9

Научим бизнесу за 3 дня. Сказки про мотивацию и обучение.

Научим бизнесу за 3 дня. Сказки про мотивацию и обучение. Образование, Тренинг, Самообразование, Бизнес-тренинг, Жизнь, Длиннопост

Я частенько хихикаю про себя, когда встречаю рекламу очередного тренинга по успеху, построению бизнеса, переговорам и тп.


Упор в такой рекламе делается на том, чего достиг ведущий в этой области.


Сотни миллионов денег.

Сотни успешных переговоров.

Сотни бестселлеров.

Сотни довольных клиентов.

Успешный владелец бизнесофф.

А уж если человек иностранец, то всёёё. Стопудова будет огонь!


Но хихикаю я не поэтому.


А потому, что мастера своего дело редко могут обучить этому мастерству других.


Как бы они этого не хотели.


Смотрите.


У профессионала есть определенный навык (как водится, не один), которой делает его профессионалом.


Навык - это последовательность автоматических действий с прогнозируемым результатом.


В чем отличие профессионала от новичка?


(взято отсюда https://ru.wikipedia.org/wiki/Профессионал )


"Профессионала характеризуют: высокая скорость выполнения профессиональных действий с включением интуитивных процессов; новизна и оригинальность деятельности на фоне отказа от стереотипов, снятие психологических барьеров и защитных механизмов; непрерывность и неиссякаемость процессов творчества; бессознательное регулирование (автоматизм) профессиональной деятельности"


Автоматизм профессиональной деятельности, высокая скорость и точность выполнения.


Получается, что профессионал по умолчанию не может знать как он делает то, что он делает.


Не, он конечно может знать, что зачем и куда он делает, но… может ли он это объяснить другим там, чтобы они тоже смогли это делать?

Вот вопросик.


Давайте на простом примере покажу.

Навык - езда на двухколесном велосипеде.


Никто ведь не считает навык езды на велике ультрасложным, да? 😃

Представим на секундочку, что вам поручили обучить людей этому навыку.


Вы мастер-велосипедист :)


Перед вами аудитория 100 человека, все заплатили хорошие деньги за этот тренинг. Все ждут, когда же вы поделитесь мастерством.


Вы выходите иии… начинаете рассказывать: об устройстве велосипеда, о своих падениях и ушибах, о том как вы вставали и снова садились на велосипед несмотря ни на что, о том почему езда на велосипеде - это первая необходимость вообще для любого успешного человека, о том как вам было трудно и с каких низов вы начинали. ;))


Вы даже даете какие-то задания типа: запишите свои мысли по поводу велосипеда, составьте список 100 мест куда вы хотите доехать на велосипеде.


И прочие интересные упражнения :)


Вдруг, откуда-то из зала раздается вопрос: «А как научиться ездить на велосидете-то?»


И вы начинаете отвечать: «Все просто. Вы просто садитесь, держитесь за руль и начинаете крутить педали».


– «Но я так уже делал! Я падаю с велика!»


– «Вы просто мало пробовали. Нужно чаще! Вон, Эдисон 100 раз лампочку пытался изобрести. 99 раз не получилось. Вот и вы давайте!»


– А теперь для всех! Внимание!

– Открываю секрет как за день научиться ездить на велосипеде: вы берете велосипед, садитесь, ноги на педали, руки на руле, отталкиваетесь от земли ногой, держите руль прямо и крутите педали.


:))


Все! Теперь вы знаете все секреты.


Идите и внедряйте :))

-----------------------------

Остается заменить формулировку про езду на велике, на «построение бизнеса», «соблазнение», « саморазвитие», «денежный успех» и пр. и вот вам готовая тренинговая программа.


А да, еще упражнений напихайте разных, чтобы написать «у нас 80% практики, навык автоматически встраивается» :)))

-----------------------------


Если человек профессионал в своем деле, это ничего не говорит о его способностях обучать этому других.


Ни-че-го!


Исполнять навык и обучать навыку - это разные навыки!


Почему хороший бизнесмен может быть плохим учителем?

Помните критерии профессионализма?


Автоматизм, точность, скорость.


То, что происходит быстро и на автомате малодоступно сознанию.

По определению.


Поэтому слова, которые будет использовать мастер своего дела будут звучать слишком общо, а там где описать словами не получится - произойдет отсылка к: интуиции, «само так получается», «просто нужно почувствовать», «это приходит с опытом».


Эмм, тогда какой смысл мне платить деньги за тренинг, если «это приходит с опытом»?


Послушать сказки о мотивации?

--------------------------------

Обучение - это не передача сведений, знаний, информации.


Обучение - это создание обстоятельств воздействующих/способствующих формированию конкретного поведения.


Рассказывание историй об успехе - не обучение.

Рандомные упражнения - не обучение.

Наличие личного опыта у обучающего - не обучение.


Мне честно говоря пофиг, умеет ли дядя Вася кататься на велосипеде сам.


Если он поможет мне за день научиться проезжать от точки А в точку Б так, чтобы я никого по дороге не сбил - дядя Вася крутой учитель.

--------------------------------

Навык обучать - это навык!


Умение доносить информацию так, чтобы было понятно другим.


Критерий понимания какой?

Некоторые думают, что критерий это ответ учеников «Мы поняли» на вопрос: «Вы все поняли?».


Критерий «понимания» - это верное исполнение конкретного действия.


– Умение создать необходимые условия для выработки навыка.

Обстановка, принадлежности, контекст.


– Умение использовать технологии оперантного формирования.

Что подкреплять, как подкреплять и когда.


– Умение "разбирать" навык на составляющие и выделять ключевые факторы, которые необходимо осваивать В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ.


Вы же не думаете, что эмм «создавать бизнес» можно научиться за 3 дня? :)

--------------------------------

Что самое важное в навыке езды на велосипеде?

Что является «ядром» умения ехать ровно и не падать?


Сказать?


Ок.


Скорость.

Скорость кручения педалей.


Да, направления руля тоже важно, но если вы медленно крутите педали, то вилисапед рано или поздно потеряет равновесие вместе с вами.

--------------------------------

Что самое важное в навыке «влияние, воздействия, манипулирования»?


Знать супер-техники? Речевые шаблоны? Обладать «харизмой»?


Неа.


Умение наблюдать за тем, что происходит с поведением человека, видеть его реакции.


И умение формулировать измеримый результат, который вы хотите от человека/группы получить.

--------------------------------

Татьяна Николаевна Покровская советский и российский тренер, главный тренер сборной России по синхронному плаванию.


"Тот факт, что на тот момент времени Покровская не умела плавать, его также не смутило – он был уверен, что девушки спортсменки будут хорошо слушать тренера и выполнять ее команды

Тренер по плаванию не умеет плавать..." (wiki)


Ага.


Дальше идут результаты сборной под руководством Покровской. Я чуток обрезал их, потому что там аж с 98 года. Просто гляньте на результаты.


Результаты сборной России под руководством Т. Н. Покровской:


2009 год, Монреаль-Канада — ФИНА Трофи — 2 место

2010 год, Будапешт, Венгрия — Чемпионат Европы — 1 место

2010 год, Москва, РФ — ФИНА Трофи — 2 место (юниорская сборная)

2011 год, Шеффилд, Великобритания — Кубок Европы — 1 место (дуэт, группа)

2011 год, Шанхай, КНР — Чемпионат мира — (7 золотых медалей из 7 возможных)

2012 год, Лондон, Великобритания — Олимпийские игры — 1 место (дуэт, группа)

2013 год, Казань, Россия — Универсиада — 1 место (соло, дуэт, группа, комбинация)

2013 год, Барселона, Испания — Чемпионат мира — (7 золотых медалей из 7 возможных)

2016 год, Рио-де-Жанейро, Бразилия — Олимпийские игры — 1 место (дуэт, группа)

--------------------------------

Такие дела.