Немного о кризисе фэнтези…
Знаете, чего я хочу и чего мне не хватает в современных играх?
В них давно нет волшебства.
И я не о «в детстве ВСЕ БЫЛА ФАЛШЕБНА», я о конкретных деталях конкретного волшебства.
Современный рынок — это все виды зомби-шутеров, все оттенки боевых роялей, все цвета соревновательных MOBA-дро… гоценных арен, кликеры-х*икеры, баунти-визуальныеновеллы-шмаунти, СОЛСЛАЙКИ, СОЗДАЮЩИЕ ОТЛИЧНУЮ АТМОСФЕРУ БЕПРОСВЕТНОГО СТРАДАНИЯ, рогалики, безусловно, имеющие свою атмосферу, но стремительные и не для волшебства, КИБЕРПАНК…
Большинство современных игр для любого возраста зачем-то все больше пытается показать нам то, что происходит в нашей жизни, лишь приукрасив деталями — так легче.
Особенно стараются различные проекты в духе «смотрите, как тяжело бедной женщине/инвалиду/трансгендеру/гею/Бобби Котику в этом нелегком мире», страдайте, чувствуйте боль, сопереживайте, вы ведь за этим в игры заходите, верно?
Sci Fi много — и много различных песочниц-симуляторов-генераторов, это отрадно, этому я очень рад по сравнению с прошлым.
Аниме-игры очень стараются и становятся все лучше и лучше, и я даже не про размер груди героинь: если не считать весь этот хентай мусор [и даже там есть пролески интересного ГЕЙМПЛЕЯ, а не то, о чем ты подумал], то с каждым годом можно найти хорошие игры в этой неблизкой для меня стилистике.
На крайняк же всегда есть проекты вроде Kenshi, с его необычной атмосферой — необычные атмосферы вообще захватили все атмосферное давление на мозг игрока в наши дни — и это тоже очень хорошо, приятно видеть нестандартные игры вроде The Eternal Cylinder или Inscryption.
Славяне подняли голову от поклонения идолам и сотворили за последние годы The Witcher и проекты вроде Black Book — наиболее близкие к тому, о чем я хотел бы сказать.
В остальном же — индустрия будто не хочет отрывать игрока от реалий современности, напротив, прослеживается некое стремление «смотрите, а в фэнтези-мире тоже есть вот эти вот проблемы. Что, зашел поиграть? Нет уж, решай проблемы персонажей, которые возникают и в реальном мире».
И не как раньше, убивая гоблинов, нет, сиди, думай над моралью, смотря катсцену, вот еще мини-игры про составление отчетов и выполнение задач в срок.
[Вообще, смотри побольше катсцен. Там самый геймплей].
Драма вот в чем.
Недавно, зайдя в Gothic III [раздаются усталые вздохи в аудитории, «он опять сейчас начнет лечить по поводу старья»], я услышал музыку.
Ну вы знаете Gothic и Elder Scrolls, там всегда вот это вот «течет река, стоит NPC со знаком вопроса на лице, и я ничья, и ты ничей, и красивая музыка исполняется бардом за спиной игрока».
Стартовая деревенька. Небо. NPC. Домики. Горизонт вдали.
Музыка. Музыка, которая преследует классический фэнтезийный мотив.
Внезапно — атмосфера. Та самая.
Что еще в Warcraft III говорила: бро, здесь большой мир и куча фантастических, но серьезно настроенных существ в нем. Это сказка — и это Легенда. Этого не существует — и поэтому ты здесь. Это придумано — но только посмотри на их СЕРЬЕЗНЫЕ ЩИ.
Я знаю, знаю, сложно донести это, особенно моим кривым текстом.
Но вот я слышу музыку из Warcraft III — и перед глазами Артас, убивающий отца, чтобы тому ниче лишнего не приснилось.
Heroes, на серьезных щах лепящие адовый сюжетец про все эти Эрафии с ангелами-киборгами.
Никаких внутриигровых покупок. Никаких выдергивающих из игры элементов. ничего, что могло бы выдернуть в реальность или напомнить о ней.
Наркотик, настоящий.
Dragon Age, С СЕРЬЕЗНЫМИ ЩАМИ показывающий темное фэнтези.
Хотя бы чуть чуть понятно, что я бездарно пытаюсь сказать?
Хорошо, давайте по другому.
За прошедший год только две игры заставляют встать и задуматься о жизни в этом ключе — Valheim и King Bounty II.
Помните Overlord? Помните похожие проекты от третьего лица? Может дело в нем? В лице? Лице игрока, обросшем бород…
Изометрия ведь вроде снабжает нас RPG с атмосферой. Да, и музыка красивая, и все по канонам, с каждым годом есть во что порубить в жанре. Иногда, если приблизить камеру и постараться не думать о «тактике партии из 4 человек» хотя бы секунду…
Или вон, Assassins Creed: Valhalla…
…Является по сути GTA в мире викингов. Я видел эти бои и скорость старта драккаров в игре, это чистая GTA.
ЭТО ВСЕ НЕСЕРЬЕЗНО. И ГРУЗИТ ВАС ОДНОТИПНЫМИ ЗАДАНИЯМИ РАДИ УВЕЛИЧЕНИЯ ЧАСОВ ИГРЫ.
Но разве не лучший метод увеличить количество часов в игре — сделать интересную игру? [Нет, это сложно, мы тут о продажах думаем, а не о твоих желаниях, ничтожество-игрок]
Ладно, я могу брюзжать вечно, но вот вам, быстро, невзначай, суть, знаете, в играх пропала атмосфера классического европейского фэнтези, но я не об этом, вы не подумайте, нет, вам никогда не добраться до того, что я хочу сказать, это не так важно, лучше читайте вот эти строки, занимающие ваше время…
…Прямо как геймплей во множестве современных игр. Что, неприятно?
А вот игры за то же самое вы часто хвалите.
Исчезли величественные города и полчища орков, их осаждающие.
Исчезла угрюмо звенящая ржавчиной нежить, НА СЕРЬЕЗНЫХ ЩАХ идущая по снегу.
Исчезла музыка, начинающая играть в моменты спокойствия.
На экране только страдания из жизни, реалии из жизни, миры, схожие с нашим.
И сотни римейков и ремастеров.
Вот вам к вопросу о «старый дед опять бухтит»: приятно вспомнить старое.
Но не когда достаешь его в новой банке, но уже протухшим, хоть и покрашенным поярче. Кстати, зачем красить ярче, чем было, я без понятия.
И почти нет НОВОГО об этом же.
Да, я обожаю старые игры, но вечно играть в одно и то же - эмоции будут тускнеть просто от затирания их до дыр.
А я всегда люблю новое, как бы я ни превозносил старые шедевры - но они были чем-то НОВЫМ для своего времени.
Сейчас же есть только конвейер World Of Warcraft и прочие, конвейеры, копии, клоны... Да даже клона уровня Sacred никто не пытается сделать.
Берется просто стереотип в этом жанре и лепится под новым названием. Вот вам старые знакомые расы, играйте за них, и...
Этого вам хватит.
А потом удивляются, почему RTS глохнут. Ну тут же целых 3 разных классических расы, ну как так, ну и что, что мы не парились над сюжетом и наняли композитора на отъ...
Попытка сделать СЕРЬЕЗНЫЕ ЩИ работает только в играх вроде Cyberpunk 2077 и прочих, нацеленных на близкие к современным реалии.
Во всяких TLOU, да, сильные истории и т.д и т.п., Arkane вон как силен...
Но никто не делает Overlord.
Я не про уровень качества, я про запах классической европейской фэнтези истории.
Тот же Outward снаряжен восточным колоритом, как и многие другие проекты в этом жанре и направлении, которые могли бы подарить немного классического запаха древней войны людей, орков, да и кого угодно из классики, а можно и новых придумать.
Восточные мотивы вообще сильно захватили игры, та же Dota II на сегодня — скорее межнациональный рынок, нежели старый-добрый «суровая снежная нежить против яростных орков».
Интернационал — хорошо.
Но хорошо ли, когда кроме него не выходит ничего оригинального именно в плане классического фэнтези?
Я бесконечно уважаю права всех рас, даже дварфов, но…
Почему я должен ощущать один и тот же ГЛОБАЛЬНЫЙ стиль в каждой игре?
Те же дварфы сейчас давно не те — они уже с кастомизацией, не обижающей ничьи чувства.
Славно, только вот я тут не за этим. А, то есть центральный город людей теперь всегда будет банальным замком с банальной стражей, в которую вы даже не потрудились вложить сути — никто нынче даже не думает передавать в фэнтези классические вещи не путем стереотипов, и…
И вот я стою в Kings Bounty II и внезапно чувствую этот момент.
Спокойствие.
Вдали — реки и горы.
Вблизи — снег и НА СЕРЬЕЗНЫХ ЩАХ стоящий посреди дороги скелет.
И музыка.
Возможно, все дело в ней.
А возможно, из игр почти пропали моменты, уносящие человека из реальности в абсолютно другой мир, когда хочется остановиться и постоять, посмотреть.
И дело тут не в моем возрастe.
IC.