Наша эмиграция. ч 3. Работа

Всем привет! Продолжаю рассказывать о попытке переезда из Украины в Польшу одной не очень умной парочки без связей, денег, профессии и знания языка.


Для начала хотелось бы немного порассуждать почему мы вообще решили ехать в другую страну работать на складе. Парень мой хотел переехать в Европу еще с 2015 года, когда стало ясно, что война в Украине – не просто временное явление, а игры большой политики, от которых нужно бежать, пока не поздно. А для меня вопрос с работой возник совсем неожиданно. У меня имеется высшее образование по направлению финансов и кредитов, казалось бы, что проблемы с работой не должно возникнуть, во время кризиса-то. Однако, в моём маленьком городе из работ по профилю доступны только «бесплатные» работники банков, работа в ломбарде и микрокредиты. Во всех этих местах я уже была и возвращаться туда не хотелось. Оставалось только пойти продавцом, это всегда доступно, но не всегда хочется. Ну и вопрос с официальным оформлением в моём городе стоит достаточно остро, ведь везде, где платят более-менее хватающую для выживания зарплату – работа не официальная, по 10-12 часов в день, практически без выходных (а жить-то хочется) и с плавающими обязанностями, а где есть время на жизнь – это умирающие заводы или бюджетные организации. Польша же может предложить, как минимум – заработать денег на неквалифицированной работе, как максимум – получить ВНЖ и попытаться устроить свою жизнь в стране с уровнем жизни выше. На мой взгляд, выбор очевиден. Ехали мы изначально на полгода, посмотреть обстановку, разобраться с хитросплетениями бюрократии и принять окончательное решение. Собственно, эти цели были достигнуты, но немного с оговорками.

Наша эмиграция. ч 3. Работа Польша, Эмиграция, Реальная история из жизни, Работа за границей, Длиннопост

А теперь расскажу о работе на фармацевтическом складе, на которую мы приехали. Склад находился в 20 минутах пешком от хостела. Огромная территория, огромная коробка склада. На первом этаже выходит во двор эстакада для отгрузки паллет с товарами в фуры, двор такой, чтобы эти фуры спокойно могли маневрировать. Парковка для рабочих и курилка тоже во дворе.

При входе сразу лестница на второй этаж и КПП с двумя вежливыми вахтёрами. У каждого работника магнитная карта, при входе прикладывается к датчику и разблокирует турникет, тут же вроде как и считывается время прихода работника, но это не точно. Второй этаж выделен под административные офисы, раздевалки, кухни и туалеты. Раздевалки стандартные – мальчики/девочки, большие помещения с лавками и металлическими шкафчиками, несколько кабинок туалета, душевая и даже стиралка. Не видела, чтобы ею кто-то пользовался, но наверняка она там не просто так стоит. Две столовые для рабочих – одна большая, с несколькими длинными столами, в ней холодильник, две микроволновки, чайник, кофемашина и несколько автоматов – с кофе, вкусняшками, энергетиками и напитками. Вторая столовая немного дальше, там небольшое помещение с креслами, кофемашиной и одной микроволновкой, уютнее, чем большая столовая, но там обычно нет мест.


За чистотой второго этажа, как и всего склада следят уборщики стороннего агентства, тоже в основной массе украинцы.

Наша эмиграция. ч 3. Работа Польша, Эмиграция, Реальная история из жизни, Работа за границей, Длиннопост

При трудоустройстве каждому выдаётся сеточная жилетка со смешным названием «камизелька» (kamizelka), номером рабочего и соответствующим цветом. Цветами определяется отдел, в котором работает данный владелец камизельки и его статус. Весьма удобная схема – всегда видно, кто где находится, легко найти своего бригадира или нужного, но незнакомого человека.


Сам склад находится на 1 этаже, то есть работники после переодевания спускаются вниз. С собой нельзя брать ничего, все телефоны, зажигалки, конфеты и прочее остаются в раздевалке. Вода на складе в свободном доступе, так как поддерживается климат-контроль, очень сухо и постоянно хочется пить. Все двери открываются магнитной картой. После спуска еще один датчик для магнитной карты, однако им пользуются только поляки – вот в нём точно считывается время прибытия рабочего на смену. Украинцы просто подписывались в тетрадях напротив своих фамилий.


Через весь цех идёт одна длинная конвейерная лента, по которой едут контейнеры для сборки заказов и контейнеры с товаром. Каждый отдел выполняет определённый этап сборки. По порядку вряд ли смогу объяснить, но попробую. У каждого работника склада есть сканер, при сканировании штрих-кода товара он показывает, в каком ряду и на какой полке он должен находиться. Утром очень смешно наблюдать борьбу за неглючные сканеры – они обычно помечены разноцветными резиночками или еще каким-то образом. После смены все батареи вынимаются и в обязательном порядке ставятся на зарядку. Пришел, взял сканер, показался бригадиру – идёшь на своё рабочее место.


Итак, приезжают фуры с товарами на паллетах, их салатовые жилетки разгружают и разносят по определённым для них местам. Объёмные вещи, вроде подгузников, сиропов в больших бутылках, всяких шампуней и т.п., идут на одну сторону склада, их оставляют прямо на паллетах на полу или же поднимают на верхние полки с помощью машин-подъёмников. Без каски туда вход запрещён, там работают только карщики, паллеты передвигаются палетчаками (как это называется правильно?) и там редко когда толкучка.

Наша эмиграция. ч 3. Работа Польша, Эмиграция, Реальная история из жизни, Работа за границей, Длиннопост

Остальное разносится по складу и коробками устанавливается на полки. Тут же новички перекладывают товар из коробки в контейнеры, они передаются работникам за компьютерами, которые и устанавливают в ПО, что в контейнере с таким-то штрих-кодом находится такое-то количество такого-то товара с таким-то штрих-кодом. Например, новичок сложил в контейнер номер 1234 100 штук «Но-шпы», после введения этой информации в ПО контейнер едет по ленте и каждый сканер видит, что это контейнер номер 1234 и в нём должно находиться 100 шт «Но-шпы». После каждого работника количество таблеток уменьшается и это видит каждый следующий работник. Пустой контейнер с ленты просто уходит в аппендикс, где его снимают и оставляют. Случиться это может в любом месте ленты, поэтому в самое загруженное время можно наблюдать башни пустых контейнеров, унести которые у работника не хватает времени.


В еще одном отделе установлены три машины, каждая настроена на 4 контейнера с заказами и 4 контейнера, загруженных товаром. Оператор машины загружает полные контейнеры с товаром на конвейер, то есть приезжает полная паллета и нужно, установив на машине режим приёма, просканировать все контейнеры и пустить их на ленту. Загрузив ленту, этот же оператор возвращается к работе сборщика заказов и выглядит это, как игра. Он/она стоит перед машиной, приезжает контейнер с заказом на нижнюю ленту и контейнер с товаром на верхнюю ленту, на машине загорается количество заказанного товара и лампочка возле контейнера, куда этот товар нужно сложить. В загруженное время нужно работать руками очень быстро, при этом соображать, что, куда и сколько кидаешь, чтобы не было ошибок в заказе. За это вроде не штрафуют, но потом может быть путаница.


Далее лента опоясывает весь склад, разделяясь на пронумерованные части, в каждой из которых работает оранжевая жилетка. Чтобы было понятней, возьмём, к примеру, контейнер для сборки заказа номер 4321 и проследим его путь. Итак, в штрих-код этого контейнера в ПО вбит список заказа. Он едет по конвейерной ленте, подъезжает к первому оператору (назовём его О1). О1 сканирует 4321 и видит, что из его части в этот контейнер нужно положить 4 шт Панадола, который находится на 3 полке, в 36 ряду. Если 36 ряд подконтролен О1, он берёт 4 шт Панадола, кладёт его в контейнер 4321, фиксирует это сканером и отпускает 4321 дальше по ленте. Следующий оператор (О2) сканирует контейнер, видит, что из его отдела ничего складывать не нужно и пускает его дальше, где О3 кладёт в него 3 бутылки сиропа Доппельгерц, которые прописаны в заказе. И так 4321 путешествует по всему складу, пока список заказа не закроется. После этого он едет либо в аппендикс ленты, где его снимают на паллету, обворачивают плёнкой и грузят в фуру, либо в аппендикс для проверки. Это рандомно происходит.


