Москва. Записки самарского варвара
Москва! Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось…
(А.С.Пушкин)
Неоднократно бывал я в столице, судари мои. Как в далеком советском детстве, так и в младости российской. Если детские воспоминания были накрепко связаны с тремя дорогими сердцу советского провинциала аббревиатурами ЦУМ, ГУМ, ДЕТСКИЙ МИР, то более поздние визиты были деловыми по большей части. В итоге Москва запомнилась как огромный город, где в метро многолюдно даже поздним вечером, где все куда-то спешат, постоянно что-то ремонтируют… Короче, город-сказка, город-мечта…. И далее по тексту.
Но вот судьба занесла меня в Москву летом 2019 года, чтобы открыть столицу заново. Да, она оставляет неизгладимое впечатление на провинциала. Я почувствовал себя древним германцем из областей за Рейном, который попал в Рим. Собственно, в третий Рим я и попал))
С ходу назову несколько причин приехать, увидеть и почувствовать всё это. Итак, по порядку.
Транспорт
Да, метро по-прежнему поражает как масштабом станций и перегонов, так и количеством пассажиров. Появились новые вагоны с раздельными сидушками (видимо, чтобы граждане не пихали друг друга пятыми точками, надеясь примоститься впятером на трехместном сидении), между вагонами есть прямые переходы (как в автобусах ИКАРУС когда-то). Приятные мелочи, но отвала чердака они не вызвали. Челюсть упала с лязгом на асфальт несколько позже…
Трамвай. Это ж просто звездолёт какой-то! Те, кто постоянно ездит на стареньких трамваях чешского производства, знают, как они дребезжат и качаются. А здесь… Один внешний вид приводит в детский щенячий восторгЪ!
МЦК – московская центральная кольцевая. Еще один космолёт. Представляет собой электричку, следующую по кольцевой линии – продолжение идеи кольцевой линии метро. Причем это и по оплате является продолжением метро: когда пересаживаешься с метро на МЦК, то второй раз платить не надо. Я бы назвал это вторым уровнем обалдевания, так как здесь уровень комфорта еще выше. Приятные плюсы: в вагонах работают кондиционеры, а станции объявляют по-русски и по-английски, вдобавок говорят, с какой стороны вагона будет выход на следующей станции.
Проезд по карте ТРОЙКА стоит 38 рублей – сопоставимо с проездом в самарских маршрутках. Сама карта стоит полтинник, потом пополняется по мере необходимости. Весь транспорт оборудован т.н. валидаторами, к которым надо просто приложить карту и всё. Никаких билетиков на руки вы не получите. Отследить, что вы добропорядочный пользователь, могут контролеры, отсканировав карту. И покарать, если что, на 1000 деревянных, что зело чувствительно.
А как же экотранспорт? А вот с ним всё прекрасно! В центре города повсеместно есть станции проката велосипедов и самокатов. Устанавливаешь приложение на телефон и пользуешься! Велик опробовал в деле. Тяжеловат, но хорош: нормальные грязевые щитки, 3 передачи, защита цепи, планетарная передача, мягкая сидушка и багажная корзина впереди. После фэтбайка несколько непривычно, но через 20 минут я освоился. Замечу, что фэты по дороге встретил, но вот в Москве они еще более избыточны, чем у нас. Если в родном городе бырыг и торговых центров легко можно найти ебеня грязь и ухабы, то в центре Москвы…. С трудом, ой, с трудом…. Отдельное примечание для веломаньяков: приложение, установленное на мобилку, потом показывает километраж и время поездки, чтоб можно было пофапать и вывесить у себя на страничке)
Велодорожки присутствуют, что тоже приятно. И это не всегда просто полоса на асфальте, есть и более продвинутые варианты. Замечу, что педестрианы на велодорожку не суются и за своими подвижными отпрысками бдительно следят (по большей части), а что самое удивительное – люди реагируют на велозвонок! В Самаре его робкое треньканье не может сокрушить покой и уверенность в выбранном маршруте впереди идущего человека. А в Москве – может. Загадка…
Городская среда
Так как приехал я в столицу не спину пролёживать в хостеле (о нём будет отдельный абзецЪ, иначе не скажешь), то по городу было протопано немало километров до позднего вечера.
Сразу бросается в глаза комфорт городской среды (кучерявый урбанист Варламов трепещет и облизывается), причём не просто бохато, шоб перед людЯми не стыдно было, а именно комфортно, дорого и аккуратно.
Точкой отсчёта стал мой хостел в Измайловском, который внес легкое смущение в закаленное сердце сталкера. Один мой друг называет такие места «клошарниками», так как склонен к сибаритству и комфорту, и в этот раз он попал в точку… Бывал я в хостелах Иркутска, Новосиба, Барнаула, но столь колоритного места не видал ранее. Для начала мне пришлось пешком подняться на пятый этаж (лифта нема), там меня встретила мрачноватая тётка-администратор, зарегистрировала и проводила по длинному коридору в номер, где моими соседями оказались трое гостей столицы из солнечной Армении, приехавшие сюда на заработки. Отдельным сюрпризом оказалось то, что кухня находится на первом этаже (хочешь пожрать – скачи вниз), а в номере есть только санузел. И на том спасибо. Наладив коммуникацию с соседями, я окинул взглядом свои апартаменты… Да, скромно, без изысков, хорошо, хоть обои не отстают. Утешился мыслью, что это чудо обошлось мне в 400 целковых за ночь и здесь я только спать буду.
Настала очередь разведки местности. Через минут 20 меня охватило ощущение, что я из Самары и не уезжал. Милые сердцу девятиэтажки, магазинчики на первых этажах жилых домов, желто-зеленые бордюры, бетонные полусферы-ограничители… Только небольшие отличия показывали, что это не Самара: другие автобусы, остановки транспорта (почище и побогаче), киоски Роспечати, общая ухоженность и отсутствие запаркованных на газонах машин. Но что роднит всех русских людей, так это образ мышления – такой указатель органично смотрелся бы и у нас .
Центр города срывает башню напрочь. Там ощущаешь себя именно в 21 веке. Москва-Сити, Парк Победы, ВДНХ, Никольская с ночной подсветкой, Красная площадь, дом на набережной, церетелевский Колумб-Петр Первый, ГУМ… Да, по-прежнему в центре перманентно ведутся строительные и ремонтные работы, но это так – шероховатости.
Обращает на себя внимание дизайн пешеходной зоны. Например, в Парке Победы пешеходные тропки выложены гладкой плиткой на фоне брусчатки, велодорожки отделены от пешеходной зоны, очень много освещения. Кстати, об освещении: хотите позависать, любуясь переходами цветов, света и тени – гуляйте по вечерней Москве. Одна Никольская, усеянная висящими фонариками, приведёт вас в восторг. Нечто схожее я видел только в «макаронном зале» пещеры Октябрьской, весь потолок которой был в тонюсеньких сталактитах, и на конце каждого в свете фонаря светилась капля воды. Но в пещеру спускаться надо на 90 метров по веревке и впотьмах, а тут – сел на поезд и ты вскоре ты на месте.
Итог: несмотря на огромное количество людей (о них будет речь в следующей главе), в городе комфортно. Есть туристические места, чтобы поселфиться, есть прогулочные, есть медитативные, есть места, пропитанные духом старины, а есть футуристические пейзажи. И всё это может находиться буквально в паре сотен метров друг от друга. Это изумительно!
Для души
Если ты приехал в столицу не за колбасой, как в позднесовковые годы, то здесь есть на что посмотреть, причём на многое бесплатно.
Начну с близких моему сердцу булгаковских мест (полный их список с картой здесь). Увы, милорды, но Патриаршие пруды уже не те! Остался лишь один (прям как в «Горце»: останется только один, хо-хо-хо!). Остались и лавочки, на одной из которых произошёл памятный разговор в самом начале романа. Замечу, что места вокруг Патриаршего весьма живописны и изысканно-тусовочны. Моим глазам самарского варвара было приятно и необычно видеть юных нимф, держащих меж изящных пальцев бокалы вина и мило сидящих на подоконниках кафе.
Видел я и два дома в готическом стиле, претендующих на звание дома Маргариты, а также подъезд дома по Садовой 302-бис, где находилась «нехорошая квартира». Увы, но музей в это время оказался уже закрыт, зато скульптура, посвященная двум известным троллям свиты Воланда , сразу попала в центр объектива.
ВДНХ по-прежнему крута. Павильоны, фонтаны, уютные кафе… Приезжайте сюда вечером и наслаждайтесь видами благо рядом Ботанический сад, где потом прекрасно бродить в тишине.
А как же музеи, театры, библиотеки? Я ж культурный человек! Именно по этой причине отстоял полуторачасовую очередь в кассу, чтобы попасть в Оружейную палату. Фотографировать там, к сожалению, было нельзя, но вот на территории Кремля это было разрешено, и в мой прицел попали Царь-пушка и Царь-колокол, а также десятки китайцев. Замечу, что подавляющее количество туристов в столице (как и на Байкале) – это китайцы. Они вездесущи. Ходят организованно, группами, с флажком на палочке, чтоб издали было видно своих. Сразу вспомнил, почему так почётно и опасно было звание знаменосца (прапорщика) в средневековом войске – ведь именно вокруг него группировались воины, именно его знамя колыхалось над толпой воюющих мужиков, позволяя узнать, где стоят свои. Вот и жители Поднебесной организованными «рыцарскими копьями» человек по 15-20 передвигаются по окрестностям Кремля.
Попал я и в Исторический музей, где наделал массу фотографий сомнительного качества, но неизмеримой сентиментальной ценности. Не прошли для меня даром передачи с историком Климом Жуковым, не прошли… В обеих экспозициях были представлены предметы обихода, посуда, церковная утварь, монеты и оружие, но больше всего меня поразило именно оружие и одежда: шлемы, рассчитанные на почти детские головы, сабли и мечи с мааааленькими рукоятками, палицы с кулачок и т.д. Мелки были предки, однако, но бойки и задорны! Вплоть до середины 19 века одежда взрослых людей сегодня была бы впору лишь подростку годов 14-ти. И еще замечание: каждая вещь является продуктом высоких технологий того времени. Что лук, что кольчуга, что шлем или меч – это high technology, ведь от них зависит, будешь ли ты жив и относительно здоров сегодня или завтра (а также твои домочадцы).
На военные девайсы полюбовался и на Поклонной горе, где расположено несколько экспозиций. Увидел там и близнеца нашего самолета Ил-2, и Т-34 с забавной надписью, и обломки сбитых немецких самолётов. Для тех, кто собирается посетить музейный комплекс: ходить там много, а посмотреть будет на что – запасайтесь терпением, едой и запивкой.
Если хотите фоточек для Инстаграма, то таких мест тоже хватает. Достаточно пройтись вечером по набережной, посетить пару кафе, вкусить пиццу и фотосет будет готов.
А если захотите совместить культурную и прогулочную составляющие – езжайте в Царицыно. Это дворцово-парковый ансамбль на юге Москвы, заложен был по повелению императрицы Екатерины II в 1776 году. Со временем многие объекты ансамбля разрушились, и на рубеже 21 века началось восстановление. 2 сентября 2007 года, в День города Москвы, состоялось официальное открытие реконструированного дворцового комплекса, в том числе восстановленного Большого Царицынского дворца. Место очень живописное, есть где погулять, покушать и на что посмотреть, а если предварительно почитать хотя бы статью в Википедии об этом месте, то и подумать.