7434

Наливной способ

Чаще всего новые клиенты к нам приходят после того, как им кто-то сделал что-то невразумительное. Например, такое:

Наливной способ Керамика, Тарелка, Процесс, Керамика Осинина, Как это сделано, Длиннопост

Клиентке нужна была тарелка-подставка для ложки с ровным дном, потому что она наносит на дно разные изображения. А ей сделали совсем неподходящее, кривое, косое и все в неровностях.

С другой стороны оно выглядит так:

Наливной способ Керамика, Тарелка, Процесс, Керамика Осинина, Как это сделано, Длиннопост

Неровности, как могли догадаться те, кто внимательно изучил пост о сливном способе литья, обусловлены наличием ножек на обратной стороне изделия.

От такого дефекта можно избавиться, применив технологию наливного способа литья, о которой я и расскажу вам сегодня, потому что монтировать ролик о том, как мы замеряли водопоглощение черепицы с кровли музея Суворова у меня пока времени нет, а вам уже пора и интересное что-то рассказать.

Начинаем, как обычно, с модели. Проектируем с учетом всех пожеланий клиента и особенностей поведения фарфора.

Наливной способ Керамика, Тарелка, Процесс, Керамика Осинина, Как это сделано, Длиннопост

— Какие еще особенности поведения фарфора? - спросите вы.

Наливной способ Керамика, Тарелка, Процесс, Керамика Осинина, Как это сделано, Длиннопост

Очень специфические. Например, если мы сделаем у модели абсолютно прямые грани, то в процессе литья, сушки и обжига их неминуемо втянет по направлению к центру изделия и из прямых они станут вогнутыми.

Что мы и видим на изделии неизвестных коллег, создавших прототип с заглавной фотографии.

После того, как модель напечатана, с нее нужно снять рабочую форму. В данном случае форма будет из двух кусков.

Из пластилина делаем борт формы, ставим опалубку и заливаем всю эту красоту гипсом:

Наливной способ Керамика, Тарелка, Процесс, Керамика Осинина, Как это сделано, Длиннопост

В полученной гипсовой отливке делаем небольшие впуклые замочки, которые в дальнейшем помогут нам быстро и точно собирать рабочую форму:

Наливной способ Керамика, Тарелка, Процесс, Керамика Осинина, Как это сделано, Длиннопост

Покрываем гипс шеллаком:

Наливной способ Керамика, Тарелка, Процесс, Керамика Осинина, Как это сделано, Длиннопост

Вкладываем модель тарелки, литники (их мы тоже напечатали) и хорошенько все смазываем разделительной мыльной смазкой:

Наливной способ Керамика, Тарелка, Процесс, Керамика Осинина, Как это сделано, Длиннопост

Поставили опалубку, залили гипсом и получили вторую половину рабочей формы. С выпуклыми замочками:

Наливной способ Керамика, Тарелка, Процесс, Керамика Осинина, Как это сделано, Длиннопост

На столе нарисован набросок сечения формы. Так мы обсуждаем с модельщиком что, собственно, предстоит сделать и в какой последовательности.

Далее нам нужно изготовить силиконовые формы для тиражирования рабочих форм. Тут все делается точно так же, как в случае с вазочкой в виде тепловыделяющей сборки водой водяного реактора: залили модели силиконом, потом сделали гипсовый кожух.

Наливной способ Керамика, Тарелка, Процесс, Керамика Осинина, Как это сделано, Длиннопост

В полученные силиконовые формы отливаем необходимое нам количество гипсовых рабочих форм:

Наливной способ Керамика, Тарелка, Процесс, Керамика Осинина, Как это сделано, Длиннопост

Для тех, кто прогулял прошлый урок не читал пост про вазочки, поясню почему формы именно гипсовые.

Дело все в том, что шликер (так называют раствор фарфоровой массы) имеет в составе воду. А гипс имеет полезное свойство воду впитывать, а фарфор не впитывать. За то время, пока шликер находится в рабочих формах, часть воды из него впитывается в гипс, а в месте контакта шликера с гипсом образовывается плотная фарфоровая "скорлупка" толщиной около 4-5 мм на каждой поверхности формы, с которой имел контакт шликер. Если зазор между формами минимальный (в нашем случае около 5 мм), То "скорлупки" соединяются в монолитный черепок из которого, в отличии от случая с вазой, никаких остатков шликера слить уже не получится.
Поэтому способ и называется наливным. А вазочки отливались сливным способом.
Вот, собственно и сам шликер:

Наливной способ Керамика, Тарелка, Процесс, Керамика Осинина, Как это сделано, Длиннопост

Заливаем его в формы

Наливной способ Керамика, Тарелка, Процесс, Керамика Осинина, Как это сделано, Длиннопост

Примерно через час формы можно разнимать и аккуратно доставать изделия:

Наливной способ Керамика, Тарелка, Процесс, Керамика Осинина, Как это сделано, Длиннопост

Для этого пользуемся сжатым воздухом. Дунешь легонечко и тарелочка мягко сходит с формы.

Наливной способ Керамика, Тарелка, Процесс, Керамика Осинина, Как это сделано, Длиннопост

Сушим:

Наливной способ Керамика, Тарелка, Процесс, Керамика Осинина, Как это сделано, Длиннопост

Дальше никаких отличий от наливного способа производства керамики нет. Высушенные изделия обжигаем "на утель", покрываем глазурью и отправляем в "политой обжиг".
После чего любуемся результатом и радуем им клиентку:

Наливной способ Керамика, Тарелка, Процесс, Керамика Осинина, Как это сделано, Длиннопост
Наливной способ Керамика, Тарелка, Процесс, Керамика Осинина, Как это сделано, Длиннопост

Ну, а если вы дочитали до этого места, можно предположить, что вам про керамику всякое интересно, а значит можно предложить вам ссылки на мой ВК и ТГ, где я как раз про керамику всякое и пишу. Ну и на пикабушечку подписывайтесь. Я баяностроением, кармадрочерством, перепостами тупых мемоперепостов с реферальными ссылками на маркеты не страдаю и публикую только авторскую олдовую качественную интересную годноту из своей реальной жизни. Устали от бессмысленной ленты? Сформируйте ее себе сами.
Если вдруг возникнет желание задонатить - буду благодарен. Вкладываю в свои посты труд, а за труд деньги не стыдно получать.
Спасибо!

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
15
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Супер классно, но я не понял один момент, в итоговых формах края не втянулись и не стали прямыми - остались выпуклыми, или я что-то не понимаю?

раскрыть ветку (7)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Да, остались выпуклыми

раскрыть ветку (6)
7
Автор поста оценил этот комментарий

Так где грань, разделяющая впуклые и выпуклые стенки? Как сделать их прямыми?

раскрыть ветку (5)
11
Автор поста оценил этот комментарий

Прямые стенки можно сделать методом сухого прессования. Все пластичные виды изготовления не подразумевают прямых идеальных плоскостей на открытых бортах без ребра жесткости.
Можно, конечно, заморочиться и настолько изнасиловать материал, что он покорится затее. Только зачем? Как говорил большой Зи в мультфильме "Лови волну": "Не сопротивляйся волне, Коди. Тебе с ней не справиться." ))

раскрыть ветку (4)
7
Автор поста оценил этот комментарий

Подождите, а вот тут о чём речь:


> если мы сделаем у модели абсолютно прямые грани, то в процессе литья, сушки и обжига их неминуемо втянет по направлению к центру изделия и из прямых они станут вогнутыми.


Что вы сделали, чтобы стенки не стали вогнутыми? Вы сделали у модели чуть выгнутые края, чтобы когда они при сушке и обжиге втянутся к центру изделия, то в результате станут ровными?


Но они не стали ровными. Почему? Потому что вы сделали их слишком выгнутыми?


А вы можете спроектировать форму так, чтобы они всё-таки стали ровными?

раскрыть ветку (2)
7
Автор поста оценил этот комментарий

Мы не ставили себе задачу сделать стенки ровными, т.к. эта задача, обреченная на страдания. Но заморочиться и сделать прямые тоже можем.

0
Автор поста оценил этот комментарий

Вот да, красиво, но как победили проблему предыдущего исполнителя - не понятно.

0
Автор поста оценил этот комментарий

Понятно) Благодарю, было очень интересно!

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку