербности, а потом такой: стоп! Ну ок, я такой ту3,14здень, допустим. Непонятно, правда, как с таким куриным мозгом до этого я разобрался с фальсификационизмом, позитивизмом и постпозитивизмом, схоластикой... Ну и кучей всякого информационного шлака, который до этого тоннами поглощал тупо по фану - матан там, орбитальная механика и прочая дичь... Все шло более-менее ровно - не без усилий, конечно, иногда не без адских усилий, но в конце всегда ждал успех в той или иной степени. А тут я впервые в жизни напоролся на нечто, обо что смело можно просто биться головой - шанс достигнуть понимания примерно такой же, как если пытаться это читать.

Ну, а общем, варианта как бы два: либо этот Гегель дошёл до истин, в сравнении с которыми матан вместе со схоластикой - просто сказки для первоклашек, либо из нас двоих дебил не я. Или по крайней мере, не только я.   Начал читать "отзывы" - опыт собратьев по несчастью. В большинстве своём выводы были сходными: "убейте меня веником", "мама, где мой арбалет?" И " Боже, что ты в меня напихал вместо мозга?"

Ну а потом, я нашёл цитату Гегеля. Одну единственную цитату на две строчки, которая расставила все точки над моими бесконечными "Ё!" Фраза звучала так: "если факты противоречат моей теории, тем хуже для фактов". Уж не знаю, говорил ли в самом деле этот человек такое, но это самое емкое объяснение гегельпьянства, которое я когда-либо видел.

Выдохнув и собрав в нечто цельное обрывки моего самолюбия, продолжил дальше изучать философию по универской программе. К концу семестра все билеты были выучены на зубок. Все, кроме вот этого вот монстра. Было принято решение, если попадётся этот билет, выдать золотую цитату в лицо преподавателю и уйти в закат на пересдачу.

На экзамене были американские прагматики и философские аспекты теории насилия.. После месяца битья головой о "науку логики" это казалось элементарным до унизительности.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Неплохо. А что это за универ, где нужно именно первоисточник Гегеля читать?
Нам в институте на первом курсе в качестве рекомендаций писали "Капитал" Маркса, и "Анти-Дюринг" Энгельса. Собственно, кроме меня Маркса тогда никто и не читал, и все равно экзамен по экономической теории сдали на отлично почти все. А тут Гегель...
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Универ как универ. Просто препод по философии слегка сдвинутый.

Ну и у меня принцип: если хватает времени - изучай тему по источникам, максимально близким к первоисточнику.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку