Молодой Ван Дамм и пуанты с лезвиями: боевик «Балет и выстрел»
Здравствуйте, коллеги-киноманы. Посмотрел я боевик «Балет и выстрел» (оригинальное название Adagio for a Killer), главную роль в котором исполнил совсем ещё молодой Жан Клод наш Ван Дамм.
Фильм пролежал на полке больше 40 лет. А обнаружен был и выпущен в ограниченный прокат благодаря сделке между Ван Даммом и Lionsgate, по которой компания получает права на все ленты, в которых актёр принимал участие (на первом или втором плане – эпизоды вроде «Добро пожаловать в джунгли» не считаются). Ну а теперь, собственно, о фильме.
«Балет и выстрел» – любопытный артефакт ранней карьеры будущей звезды боевиков. Фильм, снятый за несколько лет до «Кровавого спорта», демонстрирует зачатки фирменного стиля Ван Дамма, но при этом удивительным образом предвосхищает темы, которые кинематограф будет исследовать лишь десятилетия спустя.
Ван Дамм играет Люсьена, артиста балета, чья труппа гибнет от рук нью-йоркской мафии. Оставшийся в живых, но потерявший память и получивший травму глаза, герой превращается в наёмного убийцу, чьи действия напоминают хореографические постановки. Режиссёр (некий Джон Пауэрлесс) делает смелую попытку соединить жанровые каноны боевика с эстетикой музыкального театра.
Бюджетные ограничения заметны в каждой сцене: дешёвые декорации, не всегда убедительные спецэффекты, актёры-любители на втором плане. Однако именно здесь впервые проявляется тот уникальный сплав пластики и агрессии, который позже станет визитной карточкой Ван Дамма. Его боевые сцены, особенно финальный 15-минутный «балет-бой» в горящем театре под музыку Чайковского, поражают не столько техническим исполнением, сколько неожиданной художественной цельностью.
Особого внимания заслуживает социальный подтекст картины. Для типичного боевика середины 1980-х необычно видеть сюжетную линию о детях-сиротах, которых превращают в гладиаторов. Кто-то их потом покупает для охраны, кто-то – для целей иного толка. Эта тема, едва намеченная здесь, позже получит развитие в других фильмах.
Камео Берта Янга (представившегося как Полли и надевшего шляпу) – забавный штрих для знатоков кино. С одной стороны, нельзя утверждать, что действие происходит во вселенной «Рокки», с другой, возможно, планировался кроссовер.
В общем, «Балет и выстрел» – не забытый шедевр, но важный этап в эволюции жанра. Фильм интересен прежде всего как исторический документ, показывающий, как формировался уникальный стиль одного из самых необычных актёров своего поколения. Для истинных ценителей боевиков и творчества Ван Дамма это обязательный к просмотру материал.
И пока вы не начали рыть интернет в поисках фильма, обратите внимание на число, которым датирована эта публикация, и улыбнитесь.
Диалоги о киношках
300 постов152 подписчика
Правила сообщества
будьте вежливы. "Тыкать", обзываться и материться и так весь рунет может