Недовольные довольствием. История Инвергордонского мятежа

Истории о морских сражениях и подвигах, о дальних походах и потрясающих открытиях нравятся многим. Впрочем, далеко не каждый представляет настолько дороги в постройке, а затем и в содержании корабли, особенно предназначенные для переходов на большие расстояния. И что уж говорить, если это боевые корабли, и для их полноценного функционирования требуется множество высококлассных и редких специалистов. Неудивительно, что даже всегда гордившаяся своим флотом «Владычица морей», попытавшись сэкономить на моряках, встретила яростное сопротивление.

После окончания Первой мировой войны все участвовавшие в ней страны так или иначе столкнулись с экономическими проблемами. Великобритания, вступив в войну могущественнейшей державой на планете, вышла из неё с огромными долгами и разрастающимся кризисом. Даже репарации от проигравших стран не могли пополнить стремительно уменьшающиеся ресурсы. Грянувший мировой кризис, а также популярные тогда идеи коммунизма, процветающие практически по всей стране, сыграли роль катализатора событий.

Недовольные довольствием. История Инвергордонского мятежа Флот, Великобритания, Мятеж, Деньги, Длиннопост

Джеймс Рамсей (Рамси) Макдональд. Премьер-министр Великобритании с 1929 по 1935 год XX века, по его инициативе был взят курс на сокращение флотских расходов и жесткую экономию бюджетных средств

В начале 30-х годов двадцатого века экономика Великобритании пребывала в плачевном состоянии, как и большинство экономик мировых держав во время  Великой депрессии. В обществе широко распространилось мнение, что ужас Первой мировой войны больше не повторится, и, как следствие, содержание огромных армий и флотов попросту нецелесообразно. Возможно, исходя именно из этого, а, может, и просто из экономической целесообразности в 1931 году представители трёх крупнейших партий Великобритании под названием «Национальное правительство» решили серьезно урезать ассигнования на флот, а также значительно сократить его состав. В 1931 году в составе флота числилось около 95 тысяч моряков, а годом позже 91,4 тысячи. Еще одним решением, принятым в сентябре 1931 года, стало значительное сокращение денежного довольствия служащих флота. Особенно это сказалось на нижних чинах. Так, морякам в зависимости от квалификации и выслуги лет сократили довольствие на 10%, а пришедшим на службу после 1925 года — на 25%. Естественно, слухи об этом вызвали раздражение и даже массовые протесты. Усугублял ситуацию тот факт, что старшим чинам жалованье урезалось лишь на 3,7%.

Основные события, позже названные Инвергордонским мятежом, начались 13 сентября 1931 года. В этот день Адмиралтейство официально подтвердило, что сокращение зарплат действительно произойдет, и довело эту информацию до состава флота в специальном приказе. Акции неповиновения и выступления среди нижних чинов начались еще 11 сентября, и подтвердившаяся информация лишь подлила масла в огонь. Матросы стихийно собрались на стадионе в Инвергордоне, куда прибыла эскадра, вернувшаяся с учений. Там они и начали акцию неповиновения. Как утверждали очевидцы, в толпе звучали лозунги социалистического характера и распевались социалистические же песни. Несмотря на всё это, матросы не проявляли агрессии против офицеров, однако проявляли неуважение к ним и отказывались повиноваться. О произошедшем было доложено в Адмиралтейство.

Недовольные довольствием. История Инвергордонского мятежа Флот, Великобритания, Мятеж, Деньги, Длиннопост

Линейный крейсер HMS Hood, флагман Атлантического флота Великобритании, фото 1924 года

Считается, что мятеж начался 15 сентября. В этот день в море должны были выйти линкоры для продолжения учений, однако стоянку покинул лишь «Рипалс», остальные же остались в гавани. Как вспоминал один из участников мятежа:

«Корабли были полностью под нашим контролем. Мы выполняли обычные повседневные задачи — такие, как раздача продовольствия, чистка жилых помещений, обеспечение безопасности личного состава и организация пожарных партий в ночное время. Распоряжения офицеров нам не требовались и мы полностью игнорировали и с презрением отвергали их.»

