7434

Наливной способ

Чаще всего новые клиенты к нам приходят после того, как им кто-то сделал что-то невразумительное. Например, такое:

Наливной способ Керамика, Тарелка, Процесс, Керамика Осинина, Как это сделано, Длиннопост

Клиентке нужна была тарелка-подставка для ложки с ровным дном, потому что она наносит на дно разные изображения. А ей сделали совсем неподходящее, кривое, косое и все в неровностях.

С другой стороны оно выглядит так:

Наливной способ Керамика, Тарелка, Процесс, Керамика Осинина, Как это сделано, Длиннопост

Неровности, как могли догадаться те, кто внимательно изучил пост о сливном способе литья, обусловлены наличием ножек на обратной стороне изделия.

От такого дефекта можно избавиться, применив технологию наливного способа литья, о которой я и расскажу вам сегодня, потому что монтировать ролик о том, как мы замеряли водопоглощение черепицы с кровли музея Суворова у меня пока времени нет, а вам уже пора и интересное что-то рассказать.

Начинаем, как обычно, с модели. Проектируем с учетом всех пожеланий клиента и особенностей поведения фарфора.

Наливной способ Керамика, Тарелка, Процесс, Керамика Осинина, Как это сделано, Длиннопост

— Какие еще особенности поведения фарфора? - спросите вы.

Наливной способ Керамика, Тарелка, Процесс, Керамика Осинина, Как это сделано, Длиннопост

Очень специфические. Например, если мы сделаем у модели абсолютно прямые грани, то в процессе литья, сушки и обжига их неминуемо втянет по направлению к центру изделия и из прямых они станут вогнутыми.

Что мы и видим на изделии неизвестных коллег, создавших прототип с заглавной фотографии.

После того, как модель напечатана, с нее нужно снять рабочую форму. В данном случае форма будет из двух кусков.

Из пластилина делаем борт формы, ставим опалубку и заливаем всю эту красоту гипсом:

Наливной способ Керамика, Тарелка, Процесс, Керамика Осинина, Как это сделано, Длиннопост

В полученной гипсовой отливке делаем небольшие впуклые замочки, которые в дальнейшем помогут нам быстро и точно собирать рабочую форму:

Наливной способ Керамика, Тарелка, Процесс, Керамика Осинина, Как это сделано, Длиннопост

Покрываем гипс шеллаком:

Наливной способ Керамика, Тарелка, Процесс, Керамика Осинина, Как это сделано, Длиннопост

Вкладываем модель тарелки, литники (их мы тоже напечатали) и хорошенько все смазываем разделительной мыльной смазкой:

Наливной способ Керамика, Тарелка, Процесс, Керамика Осинина, Как это сделано, Длиннопост

Поставили опалубку, залили гипсом и получили вторую половину рабочей формы. С выпуклыми замочками:

Наливной способ Керамика, Тарелка, Процесс, Керамика Осинина, Как это сделано, Длиннопост

На столе нарисован набросок сечения формы. Так мы обсуждаем с модельщиком что, собственно, предстоит сделать и в какой последовательности.

Далее нам нужно изготовить силиконовые формы для тиражирования рабочих форм. Тут все делается точно так же, как в случае с вазочкой в виде тепловыделяющей сборки водой водяного реактора: залили модели силиконом, потом сделали гипсовый кожух.

Наливной способ Керамика, Тарелка, Процесс, Керамика Осинина, Как это сделано, Длиннопост

В полученные силиконовые формы отливаем необходимое нам количество гипсовых рабочих форм:

Наливной способ Керамика, Тарелка, Процесс, Керамика Осинина, Как это сделано, Длиннопост

Для тех, кто прогулял прошлый урок не читал пост про вазочки, поясню почему формы именно гипсовые.

Дело все в том, что шликер (так называют раствор фарфоровой массы) имеет в составе воду. А гипс имеет полезное свойство воду впитывать, а фарфор не впитывать. За то время, пока шликер находится в рабочих формах, часть воды из него впитывается в гипс, а в месте контакта шликера с гипсом образовывается плотная фарфоровая "скорлупка" толщиной около 4-5 мм на каждой поверхности формы, с которой имел контакт шликер. Если зазор между формами минимальный (в нашем случае около 5 мм), То "скорлупки" соединяются в монолитный черепок из которого, в отличии от случая с вазой, никаких остатков шликера слить уже не получится.
Поэтому способ и называется наливным. А вазочки отливались сливным способом.
Вот, собственно и сам шликер:

Наливной способ Керамика, Тарелка, Процесс, Керамика Осинина, Как это сделано, Длиннопост

Заливаем его в формы

Наливной способ Керамика, Тарелка, Процесс, Керамика Осинина, Как это сделано, Длиннопост

Примерно через час формы можно разнимать и аккуратно доставать изделия:

Наливной способ Керамика, Тарелка, Процесс, Керамика Осинина, Как это сделано, Длиннопост

Для этого пользуемся сжатым воздухом. Дунешь легонечко и тарелочка мягко сходит с формы.

Наливной способ Керамика, Тарелка, Процесс, Керамика Осинина, Как это сделано, Длиннопост

Сушим:

Наливной способ Керамика, Тарелка, Процесс, Керамика Осинина, Как это сделано, Длиннопост

Дальше никаких отличий от наливного способа производства керамики нет. Высушенные изделия обжигаем "на утель", покрываем глазурью и отправляем в "политой обжиг".
После чего любуемся результатом и радуем им клиентку:

Наливной способ Керамика, Тарелка, Процесс, Керамика Осинина, Как это сделано, Длиннопост
Наливной способ Керамика, Тарелка, Процесс, Керамика Осинина, Как это сделано, Длиннопост

Ну, а если вы дочитали до этого места, можно предположить, что вам про керамику всякое интересно, а значит можно предложить вам ссылки на мой ВК и ТГ, где я как раз про керамику всякое и пишу. Ну и на пикабушечку подписывайтесь. Я баяностроением, кармадрочерством, перепостами тупых мемоперепостов с реферальными ссылками на маркеты не страдаю и публикую только авторскую олдовую качественную интересную годноту из своей реальной жизни. Устали от бессмысленной ленты? Сформируйте ее себе сами.
Если вдруг возникнет желание задонатить - буду благодарен. Вкладываю в свои посты труд, а за труд деньги не стыдно получать.
Спасибо!

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
21
Автор поста оценил этот комментарий

О, подставки под кухонные приборы всегда были хитом на посудных заводах. Непонятно, правда, зачем вы ввели свой термин "на утель", когда предварительный обжиг сотни лет был утИльный. Т. е. этот термин закреплен в учебниках, нормативке.

Борта да. Такая же проблема и со стеклом, кстати. И довольно долго не умели делать кружку " цилиндр". А донце снизу шлифованное, стоит плотно?

Классная штука. У меня, конечно, есть подставка. Но и вот такую я бы купил, и не одну. Чтобы и к тарелкам ставить, на скатерть приборы не класть.

раскрыть ветку (17)
34
Автор поста оценил этот комментарий

А в каких учебниках? Я из олдов и мой учебник написан Миклашевским, "Технология художественной керамики" называется.


Не буду умничать и процитирую:



Первый обжиг (утельный). Даже хорошо высушенные изделия способны размокать в водных суспензиях глазурей или красок, а поэтому путем предварительного обжига им придают прочность, подобную камню, и неразмокаемость в воде. Чаще всего их обжигают не при полной необходимой для созревания черепка температуре, а несколько меньшей, как говорят, «на утель».

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (15)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Интересная книжка, правда олдовая. Впервые встретил в ней термин "кожетвердый. УтИль - да вероятно во всех учебниках по " Химической технологии керамики и огнеупоров" без исключения. Хотя в вашем пособии меня больше заинтересовала фамилия автора. Я бывал в коростене, довбыше, полонном, стрые, барановке, городнице, будах. Ну как бывал, работал с гх и технологами по ассортименту. Ну и конечно посещал музеи этих заводов. А вот про Малышевского и его фигурки не знал.

А в канале своем вы поподробнее пишете, там смогу понастальгировать?

4
Автор поста оценил этот комментарий

Посмотрел ТГ. Прям достойное качество поверхности плитки. А вот ракушка-светильник это фаянс? Помню всë мы пытались увеличить количество стеклофазы, чтобы повторить эффект костяного фарфора при низких температурах. Удачи вам.

А, да. Так вот кружка цилиндр заваливала края при обжиге. И приходилось ставить кружку на кружку. Но на выходе был неглазурованный край. Потом стало понятно, что только фаянс.

раскрыть ветку (2)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Ракушка фарфоровая, конечно. Фаянс так не просвечивает

раскрыть ветку (1)
5
Автор поста оценил этот комментарий

А, понятна тогда ваша плитка. Вы прям спецы в глазурях. Удачи. Спасибо за вечер.

2
Автор поста оценил этот комментарий

Этот спор будет вечным)

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (10)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Ага ) Но, тут уж кто как привык. Я, вот, еще говорю "лещодка". А теперь у всех сплошь"лещадки".

раскрыть ветку (9)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Привык это понятно. Но как руководитель то вы понимаете, что есть ГОСТ на лещадку. Есть ГОСТ на плитку,где указан именно утИльный обжиг. Я вроде понимаю, что продвижение требует новояза на потребу публике. Но ГОСТы ведь действующие.

раскрыть ветку (8)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Какой новояз у Миклашевского? Ему 100 лет в обед. Покажете перечисленные госты?

раскрыть ветку (7)
0
Автор поста оценил этот комментарий

ГОСТ 8691-2018; 56828.20-2017.

У Миклашевского суржик :-). Новояз у вас.

раскрыть ветку (6)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Гост 2018 года? Вы серьезно?

раскрыть ветку (5)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Вы так пишите, как будто открыли керамику. Гост - это всегда серьезно. Так то это гост 1958 года, с актуализацией в 1973 и 2018 гг. Стандартов государственных на керамику бытовую в царской россии не было.

В т. ч. и на вашу подставку есть гост. Равно как и на ту, кривую. Вполне возможно она даже 2 сорта. А вот что ракушка ваша фарфор - я не уверен. Потому что на фото облицовки печи у вас есть решетки,получить решетку сложно при обжиге. Основное отличие фарфора от фаянса - водопоглощение без глазури. Есть же и вакуумплотная керамика, та совсем не поглощает. Температур обжига даже не влияет. Я ж писал, увеличением стеклофазы в фаянсе можно было получить костяной эффект.

раскрыть ветку (4)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Причем тут облицовка печи я, честно скажу, не понял вообще. Печи у нас из красной глины, если что. Фасадную керамику делаем из каменной массы, посуду из фарфора. Светильники, которые должны пропускать свет тоже из фарфора делаем, а остальные из глины. И тоже из разной — одни из красной, другие из светложгущейся шамотированной. Некоторые виды плитки делаем из фаянса. Или вы думаете у нас одна масса на всё про всё?

Я пишу так, как привык говорить. А говорить я привыкал так, как говорили мои учителя, а не так, словно я керамику изобрел.

Госты пишут разные люди и мне было бы интересно почитать ГОСТы 58 года. Там тоже утильный обжиг?

Я взял первый попавшийся ГОСТ на производство керамической посуды. В разделе терминов там написано через "е". Ссылка: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1739464002&tld=ru&lang=ru&name=4293790302.pdf&text=утельный обжиг гост&url=https://files.stroyinf.ru/Data2/1/4293790/4293790302.pdf&lr=2&mime=pdf&l10n=ru&type=touch&sign=11917b153b991b6f60db4e297a98bad2&keyno=0&nosw=1&serpParams=tm=1739464002&tld=ru&lang=ru&name=4293790302.pdf&text=%D1%83%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9+%D0%BE%D0%B1%D0%B6%D0%B8%D0%B3+%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%82&url=https%3A//files.stroyinf.ru/Data2/1/4293790/4293790302.pdf&lr=2&mime=pdf&l10n=ru&type=touch&sign=11917b153b991b6f60db4e297a98bad2&keyno=0&nosw=1

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (3)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Офигеть. Два Госта с разным написанием одного процесса. Надо письмо написать, пусть приведут к одному термину. А поищите по своим поискам, может и лещадка тоже где-то лещодка.

Так-то я по первому высшему керамик, для меня никогда утель не был словом :-). Да и художников работало со мной много. Правда это было еще до введения этого госта на посуду. Я чуток олдовее :-).

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Да просто пакет целлофановый постели на стол под ложку каждому и нормик. Если тарелки еще в целлофан завернуть, то мыть не надо будет.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку