Научный юмор

Однажды Шарль де Монтескье ( французский писатель, правовед и философ эпохи Просвещения, один из зачинателей идеологии либерализма) был приглашен на аудиенцию к папе Бенедикту XII.


В виде особой милости папа разрешил ему и членам его семьи не соблюдать постов в течение всей жизни. На следующий после аудиенции день Монтескье доставили папскую буллу об освобождении от постов и… огромный счет для уплаты в пользу церкви.


Монтескье вернул папскому посланнику буллу и неоплаченный счет, прибавив: «Папа человек честный, мне довольно его слова!»



В Гааге, где Бенедикт (Барух) Спиноза жил с 1670 до своей кончины семь лет спустя, великий философ-рационалист квартировал в доме семьи ван Спик. Философ и хозяин дома часто играли в шахматы. Однажды Спик спросил Спинозу: «Почему, когда я проигрываю, я волнуюсь, а когда вы проигрываете, то остаётесь спокойным? Разве вы так равнодушны к игре?» «Нет, — ответил Спиноза, — но кто бы из нас ни проиграл, один из королей получает мат, и это радует мое республиканское сердце».



Однажды журналисты спросили 8-го чемпиона мира по шахматам Михаила Таля (1936-1992), можно ли провести параллель между шахматистами и музыкальными композиторами.

— Конечно, — ответил Таль — Михаил Ботвинник — это Бах, Василий Смыслов — Чайковский, Пауль Керес — Шопен, Тигран Петросян — Лист, Бент Ларсен — Прокофьев…

— А вы?

— Со мной все ясно. Король оперетты — Имре Кальман…

— А Фишер? — не отставали журналисты

— О, Фишер — это компьютер! — последовал молниеносный ответ…



Когда Нильс Бор выступал в Физическом Институте Академии Наук СССР, его спросили, как ему удалось создать такую первоклассную школу физиков. Бор ответил: «По-видимому, потому, что я никогда не стеснялся признаться своим ученикам, что я дурак…» Переводивший Бора Е.М. Лифшиц, ученик и соавтор великого физика и лауреата Нобелевской премии 1962 года Л. Д. Ландау, оговорился: «По-видимому, потому, что я никогда не стеснялся заявить своим ученикам, что они дураки…» В аудитории наступило оживление, так как кое-кто язык все-таки знал. Лифшиц переспросил Бора, извинился и дал правильный перевод. Однако сидевший в зале академик и нобелевский лауреат 1978 года П.Л. Капица заметил, что это не случайная оговорка: «Она фактически выражает принципиальное различие между школами Бора и Ландау».

К знаменитому виленскому мудрецу Элиезеру явился молодой человек и спросил, что нужно делать, чтобы стать великим учёным. – Нужно отказаться от всех удовольствий, кроме учения. Ты должен привыкнуть к голоду, холоду и нищете. И так до сорока лет. – А потом? – А потом ты привыкнешь.



Отражательный телескоп Исаака Ньютона (1643—1727), позволивший избавиться от свойственной телескопам-рефракторам хроматической аберрации, произвел в Англии настоящий фурор. Друг Ньютона Исаак Барроу показал телескоп небольшой группе учёных из Лондонского королевского общества в конце 1671 года. Они были настолько впечатлены возможностями этого маленького телескопа, что продемонстрировали его королю Карлу II в январе 1672 года. В том же году Ньютон был принят в члены Лондонского королевского общества.

Много лег спустя Джон Кондуитт — родственник ученого — как-то раз поинтересовался у него:

— Скажите, кто же этот искусный мастер, изготовивший зеркало для вашего телескопа?

— Я, зеркало сделал я сам,— простодушно ответил Ньютон.

— Но где же вы достали станки и инструменты?

— И их я сделал сам,— пояснил Ньютон.— Если бы я ждал, пока кто-то чего-то мне сделает, я вообще никогда не сделал бы ничего.



Выдающийся немецкий физик Вильгельм Конрад Рентген получил письмо с просьбой прислать… несколько рентгеновских лучей с указанием, как ими пользоваться. Оказалось, что у автора письма в грудной клетке застряла револьверная пуля, а для поездки к Рентгену у него не нашлось времени.

Рентген был человек с юмором и ответил на письмо так

“К сожалению, в настоящее время у меня нет икс-лучей, к тому же пересылка их—дело очень сложное. Считаю, что мы можем поступить проще: пришлите мне Вашу грудную клетку”.



В начале научной карьеры Эйнштейна один журналист спросил госпожу Эйнштейн, что она думает о своем муже.

— Мой муж гений! — сказала госпожа Эйнштейн. — Он умеет делать абсолютно все, кроме денег.




Эта история в свое время была на слуху в международной академической среде. Несколько лет назад студент очень известного британского университета во время экзамена громогласно заявил, что отказывается сдавать экзамен, пока ему не принесут пива и мяса (естественно, за счет учебного заведения).


Студент: Сэр, я требую принести пива и мяса.

Растерянный экзаменатор: Извините, нет!


Студент: Сэр, я вынужден настаивать. Согласно старинному закону, который никем пока не отменен, а соответственно все еще остаётся в силе, университет обязан предоставить экзаменуемому пиво и еду.

При этом студент вытащил толстенный свод законов более чем 500 летней давности и указал на соответствующий раздел.


Экзаменатору ничего не оставалось, как удовлетворить требование «знатока», и экзамен благополучно продолжился.


Однако история на этом не закончилась. Через несколько дней студента вызвали на слушания в университетскую комиссию по этике, и глава комиссии официально огласил вердикт:

— Поскольку господин студент явился на экзамен без приличествующей данному поводу одежде и шпаги (чему имеются подтверждения от уважаемых и заслуживающих доверия свидетелей), его результат обнуляется! Кроме того, за неуважение к господам преподавателям студент обязан выплатить крупный денежный штраф.


При этом студенту был предъявлены соответствующие статьи законов из еще более древнего фолианта.


Закончилась ли история штрафом, переэкзаменовкой или исключением из этого, столь уважающего свои традиции учебного заведения осталось тайной… В общем, «экзамен для меня всегда праздник, профессор!».

В 1802 году французский ученый Жозе Луи Гей-Люссак проводил в Париже научные опыты. Ему были нужны стеклянные трубки, которые тогда вырабатывались стеклодувами только в Германии. Когда ученый их выписал, французские таможенники наложили такую высокую пошлину, что он не мог выкупить посылку.


Об этом узнал Александр Гумбольд и решил помочь Гей-Люссаку. Он посоветовал отправителям запаять концы трубок и наклеить на них этикетки: “Осторожно! Воздух!”.


Воздух? Таможенного тарифа на воздух не существовало, и на этот раз трубки дошли до французского ученого без всяких пошлин.



Эйнштейн однажды написал Чарли Чаплину:

«Ваш фильм «Золотая лихорадка» понятен во всем мире, и Вы непременно станете великим человеком».


На что Чаплин ответил:

«Я Вами восхищаюсь еще больше. Вашу теорию относительности никто в мире не понимает, а Вы все-таки стали великим человеком».



Ректор университета просмотрел смету, которую ему принес декан физфака, и, вздохнув, сказал:

— Почему это физики всегда требуют такое дорогое оборудование? Вот, например, математики просят лишь деньги на бумагу, карандаши и ластики.

И, подумав, добавил:

— А философы, те еще лучше. Им даже ластики не нужны.

Этот анекдот был опубликован в книге Айзека Азимова «Кладовая Юмора» (1971 год).

https://takeinmind.com/ru/научный-юмор/