Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Неисправные операторы

Введение

В этой статье я хочу рассмотреть проблему противостоянии эгоцентризма и альтруизма на примере нашего общества, где за последние несколько десятков лет крайне резко укрепились идеи индивидуализма по сравнению со старшими поколениями, в частности - поговорить о преемственности ценностей и в целом показать, на чем могут держатся идеи, отличные от индивидуализма.

Ну и разумеется, я не буду я, если не начну издалека.

Падение

Я часто думаю об Империи наших отцов. О том, какая она была, почему она распалась и какое полезное знание мы можем из этого получить, чтобы применить его на благо нашего будущего.

Мне кажется, есть такая закономерность, что если цивилизация в своей локальной истории слишком далеко ушла в развитии нравственности от других, то она обречена.
Как например чрезмерное развитие эмпатии, свойства, которое само по себе является высшей благодетелю, но если уровень эмпатии находится в слишком большом отрыве от других, то носитель будет уничтожен. Он или не сможет сопротивляться, потому что переживает чужие ценности выше своих потребностей, или банально не сможет причинять боль, отчего сначала откажется есть мясо, ведь это жизнь, а потом - и растительную пищу, ведь это тоже жизнь, только она не может доступным образом донести то, как она хочет жить.
Если бы мы могли так обустроить наш мир, или изменить свою биологию так, чтобы для существования не потребовалось потреблять жизнь, то я не сомневаюсь, что люди в большинстве отказались бы от потребления. И это было бы разумно и соразмерно такой возможной действительности.

Но наш мир не таков, в нем нет таких технологий и было бы не разумно, находясь в текущей действительности, придерживаться нравственности желаемого будущего, которое еще не наступило; как бы не хотелось его приблизить.
Я думаю, что что-то подобное и произошло с нашими предками: им пришлось сделать выбор между победой, но с вероятностью уничтожить мир и между проигрышем, но с вероятностью сохранить наш мир. И они, как представители народа, способного делать неожиданные, рискованные и смелые решения выбрали жизнь для всех, чтобы построить мир без противостояния и отдаться на милость и разумение противнику.

В моей власти сдать оружие,
И в моей власти взять вину на себя,
И стать частью чего-то большего
Чем я.


(с) из песни "Стать частью чего-то большего" от Lera Banina

И я не осуждаю моих предков за такой выбор, я наоборот им восхищаюсь и вижу это чертой, описывающей нашу идентичность. И изучая нашу историю, даже из источников, заинтересованных в ее искажении, я вижу, что предки имели устойчивое неприятие роли "Отвратительного победителя": вместо того, чтобы как все нормальные страны, которые куда-то пришли и взяли что-то силой, разграбить и высосать все ресурсы и оставить только администрацию для контроля; наши предки зачем-то настойчиво пытались обустроить, одеть и обуть взятые под крыло империи земли, считая взятые народы частью своей семьи и ведя с ними дела, как с полноправными партнерами.

— Знаете кем я Вас считаю?

— Кем вы меня считаете? Нет, не знаю.

— Я считаю вас жалким неудачником.

— А я вас отвратительным победителем.

(с) Диалог из фильма "Джанго Освобожденный"

Надеюсь, тезисы из абзаца выше не стали для читателя триггером, потому что убедится в таком явлении можно, изучив историю Завоевания Сибири по сравнению с Завоеванием Америки: разумеется, насилие было и при Завоевании Сибири, но масштаб его в сравнении можно оценить, как ничтожно малый и имел исключительный характер. Коренные народы Сибири сейчас не живут в резервациях и не имеют меньший или особый статус, а являются полноправными гражданами. На которых, если честно, порой кажется все сейчас и держится.

Я натыкался на информацию, что змея-самец во время борьбы за самку с другим самцом, если проигрывает, то подставляет свою шею под смертельный укус противника, показывая так, что он сдается. И этого смертельного укуса никогда не происходит. Не знаю, является ли это осознанным поведением, но по факту это работает так и вряд ли проигравшая змея ожидает смертельного укуса, когда подставляет шею.

Думаю, так и наши предки, привыкнув к роли милосердного победителя, ожидали подобного поведения от противника. Ведь мы по природе своей склоны проецировать свое виденье и мироощущение на других, ожидая, что другие чувствуют мир так же, как и мы.

Но что-то пошло не так.

Нарушение передачи

Сейчас, когда мы живем в их будущем, мы видим, что оно не такое, как ожидалось. И прежде, чем я детализирую проблему, я хотел бы обозначить, что точно не знаю, сформирована ли она специально, или просто иначе не могло произойти.

С одной стороны, возможно противник пытался пойти нам на встречу и стать милосердным победителем, ведь того самого резкого "укуса в шею" так и не произошло: мы не увидели солдат противника на нашей земле, а на определенном этапе даже получали какую-то помощь от них.
Но, видимо, инерция противостояния, не прошедшее эскалацию до окончательного разрешения, всегда сильнее импульса взаимного желания остановить трения.
Возможно даже, мы и не можем жить без противостояния с друг другом, ведь внешний враг - это сильный фактор для удержания целостности общества. И мы бы неминуемо, при любом раскладе, опять бы сцепились.

С другой стороны, мне вспоминаются строки из наставлений Сунь Цзы о том, как деморализовать противника:

Подстрекайте молодёжь против стариков. [...] Делайте всё возможное, чтобы обесценить традиции Ваших врагов и подорвать их веру в своих Богов.

(c) из "Искусство войны" Сунь Цзы

Но, как бы то не было, в текущей ситуации определение точных мотивов не важно; ведь если горит дом, не важно, загорелся он сам или его подожгли, в первую очередь - пожар нужно тушить.

В нашей случае пожар - это явный обрыв преемственности и передачи ценностей от старшего поколения к младшему. И хоть, существует такое понятие, как Ювенойя, и старшее поколение всегда недовольно младшим; текущую ситуации я вижу, как выходящую за рамки "недовольства", потому что разрыв между ценностями поколений слишком резкий.

Ювенойя – это нечто среднее между паранойей и юностью, специфическое переживание за подрастающее поколение, характеризующееся одновременно волнением за его будущее и осуждением за его образ жизни.


(с) из статьи С. И. Симакова

Во время распада одна система, где была налажена передача ценностей и эти ценности были сформированы - перестала существовать, а новая система - не успела сформироваться и конкурировать внешним каналам передачи, которые предлагали понятную и удобную для усвоения парадигму ценностей.

Таким образом получилось, что старшему поколению было нечего предоставить новому, а иностранный контент, потребляемый в тот момент в неконтролируемых объемах внедрил систему ценностей, не адаптируемый под нашу культуру и действительность.

Иначе говоря, в нашем обществе есть люди, которые физически существует в одном месте, а культурно и информационно - в другом.

Но проблема абсолютно не в этом. А, повторю, в том, что многие из таких людей по своей сути, ментально находятся именно там, а не здесь с нашим народом, не с Россией.
(с) Темнейший

Если посмотреть на возраст тех наших граждан, которые добровольно или не совсем, но согласны отправляться на фронт - то вы быстро обнаружите, что группа "меньше тридцати лет" почти не представлена, за редким исключением тех, кто жил и рос там.
Потому что 30+ граждане - это последняя группа, которая принимала ценности предыдущих поколений, напрямую или по инерции.
Более молодые же, хоть и ожидается, что на войне должно быть больше молодых - не едут туда, потому что либо не понимают, зачем это нужно, либо не согласны с происходящем.

И странно было бы обвинять их в этом - потому что это ценности, которые не усваиваются одним или двум тезисом, это парадигма, которая должна внедрятся годами, по сути - эти поколения просто упущены системой.

Я наблюдаю даже такое явление, в котором молодежь может проявлять свою неформальность, если будет декларировать базовые и традиционные взгляды на жизнь, что ощущается, как "мир наоборот". Верить в бога, быть цисгендерным и поддерживать армию своей страны - сейчас считается среди молодежи проявление редкой оригинальности, такой вид протеста против конформизма.

Массара́кш — распространённое ругательство, употребляемое жителями вымышленной планеты Саракш, дословно обозначающее «Мир наизнанку» [...]
В «Обитаемом острове» происхождение этого выражения связывается с космогоническими взглядами жителей Саракша. Необычно большая рефракция атмосферы этой планеты сильно поднимала видимое положение линии горизонта, в результате чего жители Саракша полагали, что поверхность их мира является вогнутой
(с) из Массаракш - википедия

Владение жизнью

Так что же это за ценности, усвоенные младшим поколением?
Во главе угла стоит его собственная жизнь, ее качество и продолжительность.
Все остальное, что есть в государстве, по мнению индивидуалиста, направлено на то, чтобы обслуживать его жизнь: повышать комфорт, безопасность и личное счастье. Власть - это обслуживающий персонал. Соответственно все, что угрожает проживанию конкретно этой жизни - это зло. Любые лишения и войны.
И самое главное - жизнь человека, тело и разум - принадлежит только конкретно этому человеку. "Мое тело - мое дело" и так далее.

Звучит, на самом деле, вполне неплохо и как благодетель.
Если бы это работало.

Но такое общество - обречено, потому что не обладает высокой мобильностью и реактностью на вызовы нашей действительности, ведь каждый намерен избежать страданий и выиграть в теории игр, потеряв как можно меньше, а получив - больше.

Если быть точнее, то общество, состоящее из тех, кто не готов жертвовать - просто не может обеспечить долгую стратегию выживания своей группы. Ведь мы знаем, что иногда бывают тяжелые ситуации, выйти из которых можно, только если кто-то пострадает больше остальных, не выиграв лично для себя ничего хорошего, как например пожарный рискует и жертвует своей жизнью, чтобы спасти людей.
Бывает и такие ситуации, когда не один человек жертвует своим комфортом, чтобы жили остальные, с кем он одновременно проживает эту жизнь, но и когда нескольким поколениям, порой даже подряд, нужно пожертвовать комфортом своих жизней, чтобы могли жить другие поколения. Например, подвиг и лишения людей, жившие во время Великой Отечественной Войны - они могли просто взять, и убежать, сохранив конкретно свою жизнь, или же перейти на сторону врага, но выбрали сохранение своей группы, страны и идентичности; потому что понимали - будущим поколениям будет лучше жить в своей стране, а не в чужой.

Все мы желаем жить, и поэтому неудивительно, что каждый пытается найти оправдание, чтобы не умирать. Но если человек не достиг цели и продолжает жить, он проявляет малодушие. Он поступает недостойно.

(с) Бусидо

Индивидуалист скажет: "Нет ничего важнее жизни" и кажется, что это разумное утверждение, пока не подключишь к этому математику. Потому что есть масса вещей, которые важнее человеческой жизни, например - две жизни.
Я даже больше скажу, жизни - не равны, и есть жизни людей, которые важнее жизни других людей. И нет, я не буду приводить в пример ценных ученных или представителей власти, вполне простой пример - многие матери пожертвуют свою жизнь, чтобы спасти своего ребенка.

Как это нет ничего важнее жизни? Отнюдь.
Две жизни важнее одной, например.

(с) Кто-то. Увы, не могу найти оригинал.

Жертва - это ключевое понятие в принципах сохранения группы, и к сожалению, это просто не работает иначе. Тяжело с чем-то расставаться, особенно, если считаешь, что ты единственный владелец этого.
Давайте поговорим об этом подробней. Принадлежит ли жизнь человека, его разум и тело только ему одному?

Ведь жизнь человеку дают его родители, вкладывая усилия и строя ожидания или какой-то замысел, что этот новый человек - продолжит их род и позаботиться о них в старости.
Человек, по устройству нашей реальности, не может родится сам, принять такое решение и как-то материализоваться, это всегда чье то усилие, иначе говоря - вложение.
А есть еще общество, которое развивает и носит для тебя культуру, как универсальную инструкцию к выживанию, которую ты можешь потреблять.
Есть также и государство, которое создало и поддерживает всякие социальные институты, позволяющие тебе родиться и вырасти легче, обучится наукам и военному делу. И тоже это вложение с надеждой, что ты принесешь какую-то пользу группе.
А есть еще другие люди, которые вкладывали свою энергию и внимание в тебя, как минимум эмоционально зависящие от тебя, и если ты, например, совершишь самоубийство - ты просто предашь их, обесценив их вложения.

Я не могу сказать, насколько точно в процентах человек принадлежит сам себе, но по тезисам выше можно точно сказать, что это число, отличное от 100%. То есть, иначе говоря, в лучшем случае - ты совладелец своей жизни, деля владение над собой с другими сущностями.

Оператор инструмента

И если хотя бы на секунду предположить, что ты - не высшее существо, а всего лишь инструмент, особенно если в данном контексте ты можешь воспринять слово "инструмент" не в негативной коннотации, то все сразу встанет на свои места.

Человек - существо не просто социальное, оно функциональное и должно выполнять какую-то цель, и человек реплицирует нового человека, чтобы он, как инструмент, выполнял какую-то цель.

Понять это не сложно, если попробовать подумать о любом своем инструменте, на подобии перфоратора, только если это очень сложный перфоратор, который должен выполнить настолько сложную задачу, что мы вынуждены наделить перфоратор искусственным интеллектом.
В таком случае, ты бы хотел, чтобы данный перфоратор был эффективен, исправен и четко понимал, ради чего он создан и какая у него цель.

Индивидуалисты и эгоцентристы, не смотря на то, что ставят свою жизнь и счастье превыше всего, по парадоксальному факту - лишены счастья и спокойствия ясного понимания смысла существования, потому что не понимают своей цели, довольствуясь быстрым удовольствием.

Это как если бы тот самый сложный перфоратор с ИИ не знал или забыл, зачем его создали, вынужденный переопределять и искать смыслы, чтобы придать достаточной значимости тому, что он считает наиболее дорогим для обмена - его жизнь. Или наоборот, вообще бы не ценил свое существование и вредил себе, по сути, портя ваше имущество.

Зима рассказывает Клэр, что, хотя многие предполагают, что он кибернетически усовершенствованный человек, на самом деле он продвинутый андроид, первоначально созданный робототехником для очистки керамической плитки бассейна [...]
Выражая глубокую тоску по смыслу через свое искусство, он раскрывает свою последнюю часть: он погружается в воссозданный бассейн, из которого он произошел, сбрасывает все свои модификации и возвращается в свое первоначальное состояние в качестве простой машины для чистки плитки бассейна.

(с) из описания к 14 серии "Секс, любовь и роботы"

Также это работает и с человеком, гражданином, как инструмента общества и государства: вы - всего лишь оператор с повышенными правами на ценнейший ресурс; и любая попытка завладеть единолично этими ценностями, или неразумно ими распоряжаться, как например вливать в себя литры алкоголя, наркотиков, не заботится о теле и подвергать бессмысленной опасности - значит не ответственно относиться к вверенному имуществу.

Самурай является собственностью Сюзерена и если он провоцирует бессмысленные конфликты, подвергая свое тело риску, то он подвергает опасности собственность Сюзерена, проявляя тем самым ему неуважение.

(с) из Бусидо, вольный пересказ постулата.

И сейчас, к сожалению, мы имеем целую ораву таких операторов, неисправных операторов, не выполняющую свою задачу, не понимающая ее и считающая, что их жизнь - только их жизнь, и никому они ничего не должны.

А годы пребывания в таком мироощущении создало крепкий заслон, механизм самозащиты, который на любую попытку пробудить какое-то чувство ответственности мгновенно активирует агрессию и испытывает чувство, что кто-то пытается манипулировать.

Самодовольные роботы, которые ничего не хотят.

На последнем этапе этой планетарной трагедии роботы-вершители проявили страшное коварство.

Они создали зов, такое жуткое, чарующее сочетание звуков, услышав которые, даже самые сильные из нас теряли волю и покорно шли на пункты, где их превращали в счастливых, бессмысленных, самодовольных существ.

Абсолютно счастливые проживали остаток своей жизни бесцельно, не оставляя после себя потомства, потому что они были лишены и чувства любви.

Сейчас на нашей планете нет ни одного живого существа.

(с) из фильма "Отроки во Вселенной"

Как быть?

И хоть хочется придерживаться принципа "Критикуешь - предлагай", в системном плане - это очень сложная задача и я вынужден признать, что не могу предложить комплексного решения.

Мне остается довольствоваться тем, что произвел некоторую деконструкцию проблемы и тем, что подсветил ее для общественного внимания.

Однако, я могу предложить что-то в индивидуальном порядке для тех, кто смог дойти до этого момента и не слишком сильно сгореть от того, что кто-то покусился на их единоличное владение свои бренным тельцом и уставшим разумом - для людей колеблющихся.

Во-первых - это прочитать или прослушать Бусидо, где хорошо раскрывается альтруизм в концепции служения, как высшей степени доверия. Вообще интересная книжка.

Во-вторых - самым универсальным и полезным для общества я нахожу идею своей локальной эффективности, как точка входа распространения эффективности в системе, в которой мы обитаем.

Мне известны среди моего окружения такие грустные случаи, когда человек оппозиционных взглядов осознанно тормозит себя в реализации какой-то пользы для общества, потому что, цитирую "если я сделаю это хорошо, то это будет хорошо для страны, а значит для текущей власти, а я не хочу для них хорошего. Вот сменится власть - тогда я буду помогать"

Мне кажется, такое существование и мироощущение - просто ужасно, отложенная жизнь и жизнь ренегата.

Я верю, что если придерживаться принципа "да, моя работа хреновая, но я буду выполнять ее хорошо", то это будет иметь каскадный эффект на все соседние части окружения - потому что хороший пример, как и плохой - заразителен. Люди склоны к конкуренции и люди, на самом деле, находят в себе силы на развитие, если видят образец для подражания.

А компетенция, как элемент высокой эффективности - на мой взгляд, один из лучших благодетелей человека. И если каждый на своих местах попытается делать свою работу лучше, а потом еще лучше, и еще, а потом еще немного - то это неизменно повлияет на систему, потому что будет распространятся ценность создания пользы для окружающего мира, как своего вклада.

Спасибо за Ваше внимание.