Нелепые авиакатастрофы, часть 20: Катастрофа Ту-154 под Максатихой 19 мая 1978 г. Тверская область

Нелепые авиакатастрофы, часть 20: Катастрофа Ту-154 под Максатихой 19 мая 1978 г. Тверская область Авиакатастрофа, СССР, Ту-154, Длиннопост

19 мая в а/п Баку (Бина) в 10:30 по Москве, 124 пассажира и 8 человек экипажа, готовились к взлету в город герой Ленинград. Во время начала полета, все системы работали исправно, на борту все происходило в штатном режиме. В 13:18 при пролете контрольного пункта Починок, на высоте 9600м у самолета внезапно остановились все три двигателя, и соответственно все три генератора обесточили бортовую сеть переменного тока.

Непосредственно после отключения последнего генератора рулевые агрегаты встали в крайнее положение, что привело к неожиданному для экипажа кабрированию и правому крену самолета. Что необычно, сначала экипаж узнал, что перестали работать генераторы питания, а через минуту выяснилось что все таки, генераторы не работают из за того, что не работают двигатели... и весь самолет летит практически с Божьей помощью, и нужно чтобы он летел все таки на керосине.... которого, как в итоге не оказалось там где надо. Причиной этого, выяснилось вследствии выработки топлива из расходного бака, которая произошла в результате прекращения его перекачки из других баков т.к. оба бортинженера работу топливной системы не контролировали и выработку топлива (убывание топлива по указателю топливомера) не обнаружили. Сигнал (красная лампа) критического остатка топлива в расходном баке не сработала. Началось все с того, что что бортинженер Червяков для проверки внимательности!!! бортинженера Потапова отключил автомат перекачки авиатоплива в расходный бак и забыл об этом, а тот этого не заметил.

Экипаж включил сигнал «SOS» и доложил авиадиспетчеру Московского РЦ об отключении двигателей. Продолжая полёт со снижением и пытаясь отыскать аэродром для вынужденной посадки, пилоты предприняли пять попыток запуска двигателей: в период с 13:20 по 13:23 пытались запустить двигатели, но те хрюкали, крякали и не хотели... Включали генераторы, и иже с ними.... чем вызвали, еще более сильные рывки самолета, при попытке схватить воздушную струю и работать в штатном режиме, в салоне люди видимо сидели как на аттракционе в эти моменты.

Продолжая полет в сторону аэродрома Бежецк, рекомендованный для посадки авиадиспетчером, КВС оценил сложившуюся обстановку (безуспешность восстановления работы двигателей, высоту полета и расстояние до Бежецка — 65 километров) и в 13:27 принял решение выполнить вынужденную посадку на свободный участок местности. Экипаж проинформировал бортпроводников, все пассажиры пристегнули ремни безопасности.

На высоте 2000 метров были выпущены шасси (предположительно, не все встали на замки выпущенного положения из-за недостаточности давления в гидросистеме). В 13:32 по Московскому времени, без выпуска закрылков самолет приземлился на ячменные и картофельные поля в 5 километрах около посёлка Максатиха. Первое касание произошло правой плоскостью крыла о дерево на окраине поля, после пробега по грунту около 150 метров лайнер отделился от земли, через 300 метров в полёте пересек лесополосу (срезав деревья по всему размаху крыла), дважды коснулся грунта и приземлился через 792 метра от точки первого касания. При движении по грунту самолёт разрушился — сломались правые стойка шасси, крыло и двигатель, затем при пересечении грунтовой дороги (при этом был сбит телеграфный столб) и канавы, разрушились и оторвались передняя и левая стойки шасси и концевая часть левого крыла. Фюзеляж остановился в 1518 метрах от места первого касания, разрушился на три части и загорелся.

Один из очевидцев катастрофы описывает, как все происходило:

"С утра я колол дрова возле своего дома. Вдруг слышу характерный звук пикирующего самолета. Он раздавался совсем близко, а вскоре я увидел и сам самолет. Еще несколько мгновений, и он исчез из зоны видимости. Я понял, что самолет упал в районе бывшего военного аэродрома Дорохово, это на южной окраине Максатихи. Так и оказалось. Многие жители поселка ринулись на место трагедии. Я сел на велосипед и помчал к аэродрому. Когда я туда добрался, место происшествия уже было оцеплено милицией, и внутрь оцепления никого не пропускали. Самолет лежал на поле с оторвавшимся крылом. Мы увидели, как от самолета ведут большую группу людей. На наш взгляд, они были очень богато одеты, не так, как тогда одевались в глубинке». Пассажиров временно разместили в местной гостинице, но не на ночлег – там было слишком тесно для такого количества постояльцев, а для проведения следственных действий. Медицинская помощь почти не понадобилась, самолет пилоты посадили столь искусно, что повреждений у пассажиров практически не было. На радостях пассажиры мужского пола бросились в поселок и скупили там спиртные напитки, чтобы отпраздновать свое спасение. Но не всем пассажирам рейса Баку – Ленинград удалось пережить катастрофу. После посадки экипаж принял активные меры по эвакуации пассажиров. Из 134 человек на борту лайнера погибли 4 пассажира — 7-летняя девочка, ноги которой зажало между креслами (на её крики прибежали два члена экипажа, но освободить ноги девочки не смогли и были вынуждены покинуть самолет из-за усиливающегося задымления, жара и огня); её мать, пытавшаяся спасти девочку. Женщина пыталась спасти свое дитя, прикрывая его своим телом, но в результате их раздавило обоих. капитан ВВС (был завален сорванными креслами) и пассажирка-женщина. Ранения получили 27 человек — 26 пассажиров и 1 член экипажа (бортинженер-инструктор). Остальные 96 пассажиров и 7 членов экипажа не пострадали.

После проведения расследования экипаж был привлечён к суду, результатом которого стали 3 года лишения свободы за преступную халатность для бортинженера Червякова (был освобождён досрочно по амнистии) и увольнение КВС Фёдорова из «Аэрофлота».

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
14
Автор поста оценил этот комментарий

3 года за 4 жизни. Прекрасно.

раскрыть ветку (14)
17
Автор поста оценил этот комментарий

Лишение свободы это часть наказания, главное наказание будет преследовать его по жизни.


П.С. Несколько не обсуждается факт профессионализма пилотов. С высоты 9600 метров на выключенных двигателях посадить самолет на неподготовленный грунт и большая чась пассажиров выжила! Цинично сказано - но 4 жизни в этой ситуации это легко отделались

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий

Скорее интереснее как они его посадили. ВСУ если бы завели - у них бы и остальное заработало кроме двигателей, а без - как они им управляли вообще, да и питается ВСУ от того же бака вроде бы.

раскрыть ветку (4)
2
Автор поста оценил этот комментарий
ВСУ пытались, но что то шло не так... Оставалось питание с резервных аккумуляторов, возможно это и спасло.
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Ага, точно. Забыл что у наших последних посадивших успешно как раз аккумы рванули.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Предполагаю что в повествовании не указано что ВСУ запустили. А что запустили сомнений нет, ведь указано что механизация крыла заблокировалась и самолет с креном пошел на круг. Думаю ясно что без разблокировки механизации и восстановлении управления самолет далеко не улетел бы. Следовательно ВСУ запустили.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Хм. Прочитал что вроде как на 154 нельзя от аккумов управлять, гидравлики не будет основной. Значит таки запустили видимо, или по прямой летели. Без гидравлики совсем чудо.

26
Автор поста оценил этот комментарий

странно, что люди не понимающие логики уголовного законодательства, глубоко уверены, что имеют право рассуждать по поводу логичности/справедливости/достаточности уголовного наказания.
хотя нет...не странно.

раскрыть ветку (3)
3
Автор поста оценил этот комментарий

ну а разве не правильно? преступная халатность, невероятная глупость, человек играл жизнями людей, чтобы проверить внимательность товарища, и спасибо КВС, что бортинжинеру вообще довелось сесть в тюрьму, а не получить срок посмертно

раскрыть ветку (2)
4
Автор поста оценил этот комментарий

конечно не правильно.
во-первых, он понес свое наказание. и очень может быть, именно за халатность.
а глупость, пусть даже невероятная преступлением не является.

сроков посмертно не существует.

вот вас же за глупость не сажают?

раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий

ну как бы от моей глупости никто и не умирал

3
Автор поста оценил этот комментарий
3 года за 96 пассажиров.
раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий
Нет, за 96 пассажиров другой в ответе. Премировали их, кстати?
раскрыть ветку (2)
5
Автор поста оценил этот комментарий
Мне кажется, для советского пилота, такой высокий профессионализм, считается обычным.
1
Автор поста оценил этот комментарий

Угу. Премировали. КВС выгнали из Аэрофлота.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку