Моя жизнь, моя судьба (часть 1)

Я родилась 8-го июня 1940 года в Чувашской АССР в деревне Новые Высли.

Когда взяли папу в армию, мне было всего 6 месяцев. Жили мы: бабушка, мама, дядя Миша и я. Держали скотину, жили неплохо. Мама работала в колхозе.

Я хорошо помню, когда пришло извещение о без вести пропавшем отце. Бабушка с мамой плакали. Прошли годы, не помню, в каком году, летом пришёл к нам дядя, попросил маму или бабушку позвать. Они были в огороде. Когда я позвала их, он сообщил, что с моим отцом были в плену, отец был ранен. Один раз они убежали из плена, но их поймали. Немного погодя они второй раз готовились к побегу. Но мой отец отказался с ними бежать, потому что был тяжело ранен. Он самостоятельно двигаться не мог. Его уговаривали, не хотели отца оставлять. Но он отказался: "Я только буду вам мешать, я лучше погибну здесь, в плену. Но вам не хочу быть обузой". Второй побег удался, они дошли к своим, их спасли. Этот дядя после войны вернулся домой, он жил в Комсомольском районе, от нас за 12 километров. Вспомнил отца и решил узнать, вернулся или нет с войны. Приехал к нам, узнал: отец не вернулся. Сказал: "Зря мы тогда его с собой не взяли. Может, остался бы жив". В это время дядя Миша служил в армии на флоте.

Однажды тётя Мария, мамина сестра, сосватала маму за одного мужика, у которого умерла жена. У него остались 3 сына маленького возраста. Но он сам тоже был тяжело болен, туберкулёз. Мужик был хороший, богатый, и хотел жениться на хорошей женщине, чтобы та воспитывала его сыновей. Всё состояние оставалось детям и ей. Он уже знал, что ему осталось жить не долго. Моя мама ему понравилась. Она была ещё молодая, красивая. Мама моя любила чисто и красиво одеваться, была чистоплотная. Этот мужик жил с тётей Марией в одной деревне, от нас 8 километров. Моя мама согласилась. Я хорошо помню, это было ранней весной, на улицах половодье. Я была против, мне не хотелось, чтобы мама замуж вышла. Я сказала: "Я не поеду с тобой, останусь с бабушкой. Я бабушку не оставлю одну, я её очень сильно люблю". Мы на одной кровати спали с бабушкой даже. И она меня тоже сильно любила. Мне от мамы часто попадало, била, а бабушка всегда меня защищала. Когда за мамой приехали, мы с бабушкой плакали, мама тоже плакала. Она меня уговаривала, но я не согласилась с ней поехать. Когда мама собиралась уходить, я её за подол схватила и не отпускала, плакала. Но меня оторвали от матери, она ушла. Я побежала за ней на улицу, меня поймали и держали. За телегой привязали корову, овец на телеге привязали. Приехали за мамой на трёх возах. Загрузили мамин сундук, её вещи. Когда они поехали, корова тянулась назад, мычала. Овцы тоже кричали. Наверное, они понимали, что их от нас увозят. Так было больно и тяжело смотреть вслед... Прошло около месяца, мы жили с бабушкой, и вдруг приезжает мама назад: "Не могу я больше там жить". Меня с ней не было, тосковала. И трое чужих детей, а муж тяжело болен. Тётя Мария уговаривала маму: "Потерпи немного как-нибудь, он скоро умрёт, всё добро тебе останется". Но мама отказалась, ей чужое добро не надо было. Мы снова стали жить: бабушка, мама и я.

Вернулся дядя Миша из армии. Бабушка дяде Мише рассказала о дяде, который приходил к нам. Потом дядя Миша поехал в ту деревню к этому дяде, узнать про отца, своего брата. Когда приехал, сказали, что тот мужчина умер. Дядя Миша не смог ничего узнать про моего отца.

Моя жизнь, моя судьба (часть 1) Истории из жизни, Судьба, Мемуары, Рукопись, Воспоминания, Воспоминания из детства, Длиннопост, Трудное детство

(первый лист рукописи)

Отрывок из рукописных мемуаров Германовой Зои Ивановны "Моя жизнь, моя судьба". Воспоминания записаны в начале 2000 года. Текст отредактирован и опубликован её внучкой.

P.S. Зоя Ивановна жива, находится в достаточно крепком здравии и ясной памяти, в этом году справит 84-летие. Но Интернетом пользоваться не умеет.