Недетские ответы на детские вопросы

Всем привет! Как и повелось, иногда - небиохимическое. Развлекаюсь. Была в гостях у подруги, у неё ребёнок детсадовского возраста, и потому из колонки перманентно звучат соответствующие песенки. Одна - прямо запомнилась (нет, наверняка я её и раньше слышала, просто не уделяла должного внимания). Итак, "Я хочу узнать об этом" (слова М. Пляцковского, музыка Ю. Чичкова, исполняет потрясающий Большой детский хор под управлением Виктора Попова, сама ссыль на Яндекс-музыку). Текст там такой:

Я хочу узнать об этом очень,
Но никто не скажет, как назло,
Почему темно бывает ночью,
Почему бывает днём светло?

Припев:
Почему, почему
Мы любим то, что вкусно,
Почему, почему
В реке журчит вода?
Почему, почему
Без друга грустно, грустно,
Почему, почему
С ним весело всегда?

Спрашиваю всех я терпеливо,
Но никто сказать не хочет мне,
Почему растёт на ветке слива,
А морковка прячется в земле?

Мне хотя бы раз ответил кто-то
На моё простое "почему",
Почему смеяться всем охота,
А вот плакать - вовсе никому?

Ну, если человек задаёт вопросы, то ему надо ответить. Правильно же? :))

Почему темно бывает ночью, почему бывает днём светло?

Потому что ночь - это условный отрезок времени от захода солнца за линию горизонта до его появления над горизонтом. После того, как солнечный диск исчез за горизонтом, наблюдаемость у той части электромагнитного излучения Солнца, что воспринимается человеческим глазом, в данной местности снижается. Днём мы имеем дело с обратной ситуацией. Надо отметить, что абсолютная темнота - чисто теоретическое понятие и в реальных условиях недостижима, а состояния, близкие к этому, могут быть достигнуты только в специально создаваемых условиях.

Почему, почему мы любим то, что вкусно?

Вкусовые пристрастия основаны на сформировавшейся в ходе эволюции причинно-следственной связи между раздражением вкусовых рецепторов и реакцией на это со стороны структур головного мозга. Например, сладкий и белковый ("умами") вкусы запускают нейрофизиологический каскад чувства удовольствия (выработку дофамина, серотонина и других нейромедиаторов и гормонов). Поэтому мы чаще всего любим такую пищу и считаем её вкусной. Это эволюционно оправдано: сладкая пища, как правило, даёт нам быстроусвояемые углеводы (энергетическая составляющая питания), а белковая - аминокислотное сырьё для производства собственных белков. Кстати, стимуляция рецепторов горького вкуса зачастую имеет противоположное действие. Употребление горькой пищи чаще всего требовалось немедленно, при первом же ощущении такого вкуса, прекратить, т.к. она могла оказаться несъедобной и даже ядовитой.

Почему, почему в реке журчит вода?

Вот это сложный вопрос - в том плане, что имеет много ответов, смотря с какой стороны зайти. Думаю, подойдёт такой: поток воды в реке задевает, касается и трётся о камни и песок. Течение воды не ламинарное, а турбулентное. Движение частиц жидкости неравномерное - отсюда снова их перемешивание, столкновения, ну а отсюда - шум, механической природы.

Почему, почему без друга грустно, грустно, почему, почему с ним весело всегда?

Здесь, скорее всего, мы имеем дело с когнитивной ошибкой: не всегда отсутствие друга приводит к негативному настроению, а присутствие - к позитивному. Тем не менее, такие паттерны тоже имеют эволюционные корни: нескольким особям было проще противостоять врагам и неблагоприятным обстоятельствам. Особенно после освоения концепции разделения труда (обязанностей). С тех пор потребность в дружбе у высших приматов закрепилась.

Почему растёт на ветке слива, а морковка прячется в земле?

Потому, что слива - это плод ("костянка") , задача таких плодов - быть съеденными различными животными и птицами, чтобы косточка оказалась в конечном итоге на земле, на некотором расстоянии от родителя. Это - часть цикла размножения таких растений и элемент расширения ареала их обитания. Эти животные и птицы не промышляют выкапыванием корнеплодов, каковым является морковка, произрастающая в земле. Поэтому они не смогли бы участвовать в размножении и распространении сливы, если бы она росла в земле.

Почему смеяться всем охота, А вот плакать - вовсе никому?

Ещё одна когнитивная ошибка. Смех и плач - психофизиологические реакции на происходящее с человеком, они лишь опосредовано связаны с сознательным желанием их демонстрировать. (Кстати, своеобразный аналог смеха заметили даже у крыс - в ответ на раздражение/щекотку). Вероятнее всего, вопрос состоит в следующем: почему большинство людей желает испытывать положительные, а не отрицательные эмоции? Стремление человека к позитиву обусловлено работой дофаминовой системы, точнее - дофамино-серотонинового каскада реакций. Проще говоря (всё-таки спрашивает маленький ребёнок)), положительные эмоции сопряжены с чувством удовольствия. Поэтому мы стремимся их получить.

Мне хотя бы раз ответил кто-то на моё простое "почему"

Да спрашивайте, конечно! Мы ж затем и собираемся, чтобы выяснить ответ на то или иное "почему"... )

И нет, я не зануда)) Вопрос: посты "про физиологические вопросы и нестыковки в литературе, искусстве и проч." - нужны? Или ну их?

Я - Злобный Биохимик. Пишу на дурацком Дзене (ссылка на статью) и тут. На Дзене - пишу больше, ну вот так вот вышло.

Недетские ответы на детские вопросы Вопрос, Детские Песни, Биология, Физиология, Длиннопост