9

Мокра, ПМР

В одном из самых живописных уголков Молдовы притаилось старинное село Мокра. Оно будто бы струится по склонам глубокой балки, утопая в бескрайних полях. Но главное его чудо — вода, дарующая жизнь и имя. Даже в лютые морозы земля здесь дышит: из-под снега пробиваются живые озерца родников, и темные жилки ручейков бегут к шумной, никогда не замерзающей речке. Не иссякают они и в зной. За эту вечную влагу и назвали когда-то долину Мокрой, а уж потом имя перешло и на село.

Этот благодатный край — родина выдающегося молдавского композитора Евгения Доги, черпавшего вдохновение в этих тихих пейзажах. А на фасаде местного Дома культуры взмывает вверх монументальное мозаичное панно «Пробуждение», созданное в 1977 году художниками И.В. Табурцом и А.Н. Кузьминым. Его площадь в 110 м² вместила в себя целую эпоху. Это образный рассказ о крутых поворотах истории: о крестьянском восстании, крушении старого мира, первых шагах коллективизации. В разномасштабных фрагментах оживает прошлое и настоящее, а символом светлого будущего стало фантастическое древо-сад, расцветающее ярким акцентом надежды.

Эхо революции 1905 года

Панно отсылает нас к конкретным и трагическим событиям. 1905 год стал временем революционного подъема по всей Российской Империи, не обойдя и Молдавию. 6 мая в селе Мокра вспыхнуло одно из крупнейших крестьянских восстаний под предводительством местного жителя — Федора Кононовича Антосяка. Поводом стала вопиющая несправедливость: как сообщалось в донесениях, помещик Войтенко ранил двух крестьян. В ответ возмущенная толпа разгромила его усадьбу, а самого землевладельца убила.

Восстание было жестоко подавлено. Решением суда Федор Антосяк, как организатор, был приговорен к вечной каторге, а его товарищи — к различным срокам заключения. Руки и ноги осужденных заковали в кандалы, и начался их долгий, мучительный путь по пересыльным тюрьмам — от Балты и Каменец-Подольска по печально знаменитой Владимирке до самого Сахалина... Весть о победе Октябрьской революции, означавшую освобождение, пришла туда не сразу. Позади у Федора Кононовича были двенадцать долгих лет каторги. Дорога домой, из Приморья в Приднестровье, пролегла через фронты Гражданской войны, и лишь в 1923 году он смог вернуться в родное село.

Но каторга не сломила его дух. Он активно участвовал в жизни села, был членом сельсовета, организовал партийную ячейку, а в 1925 году был избран в ЦИК Молдавской АССР. Когда началась Великая Отечественная война, он, уже немолодой, вносил свой вклад в тылу, в эвакуации в Казахстане, а после Победы вернулся восстанавливать родной колхоз. Его труд был отмечен высокими наградами — орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почёта».

Федор Кононович Антосяк ушел из жизни в 1962 году, но односельчане не забыли своего героя. В 1967 году колхоз был назван его именем, а в 1977-м в селе был открыт памятник легендарному земляку.

В затишном селе Мокра с благодарностью хранят память обо всех защитниках. Здесь бережно ухожены два мемориала Славы. Один был возведен в 60-х годах (и реставрирован в 2023-м), второй — построен по инициативе самих жителей в начале 2000-х. На гранитных плитах высечены имена защитников села и 113 односельчан, не вернувшихся с войны.

Глава администрации села Людмила Михальченко рассказывает трогательную историю об одном имени, выбитом в самом конце списка героев. Это имя не местного жителя, а того, кто погиб, защищая Мокру. В начале 2000-х в село приехала Ганна Гайша из Черкасс. Она искала могилу своего отца, разведчика Ивана Назаровича Лазоренко, который, как выяснилось из архивов, погиб и был похоронен здесь. Более 20 лет длились ее поиски, и она сдержала клятву, данную на могиле матери, — нашла место последнего упокоения родного человека. Так еще одно имя обрело вечный приют и память в благодарном селе.

Таким предстает село Мокра — место, где история живет в струях родников, в красках мозаики и в граните памятников, связывая прошлоети настоящее