Наши Чукотские вкусняшки


На Чукотке жили. А что ели-пили?

Снабжение на Мысе Шмидта в 70-е годы было хорошее. Продовольствие разнообразное, питательное, витаминное. И овощи и фрукты, любые конфеты, печенье, вафли, консервы, бакалея, сыры-жиры. А сгущенки было всегда в достатке, как нигде по Союзу. И сгущенное, и цельное концентрированное, и сухое молоко. Мы же крайние северяне))) Оленьего молока много не надоишь. А коровы, с десяток голов, были только у военных. Для личного пользования. И для госпиталя. Но среди прочего обыденного питания, было особенное — северянское. Для жителей Крайнего Севера, местное -деликатесное.

Конечно, при изобилии мяса готовили домашние, и конечно же из оленины, межсемейные пельмени. Это когда ходили в гости на пельмени. Лепили вместе, варили с лаврушкой. Потом ели с соусами и уксусной поливкой, пили водочку и томатный сок. На всякий случай варилась картошка. Ее мяли толкушкой, поливали припущенным на сковороде в масле или сальце луком и закладывали в остатки от пельменного теста. Случались вареники с картошечкой и сметанкой. Бодро лепили, шутили, хохмили. Мужчины вдруг обнаруживали свои суперспособности в заточке ножей. Кто лучше, соревновались. Мамы наши шутили:- «Ходите к нам почаще, хоть ножи будут всегда острые. -Ага, вы к нам тоже ходите, у нас та же история.» А наша мама сказала, что - «истории уже прошла и точит заправски сама, но вы не отвлекайтесь, точите, точите». Все дружно смеялись.

Потом наступал черед проверки остроты ножей и выявления победителя соревнований. Папы шли в сени к подвешенной замороженной полу-туше только недавно купленной оленины. И начинали поучать друг друга от какой части и как надо отрезать куски, что бы потом в нарезке получались тонкие с правильным срезом, лакомые кусочки строганины. Поучали не долго, потому что цель была одна на всех- приступить к наслаждению деликатесом.

Ожидание было коротким. Вот папы несут в миске пару приличных ломтей каменно замороженного мяса, на котором выступал мелкий иней от контраста температуры с теплой комнатой, разделочную доску побольшего размера и свои остро заточенные клинки. Выделяется место. На столе не удобно. Высоковато для настругивания. Кладут на большой табурет большую разделочную доску. Нависая над табуретом, кто-то один начинает строгать куски оленины....у меня сейчас слюнки потекут... я помню вкус и аромат. Быстро настрогали горку пластин полупрозрачных. Тонкое мясо согревалось и теряло форму стружки. Все спешно собирались вокруг. Приносили скамеечки, стульчики, кто-то стоя. Все разбирали себе по кусочку, обмакивали в томатный соус, но чаще это снова уксусная водичка с молотым перцем, с солью и сахарком мало-мало, для выразительности вкуса. Хотя вкус и так сам по себе был выразительный, нежный, естественно сладковатый. И в такие моменты человеческая речь сменялась на почти кошачье нечеловеческое мурчание и м-м-м-мням мням-чание. Все замолкали и кайфовали. Горка стружек быстро исчезала и папы снова нарезали строганину. Все макали мяско в соусы на выбор. Второй заход уже насыщал. Третий пресыщал. Гурьба гурманов потихоньку расползалась от центра притяжения в комнаты. «Эх...хорошо»,- по очереди ото всех звучали оценки гастрономического удовольствия. «Ну, что, по рюмашечке и споем!»- так и делали. Пили мало, но с растяжечкой, с расстановочкой, для аппетиту и удовольствия. Для согреву души и утробы. Для лучшего закрепления момента совместной межсемейной трапезы.

Доставали из угла гитару и душа подсказывала песни для исполнения.

….По Дооону гуляет, пооо Дооону гуляет, поо Дооону гугяет казак молодой

По Донууу гуляет.....,и на радость терпеливым слушателям в конце звучало:- «С молодкой женой», а в какой другой раз молодка превращалась в Красивую жену, что тоже звучало приятно и радостно за парня и саму девушки. А это способствовало хорошему пищеварению и доброму расположению духа!

Надо пойти что-то скушать)))) Приятного аппетита, друзья)))