В мятеже оказались задействованы линкоры и линейные крейсеры, а именно: «Худ» (англ. HMS Hood) — флагман Атлантического флота, «Рипалс» (англ. HMS Repulse), «Уорспайт» (англ. HMS Warspite), «Вэлиент» (англ. HMS Valiant), «Малайя» (англ. HMS Malaya), «Родни» (англ. HMS Rodney), и «Нельсон» (англ. HMS Nelson). Крейсеры: «Дорсетшир» (англ. HMS Dorsetshire), «Норфолк» (англ. HMS Norfolk), и «Йорк» (англ. HMS York). Эсминцы:«Шикари» (англ. HMS Shikari), и «Тетрарх» (англ. HMS Tetrarch), а также несколько более мелких и вспомогательных судов.

Осознавая всю серьёзность происходящего, ВРиО командующего Атлантическим флотом В.Томкинсон объявил об отмене учений и приказал уже вышедшим в море кораблям возвращаться. Практически весь день он потратил на обмен телеграммами с Адмиралтейством. По его воспоминаниям, восстановить порядок обычными средствами совершенно не представлялось возможным. Поэтому он рекомендовал  руководству как можно быстрее пойти на уступки.

Недовольные довольствием. История Инвергордонского мятежа Флот, Великобритания, Мятеж, Деньги, Длиннопост

Британский флот на учениях. На переднем плане линейный крейсер «Рипалс», фото конца 20-х годов XX века

В 22.00 Томкинсон объявил по флоту, что согласно указу Адмиралтейства прежний уровень довольствия сохранится на месяц, однако ничего не было сказано о том, что будет дальше. После этой новости экипажи нескольких кораблей прекратили мятеж. Тем не менее волнения распространялись, и еще несколько кораблей, не затронутых мятежом до этого, отказались подчиняться. 16 сентября всё продолжилось. Мятежные матросы угрожали дезертировать или разрушить силовые установки своих кораблей, если требования не будут выполнены. В ответ на это Томкинсон объявил, что вопрос о пересмотре решения касаемого сокращения жалования рассматривается кабинетом министров. Постепенно до мятежников дошло, что правительство их услышало и готово на идти уступки. Волнения понемногу улеглись. В ночь с 16 на 17 сентября дисциплина была восстановлена, и Томкинсон приказал разойтись по своим базам.

Волнения в Инвергордоне закончились компромиссом. Кабинет министров решил  сократить  довольствие всем категориям моряков лишь на 10%. Также был принят ряд послаблений для личного состава. Рассказать морякам, что их требования услышаны прибыл премьер-министр Макдональд. Командование не стало проводить серьёзных разбирательств, чтобы вновь не разжечь только потухший мятеж. Таким образом, из многих тысяч участников лишь около 200 моряков были отправлены под стражу, и ещё столько же переведены на другие места службы. Британские историки отмечают, что мятеж обошлся без жертв, а отношение моряков к офицерам хоть и было показательно пренебрежительным, но всё же обошлось без агрессии.

Недовольные довольствием. История Инвергордонского мятежа Флот, Великобритания, Мятеж, Деньги, Длиннопост

Экипаж на палубе HMS Rodney, фото 1940 года

Мятеж в Инвергордоне затронул, так или иначе большую часть Атлантического флота Великобритании — в него оказалось вовлечено до 12 тысяч человек. Для кабинета министров и всей правящей верхушки случившееся стало серьёзным ударом, поставившим вопрос об эффективности флота — главной опоры существования Британской империи. Мятеж стал причиной упадка на лондонских биржах в сентябре 1931 года и спровоцировал крах, еще больше усугубивший финансовое положение страны. Это вынудило 20 сентября отказаться от золотого стандарта в Великобритании, существовавшего не одно десятилетие. Атлантический флот был переименован во флот Метрополии в попытке избежать ассоциаций с мятежом, о котором много говорили в то время. Англичане не любят вспомнить о тех событиях и зачастую не в курсе, что такой случай вообще имел место быть. Ведь мятеж, неповиновение командирам и высказывания социалистических идей моряками Великобритании кажется чем-то немыслимым и не вписывается в стройную картину непобедимого и единого флота Британской империи.

Недовольные довольствием. История Инвергордонского мятежа Флот, Великобритания, Мятеж, Деньги, Длиннопост

Материал подготовлен волонтёрской редакцией «Мира Кораблей»