Если 4321 попал на проверку, то синие жилетки проверяют каждую позицию по списку на наличие, соответствие количества и срок годности. Если всё ок – контейнер идёт всё-таки в фуру, если нет – ошибка фиксируется и устраняется.


Ну и обратный путь. Приезжает фура с возвратом товара. Это может быть по причине просрочки или уже близкого окончания срока годности, несоответствия товара заказу, перебора с количеством и еще уйма причин. Такими паллетами занимаются синие жилетки. Вся просрочка утилизируется исключительно в одном месте, нельзя просто так взять и выбросить в мусорку. Каждая позиция проверяется, если сроки нормальные – относится на нужную полку и возвращается в коробку, но при этом помечается резиночкой, чтобы при заказе оператор её упаковал первой.

Наша эмиграция. ч 3. Работа Польша, Эмиграция, Реальная история из жизни, Работа за границей, Длиннопост

Сложность этой работы в том, что целый день на ногах и контейнеры далеко не лёгкие. С паллетами и более тяжёлыми товарами работают в основном мужчины, девочки чаще на ленте стоят. Работа на ленте в одной из частей склада напоминает степ-аэробику. Там стоит стена вертикальной автоматической подачи товара, как в сигаретных автоматах. Возле автоматов – ступенька. И всю смену прыжки вверх-вниз, на полку за товаром-снова вниз-и вверх к автомату. Худеют все.

Наша эмиграция. ч 3. Работа Польша, Эмиграция, Реальная история из жизни, Работа за границей, Длиннопост

При любом выходе из склада работники проходят через сканер, рандомно вахтёры берут человека и проверяют карманы.


Склад работает круглосуточно, работники – в три смены понедельно. Поляки по 8 часов, украинцы – 10-12 часов, в зависимости от загрузки. Первую неделю работаем с 6.00 до 16.00, вторую неделю с 14.00 до 00.00 и третью неделю с 20.00 до 6.00. Регламентировано 2 перерыва, 15 минут через 2 часа работы и 30 минут через 4 часа, но у каждого отдела своё время, чтобы толкучки на кухне не было и все успевали и покушать, и посидеть, так как на самом складе сидеть и жевать запрещено. В начале месяца всем выдаётся график работы, который не согласовывается с работником, но редко когда там полный треш, разве что в самые загруженные месяцы.


По оплате на тот момент, когда я там была, платили 7,49 зл за первые 154 часа работы и 13,85 за остальные часы работы нетто, это уже за вычетом налогов. Сейчас вроде увеличили доплату за переработки, ночные смены и работу в выходные дни, или только за воскресенья, точно не знаю, а врать не буду. Это украинцам, у поляков ставка была совершенно другая. Разница происходит из-за того, что украинцы, по сути, являются работниками не склада, а агентства, которое предоставляет их в пользование склада. Агентство забирает себе определённую сумму с оплаты каждого часа рабочего, это не указано ни в одном договоре. Работник подписывает с агентством договор о предоставлении услуг (umowa zlecenia) с уже уменьшенной почасовой ставкой. Так работают все агентства. Эта оплата им за то, что они ведут ваши документы, предоставили вам работу, жильё, страховку, иногда расходники. Об этом я рассказывала в прошлом посте. За жильё и интернет, кстати, снимают сумму, точно не помню, сколько, но до 400 зл точно.


Огромная простыня текста получилась. А вдруг кому-то будет интересно. В следующем посте расскажу о наших первых вылазках в Варшаву, возможно о смене работы и переезде.


Все фото взяты с интернета.